Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие, регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Одним из принципов, на которые основывается провозглашенная Конституцией России прав и свобод является гарантированность, как общих начал, так и конкретных прав и свобод человека и гражданина в отдельности.
Гарантии являются одним из аспектов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии необходимы не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод человека. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод, Максимальная реализация гражданами прав и свобод зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий. Хотя эти факторы весьма разнообразны, по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве условий, средств, способов, приемов и методов правильного его осуществления, т.е. под гарантиями прав, свобод и обязанностей граждан понимаются условия и средства, обеспечивающие их фактическую реализацию и всестороннюю охрану (защиту) прав и свобод всех и каждого Гарантированность того или иного права в Конституции Российской Федерации означает обязанность государства по созданию системы, обеспечивающей реализацию данного права носителями (обладателями) этого права
Механизм гарантий осуществления прав и свобод сформулирован в конкретных конституционных нормах, Более того положения Конституции Российской Федерации, в которых креплятся и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах, принимаемых государственными органами. Таким нормативно-правовым актом выступает Закон Российской Федерации «Об образовании». Следовательно, конституционные права в законе конкретизируются, развиваются, расширяют перечень прав и свобод, а главное, содержат механизм гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений этих нормативных правовых актов.
Существует условная классификация гарантий реализации прав и свобод. Так, Н.В. Витрук выделяет общие гарантии и специальные, к общим гарантиям он относит экономические, политические, социальные, духовные (культурные) гарантии, а под специальными - юридическими - гарантиями прав и свобод понимает «всю систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юридических средств, направленных на конкретизацию прав и обязанностей, определения порядка их реализации и защиты».
Сравнительный анализ предложенных подходов к классификации гарантий реализации конституционных прав и свобод позволяет отметить определенную их схожесть. Так, цель и содержание «общих гарантий», предлагаемых Н. В. Витруком, совпадают с целью и содержанием «условий реализации», выделяемых Л. Д. Воеводиным, а назначение «средств реализации», в принципе, соответствует предлагаемому пониманию «юридических гарантий».
Основные гарантии реализации конституционных прав и свобод содержатся в самой Конституции Российской Федерации. Так, согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Этой же статьей гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Однако, эффективная реализация конституционных прав и свобод возможна только при условии конкретизации и развитии конституционных норм в действующем законодательстве Российской Федерации.
Наряду с обязательностью получения всеобщего основного среднего образования, Конституция Российской Федерации предусматривает также широкое развитие профессионально-технического, среднего специального и общего образования. Система мероприятий, которые должны воспитать у обучающихся направленные профессиональные интересы с учетом индивидуальных способностей и наклонностей, составляет важное звено в системе взаимоотношений личности и общества, так как, с одной стороны, способствует обеспечению подготовки необходимого числа специалистов для производства, а с другой стороны, создает предпосылки для стремления личности к творческой деятельности, духовному росту.
Международно-правовой стандарт права на профессиональное образование не ограничивается провозглашением права на определенную ступень образования, он стремится установить содержание данного права. Одним из первых элементов права на профессиональное образование и его важнейшей гарантией является доступность образования. В ст. 26 Всеобщей декларации"" прав человека она сформулирована таким образом: «Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для| всех на основе способностей каждого! Эти положения получили развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Так, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливает, что для полного осуществления права на профессиональное образование необходимы следующие условия:
1. Среднее профессиональное образование должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых меп и. в частности, постепенного введения бесплатного образования. О постепенном введении бесплатного образования говорится не случайно, скорее объяснимо тем, что экономическое и финансовое положение бедных стран не позволяет обеспечить немедленную реализацию этого требования.
2. Высшее профессиональное образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования. Положения Конвенции о правах ребенка в частя обеспечения доступности высшего профессионального образования не отличается особой оригинальностью и повторяют указанную выше норму Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах с незначительными отклонениями. Согласно п. 1 ст. 28 Конвенции СНГ о правах и свободах человека, в целях обеспечения эффективного осуществления права на профессиональное образование государства-участники приняли обязательства обеспечивать или поощрять, по мере необходимости, техническое или профессиональное обучение всех лиц, включая инвалидов, по согласованию с профсоюзными объединениями и предоставлять возможность для получения высшего профессионального образования, исходя, исключительно, и;, индивидуальных способностей.
Применение международного правового стандарта на профессиональное образование к потребностям национального законодательства в области образования должно осуществляться в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации и международно-правовыми обязательствами страны.
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации имеет на территории России прямое действие и права, предоставленные человеку или закреп ленные и подтвержденные нормами Конституция Российской Федерации, не требуют дополнительного подтверждения, необходимость защиты конституционных прав и в том числе конституционного права на образование, обусловлена самой правовой природой социальных прав человека. Правам человека корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этих прав, а также обязанность третьих лиц не препятствовать к осуществлению и нести ответственность в случае допущения нарушений субъективного права.
Важнейшей гарантией права на профессиональное образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии профессионального образования. Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на профессиональное образование, на финансирование образования.
Провозглашенное формальное равенство доступности среднего и высшего профессионального образования сопровождается таким противоречием - усилением неравенства в плане доступа к этим ступеням образования.
Проблема равенства доступа к среднему и высшему профессиональному образованию имеет два основных аспекта:
1) обеспечение доступа каждого человека к среднему и высшему профессиональному образованию, необходимому ДЛЯ эффективного функционирования в современном обществе;
2) равенство при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения для всех социальных групп и слоев независимо от материального, положения людей, их национальности, пола, места жительства и других особенностей.
О нерешенности проблемы доступа к высшему профессиональному образованию в нашей стране свидетельствуют и данные о соотношении предъявленного спроса на такую ступень образования и степень его удовлетворения. Так. в последние годы в среднем на 100 мест приема в российские высшие профессиональные учебные заведения подается около 200 заявлений, т. е. было принято только около половины желающих обучаться. При этом не учитываются те люди, которые хотели бы продолжить обучение, повысить квалификацию или переквалифицироваться, но которые не «заявляют» об этом (подача заявления о приеме в учебное заведение рассматривается нами как своеобразная заявка о желании учиться), поскольку не могут этого себе позволить, например, из-за отсутствия денежных средств, по семейным обстоятельствам, в силу территориальной удаленности высших профессиональных учебных заведений от места жительства или работы и по другим причинам. Иными словами, существующая система высшего профессионального образования в нашей стране, удовлетворяет потребности населения в обучении в настоящее время менее чем наполовину.
В соответствии со ст. 2 п. 3 Закона Российской Федерации «Об образовании» принцип общедоступности образования был сформулирован и получил юридическое закрепление. В ст. 5 этого же Закона гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к Религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья. социального, имущественного к должностного положения, наличия судимости.
В то же время, ограничение прав граждан на профессиональное образование возможно в интересах зашиты их здоровья, например, по признакам пола, возраста, состояния здоровья, в интересах защиты интересов общества, например, по признакам наличия суди-
Российской Федерации «Об образовании» данные ограничения могут быть установлены только законом.
Доступность профессионального образования определяется двумя факторами: политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан. Важно заметить, что при низком благосостоянии, отсутствует возможность большинства граждан оплачивать образовательные услуги.
Конституция Российской Федерации установила общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, Закон Российской Федерации «Об образовании» установленного образования лишь на конкурсной основе и не подтвердил его общедоступность. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии
Для наиболее полного обеспечения этого принципа законодатель установил для некоторых групп абитуриентов льготные условия поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Согласно ст. 16 Закона
Российской Федерации «Об образовании», вне конкурса, при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды по состоянию здоровья I и II групп, если им не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях. Также в числе льготных категорий могут оказаться абитуриенты, имеющие исключительные ситуативные основания.
Как видно в конкретных случаях законодатель существенно расширяет конституционные гарантии получения среднего и высшего профессионального образования по кругу лиц. Однако более детальный анализ данного принципа позволяет выявить некоторые противоречия его интерпретации в различных нормативных документах. Так, ст. 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого человека на образование, включая среднее и высшее профессиональное. Это полностью соответствует международным правовым нормам, закрепленным в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека. Формулировки названных документов определяют круг субъектов права на получение профессионального образования через понятие гражданственности. Из этого следует, что действие данной нормы распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и на апатридов. В то же время, в Законе Российской Федерации «Об образовании», например, в ст. 5 говорится именно о гражданах Российской Федерации, как обладателях прав в сфере образования. В данном случае наблюдается противоречие по отношению к конституционным нормам. Но поскольку конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие, права, которыми Закон Российской Федерации «Об образовании» наделяет только граждан государства, распространяются, в свою очередь, и на иностранных граждан и лиц без гражданства.
Принцип доступности профессионального образования представляется одним из важнейших, поскольку имеет прямую связь с целым комплексом прав и свобод человека. И, в первую очередь, это обеспечение равенства стартовых позиций для каждого человека. Одна ко в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях профессионального образования. Россия вошла в рыночные отношения, а рынок по своей основе - это конкурсные отношения и неравенство - его механизм.
Подводя итог, необходимо отметить слова Б. А. Кистяковского о том, что основные права и свободы будут неизменно осуществляться только тогда, когда они будут гарантированы как субъективно-публичные права русских граждан [9, с. 571]. Именно по этой причине особая роль среди юридических гарантий реализации основных прав и свобод отводится «средствами превращения общих правовых возможностей в субъективные права и обязанности конкретных лиц». Другими словами, именно закрепленные в действующем законодательстве юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, превращают основные конституционные права и свободы в реально действующие субъективные права, лежащие в основе правоотношений, направленных на их реализацию.
Список использованной литературы:
1. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юридическая литература, 1985
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Юристъ, 2003.
3.Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.М.: Изд-во МГУ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997
4 .Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года //Российская газета. 1995 5 апреля
5. Никитина И.Ф. Конституционно правовые основы высшего профессионального образования е Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид наук. Екатеринбург, 2005.
6. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Под общ. ред. В.М. Сырых, Е.В. Bycnoea. M.: Филипс, 199 в.
7. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 22 мая 1996 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цицулина Алексея Юрьевича как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». Официальный сервер Конституционного суда Российской Федерации: http:/7ks. rfnet. ru/opred/220596
8. Кузьминов Я. Образование и реформа // Отечественные записки. 2002. № 2.
9.Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1998
10. Журнал «Право и образование» № 2. 2008, с. 58-71