СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В работе рассматривается сущностная характеристика мотивационно-ценностной составляющей профессиональной компетентности инженера по направлению подготовки 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника». Изучаемая составляющая данной компетентности обуславливается необходимостью мотивов для активной познавательной деятельности, творческого саморазвития, ценностно-смыслового отношения к профессиональному образованию.

Все, что составляет содержание отношения, почерпнуто человеком из объективной действительности и представляет для него значимость. В свою очередь, значимость определяет необходимую основу актуализации и развития мотивов и целей деятельности, то есть, отражает основной стержень развития и самосовершенствования личности. Более того отношение проявляется как стремление и потребность личности заниматься той деятельностью, которая доставляет наибольшее удовлетворение. Тем самым субъективную сторону отношения составляют мотивы деятельности, стремления, интересы, убеждения и т.д., следовательно, отношение личности становится, безусловно, мотивационно-ценностным. Именно на основе мотивационно-ценностных отношений студентов осуществляется формирование профессиональной компетентности будущих инженеров по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника», при этом предусматривается поэтапность в данном процессе [3].

Вне сомнения, деятельность выполняется посредством мотивов. Напомним, что «Мотивы  это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается» [1]. То есть мотив представляет собой осознанное побуждение, осознанная потребность в определенной деятельности. Именно потребности являются началом активности человека, а мотив выражает направление его активности. В то же время мотивы связаны с целями, которыми человек руководствуется. Цель – это уровень достижений; причем, этот уровень изменяется в процессе овладения деятельностью и зависит от достигаемых результатов, а так же от усилий, которые человек затрачивает на их достижение [5].

В педагогической науке применительно к будущему специалисту цель определяется как «…непосредственный мотив сознательной учебно-профессиональной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании и мышлении результата деятельности, путей и способов её достижения» [4].

В основу выдвижения цели должно включать содержательную сторону конечного результата, необходимого для выполнения выбранной деятельности субъекта, в частности, как определенный перечень его способностей, что, безусловно, стимулирует его профессиональное и личностное развитие и самосовершенствование.

Чтобы охарактеризовать сущностную сторону мотивационной сферы, прежде всего, необходимо изучить ее структуру, которая включает потребности, мотивы и целеполагание. Деятельность, согласованная с потребностью составляет процессуальную её сторону. Предмет, на который направлена потребность, представляет собой содержательную сторону потребности. Итак, потребность имеет как бы две стороны: процессуальную и содержательную. Человек не только что-то желает, но еще и осознает, а также переосмысливает свои желания, тем самым обозначает свои потребности словесно, обозначает словесно содержательный смысл своего желания, то есть идейную сторону потребности. В итоге, идея, овладевшая человеком, определяет полностью его поведение, деятельность и т.д.

Итак, мотивационный характер ценностного отношения определяет его важнейшую функциональную особенность, которая выражается в готовности к осуществлению управления деятельностью и личностным поведением. Исходя из этой позиции, социологи правомерно определяют поведение личности как некоторую «последовательность поступков, в которой выражается более или менее устойчивое отношение человека к различным объектам социальной действительности» [1].

Мотивация представляет собой совокупность различных мотивов, из которых одни могут быть ключевыми, другие  сопутствующими. Тем самым мотивы выражают потребности и интересы личности.

Как известно, в мотивации деятельности приоритетную роль играет интерес. Например, в исследованиях известных ученых Г.И. Щукиной, И.Г. Шапошникова выявлена необходимость интереса на всех этапах образовательной деятельности обучающихся. То есть, интерес представляет собой такой побудитель активности, который призван обеспечивать успешность деятельности [6].

Следует особо выделить, что мотивационная сфера характеризуется также целями и целевыми установками. Человек, переосмысливая цель, осознает образ желаемого будущего и потому стремится к ее достижению и подчиняет ей свои действия направленно. От целеполагания и целеустремленности в полной мере зависит действия человека, его позиции, принимаемые соответствующие решения и поведения.

В свою очередь, мотивация учения представляет собой совокупность целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать определенными знаниями, способами познания, сознательно относиться к познавательной деятельности, проявить активность в учебной деятельности.

Известно, что в образовательной деятельности системообразующим началом являются педагогические цели. Поэтому разработка содержания целевых функций процесса познавательной деятельности является в определенном смысле исходной точкой проектирования и осуществления обучения и формирования мотивации учения.

Существуют многочисленные психолого-педагогические теории мотивации, наиболее интересные из них в преломлении к мотивационной теории познавательной деятельности рассмотрены в работах В.Т. Волова, В.Ф. Сопова, А.В. Капцова [2].

Основу мотивационно-ценностной составляющей, прежде всего, представляют следующее:

  1. Мотивационно-ценностное отношение к познавательной, учебной, проектно-конструкторской деятельности, управлению технологическими, экономическими, социальными системами в сфере информационных технологий, к проектированию объектов профессиональной деятельности, критериям эффективности проектных решений.

  2. Ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению и саморазвитию.

  3. Создание позитивной мотивационно-познавательной сферы обучения, призванной обеспечить успешное формирование мотивации к самообразованию, саморазвитию, а, в конечном итоге, продуктивное формирование профессиональной компетентности будущих инженеров по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника».

Выводы.

Таким образом, формирование мотивационно-ценностного компонента занимает ключевую позицию в профессиональной компетентности инженера поданному направлению подготовки.

Как показывает педагогическая действительность, характерной особенностью в подготовке данных специалистов является то, что старшекурсники несколько снижают значимость данной составляющей по сравнению с творческой. Естественно, это объясняется следующими обстоятельствами:

–усилением роли поисково-исследовательской деятельности в познавательной сфере;

–определенным влиянием производственных и преддипломных практик;

–предстоящей серьезной и интенсивной творческой работой над выполнением выпускных квалификационных работ.

Данный феномен не означает, что студенты недооценивают в профессиональном становлении мотивационную составляющую профессиональной компетентности. Это подтверждается их достаточно высокой оценкой в иерархической структуре выделенных составляющих.

Литература:

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности /В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.

  2. Волов, В.Т. Психологический мониторинг в дистанционном образовании /В.Т. Волов, В.Ф. Сопов, А.В. Капцов. – Самара: Изд–во СГПУ, 2000. – 230 с.

  3. Ильмушкин, Г.М. Этапы реализации непрерывной математической подготовки будущих инженеров атомной промышленности. Вестник Орловского госуниверситета, №6(20), 2011. С.72–76.

  4. Ильмушкин, Г.М. Системное моделирование в процессе реализации непрерывной многоуровневой подготовки специалиста /Г.М. Ильмушкин. – Изд–во: ДИТУД УлГТУ, Москва–Димитровград, МАНПО, 2005. – 354 с.

  5. Селевко, Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1996. – № 6. – С. 5–43.

  6. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя /Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 142 с.

Просмотров работы: 772