Сегодня много говорят о патриотизме, гражданственности, любви к малой Родине и людям, живущим в ней. Осознавая свою причастность к Родине, так необходимо обратиться к словам Н. Г. Чернышевский, который писал: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».
Мое дошкольное детство прошло в городе Богородицке Тульской области. Я не понаслышке знаю о Богородицком парке, созданном удивительным русским человеком, ученым-энциклопедистом А.Т. Болотовым. Не раз была на экскурсиях в музее графов Бобринских, у которых Андрей Тимофеевич работал управляющим почти всю свою жизнь. Меня крестили в храме Казанской Божьей Матери - домовом храме графов Бобринских. Переехав жить в Тулу, я каждые каникулы возвращаюсь в этот удивительный город, любуюсь тем, как меняется в разные времена года парк. Сегодня – я ученица 5 «А» класса общеобразовательной школы №8 г. Тулы.
Открытием для меня было то, что мои одноклассники никогда не были во дворце – музее графов Бобринских и почти ничего не знают о нашем замечательном земляке - удивительном русском человеке А.Т. Болотове. Странно, ведь г. Богородицк всего в 70 километрах от г. Тулы. Я обратилась с этой проблемой к моему классному руководителю – Васиной С.В. Педагога эта проблема тоже заинтересовала. Было решено провести анкетирование детей нашего класса на предмет знаний о жизни и деятельности А.Т. Болотова.
Результаты анкетирования учащихся 7 «класса» при ответе на вопрос «Создатель первого детского театра в России».
Результаты анкетирования учащихся 7 «А» класса при ответе на вопрос «Кто в России начал выращивать картофель и говорить о его пользе?».
Таким образом, противоречие между потребностью осмысления образа нашего земляка А.Т. Болотова как примера для подражания и гордости за Тульский край и отсутствием знаний о нем у моих сверстников, определило проблему моей исследовательской работы. Наша задача – познакомить моих сверстников с наследием нашего великого земляка А.Т. Болотова. Чтобы мы, молодое поколение, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времени, унаследовали все лучшие человеческие качества, присущие великим людям нашего государства; учились и брали с них пример.
Основная часть
Для меня стало актуальнымзаинтересовать своих ровесников жизнью и творчеством А.Т. Болотова ученого - энциклопедиста, незаслуженно забытого его земляками. Мне кажется, сегодня нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». Все мы за свои тринадцать лет успели побывать в далеких жарких странах, посмотреть на достопримечательности и культурно - исторические памятники других народов. Но, иногда задумаешься: «Где мы были в России? Что знаем о своей Родине и людях, ее прославивших и оставивших свое имя на века?» Как важна сегодня память «из рода в род».
Приступая к исследованию, я задала себе вопрос, где можно найти необходимые сведения. В первую очередь это интернет-ресурсы, библиотеки (читальный зал, абонемент, изготовление ксерокопий), музейные фонды и исследовательские труды специалистов, работающих в музеях, беседы с сотрудниками муниципального театра «У Гаши», научными сотрудниками Богородицкого Дворца-музея и др.
Рассматривая жизнедеятельность А.Т. Болотова, необходимо констатировать уникальность его наследия для общества. Мне выло особенно интересно узнать условия формирования его уникального таланта.
В 2013 году отмечался двойной юбилей Андрея Тимофеевича Болотова (7 октября 1738 — 4 октября 1833) — тульского энциклопедиста. 275 лет со дня рождения и 180 лет со дня смерти. Андреем Тимофеевичем написано свыше 350 томов научных и литературных произведений, из которых около 4 тысяч научных работ было опубликовано. По масштабам личности, разносторонним дарованиям и научным достижениям А.Т. Болотова можно сравнить с М.В. Ломоносовым, однако имя первого русского ученого-агронома долгие годы было почти забыто.
Андрей Тимофеевич рано потерял своих родителей, и то время, когда они были так важны для его становления (помощи, поддержки, советов) он остался без родительской любви. Главным в становлении А.Т. Болотова были книги, любовь к чтению, проявившаяся уже в раннем детстве. Читая описание жизни А.Т. Болотова (написанные им самим или учеными – исследователями), я каждый раз удивлялась его способности все схватывать «на лету», ему было интересно все. У своего дяди, отставного военного, он находит книги по геометрии, в которые «окунается с головой», переписывает их для себя.
Интересно, что в свободное от военной службы время А.Т. Болотов знакомится со многими профессорами кёнигсбергского университета (Пруссия), берет у них книги и слушает их лекции. Известен факт, что Андрей Тимофеевич всегда имел при себе книги и краски для рисования.
Интересен тот факт, что после вступления на престол Екатерины II. А.Т. Болотов предпочёл науку военной службе и вышел в отставку в чине капитана, поселившись в своём родовом имении Дворяниново. Там он собирает уникальную библиотеку, которая имела большой значение не только для него самого, но и для детей, внуков и более далеких потомков. Бережем ли мы книги, как относимся к ним…?! Вот вопрос, на который не каждый сегодня готов дать положительный ответ. В библиотеке ученого насчитывалось около 1300 книг, из них более половины на иностранном языке. Его талант возрос и окреп не в академии, не в университете, а в захолустном имении Тульской губернии – там были его опытные поля и сады, там была у него из крупнейших усадебных библиотек, там у него был рабочий кабинет.
В процессе подборки материала для творческой работы нам встретились замечательные слова самого ученого, позвольте процитировать: «Лучшею наградою за весь подъятый толь великий труд было для меня собственное сознание: что я, сосвоей стороны, был полезным для своего отечества» [5]. Мы – ученики обычной российской школы тоже задали себе вопрос: «Каким надо стать человеком, чтобы стать полезным для своей школы, своего района, города и страны в целом? По нашему мнению, надо много трудиться, научиться понимать друг друга и обязательно иметь опору (стержень) – это мне кажется ценности - наша семья, педагоги и великие люди государства российского.
Сегодня очень много информации можно получить из интернета, но нам хотелось обратиться к первоисточникам и работам современных российских ученых, изучавших и изучающих жизнедеятельность А.Т. Болотова. Мы отправились в г. Богородицк. Там, у нас состоялась встреча научными сотрудниками Богородицкого Дворца-музея О.В. Перовой и М.В. Жерздевой.Обойдя все залы музея, мы побывали в воссозданной комнате, в которой мог бы работать ученый. Атмосфера Дворца - просто непередаваемая! Мне показалось, что Андрей Тимофеевич вышел на минутку и скоро вернется.
Там, в музее, в обстановке дальнего прошлого, мы явно ощутили талант А.Т. Болотова как писателя, ученого, селекционера, журналиста, организатора, архитектора - человека разносторонних знаний и наклонностей. Письма, акварели рук А. Т. Болотова и его сына свидетельствуют об образцово организованном хозяйстве богородицких имений. Сотрудники музея рассказали нам о том, ученый принимал участие во всех делах Богородицка. Активно включился в работы по строительству дворца и соборной церкви, разработал проект будущего расположения города, прекрасно сочетая новые правила градостроения с местным ландшафтом. Но самым главным результатом богородицкой деятельности Болотова явился созданный им замечательный парк. Пруды, каналы, искусственные каскады-водопады украшали этот парк, равно как и прекрасные беседки, гроты и другие «затеи». Каким был парк, можно представить, перелистывая созданный им альбом с акварельными зарисовками. К сожалению, многое из того, что создал А.Т. Болотов, не сохранилось. Болотов по поводу разведения и устройства парков писал: «Не было бы ни мало постыдно для нас то, когда б были у нас сады ни английские, ни французские, а наши собственные и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими» [5]. Да, да, именно, Российские хочется соглашать и соглашаться с ученым – наши сады.
Нас - ребят 21 века может удивлять гражданская позиция А.Т. Болотова, который так радел (заботился) о российской земле и людях, живущих на ней. И что очень обидно, ведь так показывают результаты анкетирования моих одноклассников на предмет знаний о великом русском ученом А.Т. Болотове , мы - дети 21 века не знаем этого имени.
Мне было очень интересно узнать о научных интересах А.Т. Болотова. Я подготовила слайды презентационных материалов для своих одноклассников. Они были очень удивлены разносторонним интересам А.Т. Болотова.
Из разнообразных источников я узнавала, что А. Т. Болотов внес большой вклад в развитие русской культуры. Благодаря просветительской деятельности Болотова в Богородицке в 1784 г. было открыто первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей. В Богородицке им был создан первый в России детский театр (1779 – 1781), для которого он сам писал пьесы, ставил их с детьми, рисовал декорации, исполнял некоторые роли. Дома А. Т. Болотова в Богородицке и Дворянинове становились культурными центрами местного населения, где устраивались музыкальные и литературные вечера, театральные представления. А.Т. Болотов писал: «Вступление в сей Новый Год моей жизни ознаменовалось особенным мероприятием, которого у меня никогда на уме не было, а именно восхотением смастерить у себя небольшой домашний театр, на котором бы все наши дети могли представлять театральные пьесы»[6].
В Борогодицке мне повезло, после спектакля «Снежная королева» я встретилась с художественным руководителем театра «У Гаши» Карповой Еленой Васильевной. Она много рассказала мне об истории создания театра, показала афиши, фотоальбомы. Рассказала, что поначалу постановки проходили в овальном зале Дворца-музея, где в XVIII веке шли спектакли первого в России детского театра, созданного управляющим имения ученым-энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым.
Сегодня театр «У Гаши» во многом продолжает традиции детского театра А. Т. Болотова. В театре одновременно играет три состава: взрослый, детский и молодежный, которые иногда встречаются в рамках одной постановки. Я узнала среди актеров театра учеников моей бабушки (она учитель истории обной из школ города Богородицка). Дети говорили, что театр, в котором они играют неоднократно обращался к пьесам XVIII века, исполнявшимся в богородицкой усадьбе театром А. Т. Болотова. Прежде всего - это произведения самого А. Т. Болотова «Честохвал» и «Несчастные сироты».
Таким образом, изучив ряд материалов и представив их для ознакомления своим одноклассникам (в рамках классного часа «Великие люди Тульского края», бесед на переменах), нами был сделан следующие вывод: жизнь А.Т. Болотова - это постоянный кропотливый труд над самим собой с целью преобразования всего, что его окружает (людей, природы, строений и т.д.).
В рамках исследования мы предприняли попытку рассмотреть систему ценностей удивительного русского человека, которая была опорой всей его непростой жизни и постарались сравнить ее с ценностным миром современного ученика 7 класса.
С целью выявления ценностного мира моих одноклассников, мы провели анкетирования и получили следующие результаты. Детям было предложено ответить на вопрос «Что делает человека счастливым?».
В ходе классного часа, посвященного великим тулякам, я предложила своим друзьям позицию А.Т. Болотова по этому вопросу. В интернете я наткнулась на диссертационное исследование Щеблыгиной Ирины Васильевны «А. Т. Болотов и его система ценностей». Исследователь констатирует, что важным условием человеческого счастья Андрей Тимофеевич считал положение личность в обществе. При этом он придерживался такой позиции: отношение к тебе людей в первую очередь зависит от того, как ты сам к ним относишься. Вот его собственные слова: «... я обходился со всеми дружелюбно, просто, бесхитростно, чистосердечно, откровенно, ласково и снисходительно. И за то был всеми любим и почитаем добрым человеком, а сие для меня было всего дороже» [6]. Неиссякаемым источником человеческого счастья А.Т. Болотов считал общение с природой. По его мнению, с раннего детства нужно раскрывать перед детьми красоту окружающего мира, прививать умение понимать ее и наслаждаться ею, тем более что это так доступно.
Мы долго спорили с ребятами, был ли Андрей Тимофеевич прав, говоря, что не может быть человек подлинно счастливым, если его не любят и не уважают другие люди. Очень интересна для ребят оказалась мысль ученого о том, что главными врагами человеческого счастья, являются безделье и скука. И наоборот, труд, особенно творческий, любимый, способен доставить человеку истинное наслаждение жизнью, подлинное счастье.
Результаты анкетирования учащихся 5 «А» класса при ответе на вопрос «Согласен ли ты с позицией А.Т. Болотова о счастье?».
А. Т. Болотов по праву принадлежал к лучшим людям своего времени, борющимся за просвещение своей страны и двигающим русскую науку вперед. Он по праву может считаться не только гордостью земли тульской, но и гордостью и славою отечественной науки и культуры.
В конечном счете, не так важно, кем мы станем во взрослой жизни, а важно – какими людьми мы будем. И нам есть с кого брать пример великой работоспособности, самоотдачи и служения Родине.
На основе подобранных материалов мы разработали экскурсионный маршрут по местам, связанным с жизнь и творчеством А. Т. Болотова по Тульской земле. Скоро наступят летние каникулы, и мы обязательно отправимся в увлекательное путешествие по нашему маршруту. Я представляю себе глаза моих друзей, когда они увидят веерное расположение улиц моего любимого города Богородицка, как на смотровой площадке Дворца-музея ветер будет развивать наши волосы и мы будем рады тому, что является частью нашего великого народа, нашей любимой страны – России.
В заключении сделан ряд выводов: Пример Андрея Тимофеевича Болотова, его непрестанный труд, постоянная мыслительная работа, его энциклопедические знания, радение о благе Отечества дороги нам всем. Он доказал, что можно в любых условиях, проявляя пытливость, настойчивость и трудолюбие, добиться таких результатов, которые поразят не только современников, но и потомков.
Наше исследование позволило констатировать,что заслуги А.Т. Болотова многогранны. Полагаем, что в Тульской области можно учредить поощрительные премии им. А.Т. Болотова в различных номинациях. Они могут вручаться гражданам Тульской области достижения в области управления, науки, культуры, педагогики и т.д. Сегодня возможно инициировать конкурсы, посвященные А.Т. Болотову в разных направленностях дополнительного образования детей (в частности, художественной – театральные фестивали детских театральных коллективов).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Данное исследование имеет практическую значимость, т. к. выявленные материалы можно использовать:
- при проведении классных часов в нашей школе,
- при подготовке материалов для школьного сайта,
- при изучении истории, литературы, физики, биологии и др.
- при написании творческих работ учащихся.
Надеемся, что наше исследование способствует нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формированию гражданской идентичности личности подростка. На основе данного исследования был разработан экскурсионный маршрут по местам, связанным с жизнью и творчеством А.Т. Болотова.
Полагаем, что материал данной исследовательской работы может быть полезен всем, кто интересуется отечественной историей, наукой и культурой.
Список использованных источников и литературы
Андрей Тимофеевич Болотов: Библиографический указатель /Тульская областная библиотека им. В. И. Ленина. Сост. А. Д. Афанасова. Тула, 1988. - 58с.
Бердышев А. П. Андрей Тимофеевич Болотов - выдающийся деятель науки и культуры. М. , 1988. – 102с.
Бердышев А. П. Андрей Тимофеевич Болотов - основоположник русской сельскохозяйственной науки. М. , 1988.
Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков: В 4 т. Спб. , 1870-1873. - 256с.
Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков. М. , 1986. – 387с.
Болотов А. Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова: В 2 т. Тула, 1988.
Любченко О. Н. Андрей Тимофеевич Болотов. Тула, 1988. – 89с.
Любченко О. Н. Есть в Богородицке парк. Тула, 1984. – 125с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. – 78с.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
4