Актуальность данной проблемы можно рассматривать в нескольких направлениях:
На соматическом уровне – необходимо прервать психологическую цепочку, которая берет начало на заболевании ребенка, ведет к психогенному стрессу у родителей и ближайшего окружения, в свою очередь это провоцирует заболевания психического и соматического плана.
На социальном уровне необходимо установление доверительно-поддерживающих отношений между родителями, поскольку происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребенка, впоследствии нередко наблюдаются разводы, а также семья становится малообщительной и избирательной в контактах, то есть образуется определенный микросоциум в котором и будет воспитываться этот ребенок.
На психологическом уровне основывается необходимостью профилактики стресса, имеющего пролонгированный характер, который в свою очередь оказывает серьезнейшее разрушающее действие на психику родителей и ближайшего окружения.[1].»
По этой причине работа с родителями таких «особых» детей надо выстроить в несколько этапов. Во-первых, и одной из главных является не дать самим родителям впасть в депрессию, в прострационное состояние, активизировать желание родителя к развитию своего ребенка, выявить склонности ребенка, и помочь в развитии тех или иных качеств.
Во вторых на развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни.[2] От классификации нарушении зависит и направление коррекционной работы. Классификации предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушениями речи;
дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
дети с задержкой психического развития (ЗПР);
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).[3]
И последнее родители не должны забывать что и для самого ребенка, положение в котором он находится, является пугающим, и без грамотного вмешательство взрослых, ребенок как индивид будет чувствовать себя «не таким», ребенок должен понимать, он личность! Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ перечислены ниже:
Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
Принцип психологической безопасности.[2]
Способы адаптации, психотерапия и психокоррекция. В настоящее время есть множество методик и технологии, для обучение и развитие малышей. Рассмотрим некоторые из них.
Дети с нарушениями слуха. В воспитаний и обучении , таких детей есть ряд сложностей, и особенностей которые в будущем стоят перед родителями. В конечном итого, выбор стоит именно за ними, отправить в интернат, или же обучать ребенка, в домашних условиях. Есть пару методик обучения.
Обучение жестовому языку, это можно сказать отдельный язык, состоящее из множество жестов, руками, губами, мимикой лица, и даже движениями корпуса тела. Так же к жестовому языку относиться, дактилология- своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку.[4]
Устный метод система воспитания и обучения глухих на основе преимущественного использования устной речи и письменной речи, что более свойственно для человеческого мышления, нежели жестовая мимика.
Так же в методику обучение глухих и слабослышащих входит билингвистический метод. Вообще билингвизм- практика попеременного пользования двумя языками, в случае изучаемой темы, это умение одинакова хорошо, пользоваться жестовой , устной и письменной речью.
Дети с нарушениями зрения, разработано множество наглядных пособии. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются в соответствии с изучаемой темой с тифлопедагогом или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.
Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.
Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.
Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.
Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.
Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность, рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы[5]
Главным принципом является, развитие от легкого к сложному, не требуя от ребенка завышенных результатов.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Нарушение речи, делиться на множество классификации. Методикой обучение таких детей как и во всех нарушениях, делиться по степени тяжести. Практические методы включают в себя упражнения, игры и моделирование.
Упражнения представляют собой многократные повторения различных заданий.
подражательно-исполнительские: логопед показывает ребенку образец действий, ребенок повторяет за ним.
конструирование в различных видах: применяется в логопедической работе, в основном при нарушениях письменной речи, когда дети учатся конструировать буквы из различных элементов;
упражнения творческого характера применяются, когда ребенку нужно уметь использовать полученные знания, навыки в новых ситуациях (например, придумывание слов с заданным звуком, отбор картинок по определенной теме и т. п.).
Игры — метод, при котором игровая деятельность сочетается с объяснениями, показом, указаниями и вопросами, являющимися дополнительными приемами. Основными видами этого метода являются сюжетно-ролевые игры, и т.д.
Моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. [6]
В этой статье не было раскрыто в полной мере те или иные проблемы особых детей, надо рассматривать нарушения со всех сторон, изучать проблему с психологом, педагогом (логопедом), а так же с медицинской стороны. И последнее Стоит отметить важность семейного воспитания детей с ОВЗ, ведь в кругу родственников проходит большая часть жизни малыша. Целенаправленные действия родителей могут существенно повлиять на его жизнедеятельность. Ведь если они точно знают, чего хотят добиться, то можно рассчитывать на успех. В семье происходит процесс становления ребенка, как части общества, формирование общественных ценностей, навыков общения. Необходимо помнить, что конфликтные ситуации и любые проявления агрессии приведут к противоположному результату и весьма негативно повлияют на и так неокрепшую психику малыша. Таким образом, семья играет основную роль в становлении личности.[2]
http://www.scienceforum.ru/2015/852/9963
http://womanadvice.ru/deti-s-ovz#ixzz3y639mhuL
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дактилология
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/25/statya-spetsialnye-obrazovatelnye-usloviya-obucheniya
Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд.