ДЕТИ С ОВЗ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДЕТИ С ОВЗ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ И ДЕТЯМ.

Мамчуева Д.М. 1
1Ставрополь, Северо-Кавказкий Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема которая касается каждого, и в то же время не всех. Мы не готовимся к этому, но малая вероятность этого есть. Если в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья родители ребенка не знают с чего начать, как грамотна планировать помощь своему ребенку. Эту тему развивала в своей статье психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителем Буйнова Е.В., Черепкова Н.В. «Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, это всегда психологический стресс для родителей и родных. Проявление этого стресса в каждой семье происходит по-разному. У кого- то это проявляется в эмоциональной неустойчивости, нервных срывах, у кого- то в психологической подавленности, которая в дальнейшем может перерасти в депрессию, а у кого то и вовсе проявляется замкнутость в себе, растерянность и отчаяние.

Актуальность данной проблемы можно рассматривать в нескольких направлениях:

На соматическом уровне – необходимо прервать психологическую цепочку, которая берет начало на заболевании ребенка, ведет к психогенному стрессу у родителей и ближайшего окружения, в свою очередь это провоцирует заболевания психического и соматического плана.

На социальном уровне необходимо установление доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, впоследствии нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть образуется определенный микросоциум в котором и будет воспитываться этот ребенок.

На психологическом уровне основывается необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает серьезнейшее разрушающее действие на психику родителей и ближайшего окружения.[1].»

По этой причине работа с родителями таких «особых» детей надо выстроить в несколько этапов. Во-первых, и одной из главных является не дать самим родителям впасть в депрессию, в прострационное состояние, активизировать желание родителя к развитию своего ребенка, выявить склонности ребенка, и помочь в развитии тех или иных качеств.

Во вторых на развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни.[2] От классификации нарушении зависит и направление коррекционной работы. Классификации предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

  1. дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

  2. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

  3. дети с нарушениями речи;

  4. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР);

  6. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

  7. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

  8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).[3]

И последнее родители не должны забывать что и для самого ребенка, положение в котором он находится, является пугающим, и без грамотного вмешательство взрослых, ребенок как индивид будет чувствовать себя «не таким», ребенок должен понимать, он личность! Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:

Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

Принцип психологической безопасности.[2]

Способы адаптации, психотерапия и психокоррекция. В настоящее время есть множество методик и технологии, для обучение и развитие малышей. Рассмотрим некоторые из них.

Дети с нарушениями слуха. В воспитаний и обучении , таких детей есть ряд сложностей, и особенностей которые в будущем стоят перед родителями. В конечном итого, выбор стоит именно за ними, отправить в интернат, или же обучать ребенка, в домашних условиях. Есть пару методик обучения.

Обучение жестовому языку, это можно сказать отдельный язык, состоящее из множество жестов, руками, губами, мимикой лица, и даже движениями корпуса тела. Так же к жестовому языку относиться, дактилология- своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку.[4]

Устный метод система воспитания и обучения глухих на основе преимущественного использования устной речи и письменной речи, что более свойственно для человеческого мышления, нежели жестовая мимика.

Так же в методику обучение глухих и слабослышащих входит билингвистический метод. Вообще билингвизм- практика попеременного пользования двумя языками, в случае изучаемой темы, это умение одинакова хорошо, пользоваться жестовой , устной и письменной речью.

Дети с нарушениями зрения, разработано множество наглядных пособии. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются в соответствии с изучаемой темой с тифлопедагогом или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.

Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.

Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.

Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.

Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность, рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы[5]

Главным принципом является, развитие от легкого к сложному, не требуя от ребенка завышенных результатов.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Нарушение речи, делиться на множество классификации. Методикой обучение таких детей как и во всех нарушениях, делиться по степени тяжести. Практические методы включают в себя упражнения, игры и моделирование.

Упражнения представляют собой многократные повторения различных заданий.

подражательно-исполнительские: логопед показывает ребенку образец действий, ребенок повторяет за ним.

конструирование в различных видах: применяется в логопедической работе, в основном при нарушениях письменной речи, когда дети учатся конструировать буквы из различных элементов;

упражнения творческого характера применяются, когда ребенку нужно уметь использовать полученные знания, навыки в новых ситуациях (например, придумывание слов с заданным звуком, отбор картинок по определенной теме и т. п.).

Игры — метод, при котором игровая деятельность сочетается с объяснениями, показом, указаниями и вопросами, являющимися дополнительными приемами. Основными видами этого метода являются сюжетно-ролевые игры, и т.д.

Моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. [6]

В этой статье не было раскрыто в полной мере те или иные проблемы особых детей, надо рассматривать нарушения со всех сторон, изучать проблему с психологом, педагогом (логопедом), а так же с медицинской стороны. И последнее Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни малыша. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Необходимо помнить, что конфликтные ситуации и любые проявления агрессии приведут к противоположному результату и весьма негативно повлияют на и так неокрепшую психику малыша. Таким образом, семья играет основную роль в становлении личности.[2]

http://www.scienceforum.ru/2015/852/9963

http://womanadvice.ru/deti-s-ovz#ixzz3y639mhuL

Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дактилология

http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/25/statya-spetsialnye-obrazovatelnye-usloviya-obucheniya

Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд.

Просмотров работы: 927