ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Исмаилова С.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отношение к проблеме прав детей в любом государстве определяет, какую школу мы имеем: устаревшую или цивилизованную, устремленную в будущее.

Всем нам хорошо известно, что сегодня в системе образования и в отношении общества к этой системе происходят положительные сдвиги. Однако на их фоне наблюдаются, к сожалению, случаи, когда права и свободы ребенка в школе реализуются не в полной мере, в частности даже нарушаются.

Чрезмерная нагрузка, которую вынуждены нести на своих плечах и современный ученик, и современный учитель, необоснованный авторитаризм взрослых в общении с детьми, в том числе в учебном процессе, отчужденность семьи как социального института от школы, низкий уровень правовой культуры взрослых и детей, – вот только некоторые причины, которые достаточно часто не позволяют ребенку, утомленному образовательным процессом, чувствовать себя в школе комфортно и защищено. Мы, взрослые, выстраивая мир школьного детства в соответствии с психолого-дидактическими законами, не всегда осознаем, что несущей конструкцией этого сложного сооружения являются не знания и компетентности, а детская личность, ее права и свободы. Безусловно, было бы несправедливо адресовать все упреки только школе. В ней всегда отражается то, что происходит в обществе в целом. Однако нельзя не признать, что школьные факторы, факторы образовательной среды во многом предопределяют ситуации нарушения или неполного соблюдения прав детей. Проблема обеспечения прав ребенка – это проблема многогранная и вроде бы совсем не связана с проблемами конкретного ребенка. Дело в том, что когда мы говорим о реализации права на образование ребенка в России, то мы, в отличие от многих других стран, ставим задачу реализации права на качественное образование, на достойное образование.

Проблема соблюдения прав ребенка имеет существенное значение не только для совершенствования российской школы в целом, повышения ее конкурентоспособности в мировом образовательном пространстве, но и для становления в России гражданского общества.

Важными ориентирами в деле защиты прав и интересов детей в Российской Федерации стали основные положения Декларации прав ребенка (1959) и Конвенции ООН о правах ребенка (1989). Именно эти международные документы провозгласили создание новой этики отношений взрослых и детей. В настоящее время более 150 стран мира ратифицировали Конвенцию о правах ребенка; наша страна это сделала 13 июня 1990 г. Однако проблема прав ребенка до сих пор является недостаточно разработанной в научном и практическом плане. Наше общество только начинает подходить к признанию ребенка самостоятельной личностью, обладающей своими законными правами.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях страны наметились позитивные тенденции, направленные на соблюдение и защиту прав ребенка в рамках образовательного процесса. Вместе с тем ряд исследований показал, что права ребенка в образовании соблюдаются не в полной мере. К основным причинам, не позволяющим современному школьнику чувствовать себя равноправно и комфортно в учебном заведении, относятся недостаточное внимание к социально-личностному развитию ребёнка в образовательном процессе, отсутствие правовых гарантий защиты от учебных, эмоциональных, психологических перегрузок, завышенные требования при поступлении в школу и по ее окончании, авторитаризм учи­телей и родителей по отношению к детям.

Эффективное решение указанных проблем невозможно без изменения профессиональной позиции педагога, его взглядов на взаимоотношения между учениками и учителями. К сожалению, на сегодняшний день учитель по ряду объективных и субъективных причин не чувствует себя ответственным за то, что он должен и может защитить ребенка в школе.

Во многом это связано с правовой неграмотностью самих учителей. По данным Уполномоченного представителя по правам человека при Президенте РФ, 80% учителей даже не знакомы с таким документом, как Конвенция о правах ребенка. Однако дело заключается не в том, чтобы посмотреть текст и узнать, какие права имеет ребенок, - смысл международных документов состоит в том, чтобы помочь всем осознать и признать ребенка прежде всего личностью.

Другая причина, по которой учитель не чувствует себя защитником прав детей, связана с его профессиональным статусом. На сегодняшний день совершенно изменились функции учителя. Необходимо по-другому строить учебный процесс, используя активные и интерактивные методики, Интернет. К тому же сложившийся стереотип жизненных ценностей у большинства педагогов, которые формировались вне правового пространства, не всегда позволяет положительно воспринимать правовую осведомленность своих подопечных. Нередко учителя нарушают права детей, проявляют педагогический произвол, совершенно не задумываясь об этом.

И наконец, еще одна причина, по которой учитель оказывается не готов к реализации прав ребенка в школе, - это недостаточное внимание к правовому воспитанию и обучению в практике педагогических вузов.

Государственный образовательный стандарт по дисциплине «Правоведение» не предусматривает изучение таких понятий, как «права ребенка», «Конвенция о правах ребенка», «механизмы защиты прав челове­ка» и т.п. Введение новой дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образова­ния» проблемы не решило, так как предмет этого курса существенно отличается от проблематики прав ребенка. В связи с этим возникает очень важный вопрос: как подготовить будущего педагога, чтобы он, придя в школу, знал, как обеспечить и защитить права ребенка?

Необходимость изучения прав ребенка всеми педагогами очевидна и обусловлена целым рядом факторов.

Инновационные процессы, связанные с модернизацией всей системы образования, предъявляют особые требования к профессиональной деятельности педагогов. Обществу нового тысячелетия нужен учитель, который не только владеет специальными знаниями и навыками, но и наделен определенными личностными качествами, такими как достоинство, благородство, любовь к детям, активная гражданская позиция, а также обладает знаниями из разных отраслей российского права. Учитель должен уметь применять их на практике, пользоваться своими правами, вести работу по про­филактике правонарушений среди учащихся. Таким образом, правовая культура будущего педагога становится неразрывной составляющей его профессиональной подготовки.

В Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость воспитания учащихся в духе демократии, свободы, уважения прав и свобод личности, а принятый в 1998 г. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует от школы обязательного разъяснения учащимся сущности их прав и обязанностей. Поэтому прежде чем начать разговор с детьми, педагогу необходимо самому глубоко изучить проблему прав человека и прав ребенка в нашей стране, т.е. первым шагом в деле воспитания учащихся в духе прав человека является соответствующая подготовка учителей.

Задача будущего педагога – научиться организовывать процесс воспитания и обучения в школе таким образом, чтобы создавать благоприятное нравственно-правовое пространство, которое способствовало бы успешному развитию каждого ребенка. Под правовым пространством школы понимается «создание демократического уклада жизни, который по существу является дей­ствующей моделью современного гражданского общества, где свобода каждого поступать по своему разумению ограничивается лишь свободой других членов общества поступать так же, где правила общей жизни устанавливаются по общему согласию».

Важнейшим компонентом формирования правового пространства школы явля­ется реализация прав и свобод всех участников образовательного процесса.

Взаимное наделение ученика и учителя как правами, так и обязанностями выступает одним из характерных признаков демократического типа педагогической культуры. Педагог обязан соблюдать права и свободы учаще­гося, обеспечивать охрану его жизни и здоровья, уважать личность ребенка, его пра­во на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства. Он вправе осуществлять обучающее и воспитывающее воздействие на учащихся, но лишь в рамках, определенных нормами действующего законодательства. Ученик же, со своей стороны, вправе использовать законодательные механизмы для защиты от педагогического произвола. Поскольку ученик не обладает полной дееспособностью и потому не несет полной ответственности за свои неправомерные действия, то, как правило, до момента окончания школы именно педагог должен стать гарантом защиты прав ребенка в системе образования.

И наконец, поскольку большинство выпускников педагогического вуза будут не только преподавателями-предметниками в школе, лицее, гимназии, но и классными руководителями, им придется вести работу по просвещению родителей в деле соблюдения и защиты прав ребенка.

Таким образом, особенностью профессиональной подготовки будущих педагогов должно стать четкое осознание условий реализации прав ребенка в школе, знание международных нормативных актов, определяющих статус ребенка и учителя в современном мире, а также овладение навыками и технологиями деятельности по защите и обеспечению прав ребенка в условиях современной школы. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо следующее.

1. Дополнить стандарты высшего педагогического образования разделом «Права ребенка ». Это можно сделать, включив изучение прав ребенка в содержание курса педагогики или путем введения самостоятельного спецкурса «Права ребенка». В рамках данного спецкурса студенты должны не просто овладеть суммой определенных знаний о правах ребенка и практическими уме­ниями по нравственно-правовому воспитанию в школе. Содержание спецкурса направлено на формирование ценностных ориентации будущих педагогов, основанных на уважении к личности ребенка, к его правам и свободам. Значительное место в программе спецкурса должно быть уделено методике и технологии организации практической работы с учащимися по изучению содержания Конвенции о правах ребенка, а также разнообразным формам работы, которые призваны помочь студентам в организации самостоятельного изучения курса, проявлении их творческой инициативы.

2. Практика работы со студентами факультета Права Даггоспедуниверситета позволяет сделать вывод о том что внедрение в учебно-воспитательный процесс спецкурса «Методика изучения Конвенции о правах ребенка» поможет будущим специалистам усвоить не только содержание основных положений Конвенции ООН о правах ребенка, но и вооружить их методами, методическими приемами, средствами и способами, которые повысят уровень правовой культуры школьников. Для развития культуры прав человека, прав ребенка нужно более широко использовать потенциал школьной педагогической практики студентов. Это можно сделать путем разработки специальных заданий, направленных на развитие умения будущих педагогов организовывать нравственно-правовое пространство в школе, строить свои взаимоотношения с учениками на основе гуманистических принципов.

3. В условиях вузовского обучения необходимо стимулировать создание студентами, работниками и преподавателями демократического уклада жизнедеятельности вуза, норм и правил общей жизни, принятие их путем демократических процедур. Подобная практика организации вузовской модели гражданского общества, основанной на уважении прав каждой личности, позволит будущим педагогам перенести эту модель отношений в деятельность современной общеобразовательной школы.

Список использованной литературы:

1. Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации: Доклад. - СПб., 2001.

2. Методика преподавания прав ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.М.Маллаев, Д.И. Гасанова, Д.М. Абдуразакова, А.В. Керимова – Махачкала. – 2008.

3.Тубельский А.Н. Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие. – М., 2001.

4.Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка: Программа и материалы спецкурса. - М., 1996.

Просмотров работы: 2607