ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВУ

Мамаева В.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основной формой учебно-воспитательной работы в области права в современной системе общего образования является урок. Специалисты называют его логической единицей правового курса. Эта известная в мире форма организации учебной деятельности, имея глубокие исторические корни и много раз критикуемая в среде практиков и теоретиков, тем не менее прошла серьезное испытание временем и доказала свою пригодность к современной системе юридического образования.

Учебное занятие по праву — это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников, направленная на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирования умений пользоваться полученными юридическими знаниями в практической деятельности.

В современной дидактике к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, продолжительность урока в школе в зависимости от возраста детей устанавливается от 35 до 45 минут. Учитель права не должен задерживать школьников на перемену, которая дана ученику для отдыха. В разработке новых санитарно-гигиенических правил для процесса обучения принимали участие врачи, призванные следить за здоровьем обучаемых. Учитель права, однако, при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и прочее). Обращается внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой на восприятие правового материала, распределение по группам при интерактивном методе обучения и прочее).

Урок по праву может рассматриваться как интегрированное взаимодействие пяти составляющих компонентов:

учитель права; обучаемые; юридическое содержание учебных курсов; способы деятельности; цель и результат.

Рассмотрим кратко составляющие компоненты каждого элемента.

1. Что характеризует учителя права?

  1. Знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция.

2.Педагогическое и методическое мастерство:

а) умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым;

б) умение создать благоприятный психологический климат в ходе главного занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение;

в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы.

Заметим, что учитель «никогда не должен опускаться до аудитории, он обязан поднимать ее до себя» (В. Ленин). Учитель должен обладать высшей степенью способностей привлекать к себе людей. Используя юмор в правовом обучении, учитель может заранее заготовить определенные механизмы, помня о замечательной мысли, которая была высказана государственным секретарем США Г. Киссенжером в XX в.: «Я всю жизнь закрывал глаза на недостатки людей и подчеркивал их достоинства». Это значит, что именно в правовом обучении важно знание психологических приемов культуры общения.

3. Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность). Учитель права должен обладать хорошей дикцией, которая выражается в четкости произношения с обязательным написанием на доске, ватмане каждого нового термина. Интенсивность речи преподавателя права проявляется в ее громкости,

4. Стиль взаимодействия учителя с учеником. Специалисты выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили взаимоотношений. В области правового обучения при знакомстве с новыми обучаемыми следует применить авторитарный стиль взаимоотношений, предъявив определенные требования и рассказав о содержании учебной дисциплины «Право». Через два-три занятия следует перейти к стилю демократического общения, на базе которого и выстраивается дальнейшее правовое образование.

5. Внешний вид педагога имеет большое значение в правовом обучении.

2. Вторым компонентом учебного занятия по праву являются обучаемые.

Их характеризует: активность и самостоятельность в освоении юридического материала; уровень учебных умений и навыков; навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам); степень дисциплинированности и организованности обучаемых.

3. Третьим компонентом учебного занятия по праву является юридическое содержание.

При его анализе следует обращать внимание на такие параметры, как:

  1. Научность юридической информации, ее достоверность.

  2. Доступность материала определенному адресату. Материал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых.

  3. Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью.

  4. Наличие новизны изучаемой прав проблемы.

  5. Оптимальность объема предложи юридической информации.

4. Четвертым компонентом учебного занятия по праву является система методических приемов организации учебной деятельности.

При этом обращают внимание на рациональность и эффективность использования времени на уроках права. Специалисты считают, что усвоение информации правового характера осуществляется неодинаково на различных этапах урока. Так, с первой по четвертую минуту обучаемые способны усвоить лишь 60% материала, а с четвертой по двадцать третью минуты — 90%, с двадцать третьей по тридцать четвертую минуты усваивается 50% той информации, которая предложена на уроке. С тридцать четвертой по сорок пятую минуту процент усвоения информации падает. Учитывая эти особенности, учитель права может выстраивать свою систему организации учебной деятельности на уроке, осознавая, что в конце учебного занятия не следует давать новый материал, заканчивая по праву четкими итоговыми выводами (так используется психологический прием, объясняющий, что «концовка остается надолго в памяти человека»).

Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

  1. Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период усвоения сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у обучаемых на уровне подсознания заложена информация о существующем впереди выходном дне.

  2. Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву.

  3. Обращают внимание и на уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия.

  4. Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности.

  5. Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых.

5. Пятым компонентом является цель и результат учебного занятия по праву.

Здесь следует обратить внимание на:

  1. Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и безусловно достижимой.

  2. Необходимо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.

Если оценивать занятие по праву по данной методике, выставляя за каждый параметр отметки от 1 до 5, то в случае лишь, когда набирается по 25 показателям 85 и больше баллов можно констатировать отлично проведенное занятие. При количестве баллов ниже 45 — занятие оценивается как неудовлетворительное.

В правовом обучении необходимо обратить внимание на один очень важный принцип методики: изучение нового правового материала должно сочетаться с закреплением того, чтобы было изучено ранее.

Список использованной литературы:

  1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся.М.,2011.

  2. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX—XXI веков. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.

  3. Морозова С.А. Правовое воспитание подрастающего поколения//Право в школе № 2, 2010г.

Просмотров работы: 781