Права человека представляют собой естественноисторическое явление. Они возникают и развиваются, исходя из природной и социальной сущности человека в соответствии с историческим этапом развития общества[1].
Основной принцип любого права, выражающий его специфику и отличие от всех иных видов социальных норм и типов социальной регуляции, это по своей сути принцип формального равенства фактически различных людей, выступающих в роли участников определенного круга общественных отношений. Ключевую роль в концепции прав молодого человека играет понятие субъекта права, выработанное еще юристами Древнего Рима. Философской основой социального института прав и свобод личности выступает учение о свободе как о естественном состоянии индивида и ее высшей ценности после самой жизни. Эти истины были осознаны уже на ранних этапах становления общества, но формирование четких представлений о содержании свободы и ее соотношении с государство протекало в течение многих столетий. Начиная с «Теогонии» и «Трудов и дней» Гесиода, трудов Вольтера и Монтескье, работ Локка и Милля, Пейна и Джефферсона права человека постепенно приобретали свое современное, строго научное, юридически закрепленное и принятое в большинстве развитых стран мира понимание. Принципиально оно может быть сведено к следующему.
Независимо от возраста, пола, национальности, веры и других особенностей, находящихся под охраной государства, любой человек должен иметь все естественные, неотчуждаемые права и свободы. Кроме этого государство обязано нести перед человеком любого возраста, взрослым и ребенком, определенную ответственность за их строгое соблюдение.
В международном праве идея защиты несовершеннолетних развивалась в течение многих веков. Однако активизировался этот процесс с юридической точки зрения только в XIX веке, когда был выработан формализованный документ - Концепция защиты прав детей. Первой практической попыткой защитить права детей стало создание Института общественного призрения. Итогом действий было издание в Англии в 1908 г. Children Charter или Habeas corpus детей, вступившего в силу с 1909 г. Это своего рода первый опыт кодификации прав детей, который в будущем составил базу более полного ювенального законодательства. Закон устанавливал одинаковые права для всех детей - законнорожденных и незаконнорожденных, признавал необходимость правильного, и вежливого отношения к любым детям. В 1912 г. в Бельгии принимается Закон «О защите детства», а в 1919т. создается «Народная организация опеки над ребенком». Цель ее заключалась в координации действий различных организаций, призванных обеспечивать реализацию идеи защиты прав детей. Высокая эффективность координационной деятельности вызвала интерес и в других странах, что положило начало международному сотрудничеству в деле защиты прав несовершеннолетних [5].
Первым международным документом, где поднималась проблема социальных прав малолетнего человека, стала Женевская декларация 1923 года. Впервые в истории человечества сформулировано право ребенка на помощь, воспитание и защиту, причем в тех областях жизни, где раньше речь шла только о филантропии. Основной тезис Женевской декларации: «Человечество должно дать детям все, что у него есть лучшего». Ее положения были направлены на создание оптимальных условий, обеспечивающих нормальное физическое и психическое развитие любого ребенка. Однако документ носил лишь декларативный характер, в то время как реальная правовая защита была возможна лишь путем создания и введения норм национального права на основе принятия развитыми государствами соответствующих международных договоров. Первым подобным документом стала «Всеобщая Декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 г. общим собранием ООН и вступившая в силу с 1976 года. В ней, сформулированы основы защиты прав детей. Свое развитие Декларация получила в Пактах прав человека, гарантирующих равные права всем детям и обеспечение их основных социальных потребностей.
Международное право XX века отводит области охраны прав ребенка весьма существенное место. Права ребенка (как человека) закреплены в таких международных нормативных актах, как: «Декларация прав ребенка» (20.11.1959 г.); «Конвенция о «борьбе с дискриминацией в области образования» (14.12.1960 г.); «Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов» (14.12.1974 г.); «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (3.12.1986 г.); «Конвенция об охране материнства» (4.06.1952 г.); Конвенции Международной организации труда (МОТ) в части, касающейся минимального возраста работников различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также в нормативных документах национальных законодательств. В ноябре 1985 г. Конгрессом ООН одобрены «Правила правосудия в отношении несовершеннолетних», известные как «Пекинские правила». Они утверждены Ассамблеей ООН и действуют во всех регионах мира. «Конвенция о правах ребенка» (ратификационная грамота), подписанная Президентом СССР 10 июля 1990 г. и вступившая в действие на территории России 15 сентября 1990 г., действует и ныне в силу правопреемства. Согласно этому документу, ребенок является субъектом всех прав человека, заложенных в международных документах. Конвенция уточняет права ребенка, адаптируя закон к потребностям детей, обеспечивая ребенку преимущественное (относительно взрослых) право. Конвенция - это международный договор, признавая который, каждая страна - член ООН обязана соблюдать и выполнять основные его требования, в том числе путем внесения дополнений и изменений в национальное законодательство в целях защиты детей от всякого рода посягательств. В Конвенции также предусмотрен механизм контроля за исполнением ее постановлений.
Декларация прав ребенка, регулирующая положение ребенка в современном мире, развивает идею «Доброе - детям» и состоит из 10 принципов, основные из которых гласят: [4]
• ребенку, независимо, от цвета кожи, языка, пола, веры законом и иными средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены условия и возможности, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым, развиваться в условиях свободы и достоинства;
• ребенок должен быть первым среди тех, кто получает защиту и помощь, а также должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
В преамбуле Декларации прав ребенка говорится: «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так» и после рождения».
Ст. 1 «Конвенции о правах ребенка» устанавливает, что ребенком признается любое человеческое существо: до достижения им 18-летнего возраста. Особенность положения детей состоит в том, что они согласно внутреннему законодательству государств не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние, но в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, уровнем развития, положением в семье.
Основными неотъемлемыми правами ребенка, присущими ему с рождения, являются право на жизнь, здоровье, свободное физическое, духовное и интеллектуальное развитие, право на имя и гражданство, право пользоваться благами социального обеспечения, право на первоочередную защиту от любой формы эксплуатации, дискриминации по любому признаку, жестокого обращения, а также защиту от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или иную форму дискриминации [3].
Ребенок, хотя и незрелый пока нравственно и физически, предстает как субъект права, из чего следует, что ему присуща не только система прав, но и соответствующая им специфическая система юридических обязанностей. Обе эти системы развиваются по мере взросления ребенка и достигают своего максимума к моменту наступления полной социальной дееспособности, а также деликтоспособности (т.е. способности нести юридическую ответственность).
В российской правовой системе права ребенка как гражданина страны, а также определенные их гарантии содержатся в «Декларации прав и свобод человека и гражданина России» (1991 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), Семейном кодексе (1996 г.), в законодательстве об охране здоровья, об образовании, о труде и в ряде других законодательных актов, в том числе и в тех, которые сейчас еще дорабатываются. В последнее время издан ряд указов Президента РФ по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства. Так, издан Указ Президента России «О президентской программе «Дети России» 18 августа 1994 г. Цель программы - улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития. В 1995 году Президентом РФ был утвержден Национальный план действий в интересах детей. С середины 90-х годов XXвека Российское государство определило в качестве одного из основных направлений своей деятельности «укрепление правовой защиты детства». В этой связи были приняты Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120-ФЗот 24 июня 1999 г.) и «Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 годы»» (Постановление Правительства РФ № 732 от 3 октября 2002 г.). Однако в Российской Федерации до недавних пор практически отсутствовала правовая защита детей в области трудовых отношений; отсутствовала ответственность взрослых за нарушение прав ребенка на неприкосновенность его личности, за посягательство на его честь и достоинство; отсутствовали нормы права, регулирующие права ребенка на свободу совести и вероисповедания, надлежащее воспитание, охрану здоровья, а также нормы, направленные на борьбу, с детской наркоманией.
Соответствующие документы в этом направлении были приняты в России лишь в 1998 году. Наиболее важным из них является Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В законе установлены цели государственной политики в интересах детей, основные направления и организационные основы гарантий прав ребенка. Закон возлагает на органы государственной власти обязанности по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Закон гарантирует защиту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, под которыми понимаются дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети с отклонениями в поведении. Государство гарантирует им разработку и проведение индивидуальных программ реабилитации в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни-детей (которые, правда, пока не разработаны и не приняты в законодательном плане); гуманное обращение и квалифицированную юридическую помощь в случае совершения преступления; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении их прав, и компенсацию причиненного вреда [2].
В 1996 г. в России был принят новый Уголовный кодекс, в который впервые была включена соответствующая глава о преступлениях против несовершеннолетних. Несовершеннолетним гарантируется уголовно-правовая охрана от преступлений, связанных с посягательствами на их нормальное воспитание, здоровье, материальное обеспечение, право на воспитание в собственной семье, защиту от жестокого обращения со стороны взрослых.
Следует отметить, что Уголовный кодекс предусмотрел повышенную ответственность лиц, на которых непосредственно возложена обязанность по воспитанию детей, - родителей, педагогов, опекунов, попечителей, тренеров и т.п. В некоторых других главах Уголовного кодекса также прописана повышенная ответственность за посягательство на личность (жизнь и здоровье, половую свободу, и неприкосновенность) несовершеннолетних и детей. В то же время в законе заложен дифференцированный подход к уголовной ответственности несовершеннолетних. Например, в ст. 20 ч. 3 УК РФ оговорена возможность освобождения от уголовной ответственности для несовершеннолетних, имеющих отсталость в психическом развитии, не связанную с психическим заболеванием. Нормы, об уголовной ответственности и наказании также определяют особенный подход к несовершеннолетним, предусматривая возможность замены уголовного наказания принудительными мерами воспитательного характера, сокращая сроки давности, судимости (глава 14 ст. ст. 87-96 УК РФ) [6].
Аналогичной позиции придерживается и новый Уголовно-процессуальный кодекс (введенный в действие с 1 июля 2002 г.), регулирующий особенности привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, а также правила правосудия в отношении несовершеннолетних. В частности, несовершеннолетним гарантирована обязательная бесплатная юридическая помощь адвоката при задержании, заключении под стражу, в суде. Во многом эти документы воспроизводят и развивают концепции и нормы, содержащиеся в актах международного права с учетом российской специфики. Важная роль в защите прав и интересов ребенка возлагается на разрабатываемый в НИИ детства проект Федерального Закона Российской Федерации «О правах ребенка». В нем, помимо закрепления международных норм Конвенции о правах ребенка, вводятся и новые современные нормы.
Однако на данный момент времени сложившуюся систему правовой защиты несовершеннолетних в нашей стране нельзя признать совершенной.
В Российской Федерации нет пока сводного законодательства (своеобразного кодекса законов) о правах и обязанностях несовершеннолетних, о механизме защиты их прав. Положения по данным вопросам находятся в различных законодательных и нормативных актах федерального уровня, которые далеко не всем известны. Нередко они оказываются непонятными и даже противоречащими Друг Другу, что затрудняет осуществление и защиту прав несовершеннолетних. Следует отметить: все элементы, регулирующие правовые аспекты прав и свобод, защиты и развития несовершеннолетних граждан Российской Федерации, содержатся в актах отдельных отраслей права и процесс их объединения только начинается.
Правовые гарантии детства становятся перспективной областью государственного регулирования, которая все в большей степени должна распространяться и на негосударственные структуры, включать в себя заботу о детях, их правах, свободах, защищенности, проявляемую обществом в наиболее эффективных формах.
Проблемы правового положения детей и подростков в России составляют сегодня малоисследованную область правовой науки. Несмотря на то, что отдельные аспекты проблемы (уголовная ответственность несовершеннолетних, дееспособность и правоспособность детей и подростков) достаточно широко рассматривались, в юридической литературе, системный анализ всего правового поля, в котором находятся несовершеннолетние, еще не проводился специалистами [7].
Список использованной литературы:
Документы ООН Миланский план действий. Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка // Советская юстиция. – 1992. № 13-16.
Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: советы юриста. – М., 1998.
Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXІ века. Материалы Российской научно-практической конференции: в 2т. – СПб., 1998; Правосудие в отношении несовершеннолетних. – ЮНИСЕФ, 1998.
Пивненко В.Н. Программа «Дети России»: реалии, приоритеты, опыт региона // Аналитический вестник информационно-аналитического управления Совета Федерации. 1999., № 11.
Слуцкий Е.Г. Основы ювенологии и ювенальной политики. – СПб., 2000.
Уголовный Кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2009.
Хорьков В.И., Волчецкая Г.С., Лонская С.В., Казакова Г.В. Защита прав и ответственность несовершеннолетних: современные проблемы. Монография. – Калининград. – 2004.