Высшим уровнем учебно-воспитательного процесса и необходимым условиемвсестороннего развития личности является творческая активность, чтоподтверждаютисследования ученых (М.И. Бойцов, А.И. Денисов, Н.А. Ковина, Л.С. Беляева, Х.Х. Габраль, Л.Л. Литвиненко).
Разнообразие форм и видов деятельности, в которых участвует сам ребенок, являетсянеобходимым условием для развития творческой активности. Понятие синтеза искусств означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне. Общество требует уровня невиданного ранее синтеза и сплава нескольких знаний и умений. В практике педагогики сложилось явное противоречие между накопленным теоретическим и практическим опытом развития творческой активности и недостаточности исследований с позиции применения современных компьютерных средств [3].
В настоящее время жизнь современного человека, в том числе и школьника, наполнена различными техническими устройствами: телевизоры и телефоны, компьютеры и планшеты - для работы, для учебы, для отдыха. Поэтому многие образовательные учреждения вводят в процесс обучения компьютеры. Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.Творец новой формации обязан не только уметь тонко чувствовать прекрасное и одухотворяющее начало в жизни, но также рационально и расчётливо доносить найденное до зрителей. Наиболее ярким представителем такого синтеза следует считать компьютерную графику.
Компьютерная графикаявляется областью информатики, которая занимается проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей или мультипликации) на компьютере. Компьютерная графика (также машинная графика) представляет собой область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент как для синтеза (создания) изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира. Также компьютерной графикой называют результат такой деятельности.
Основными областями применения компьютерной графики являются деловая и научная графика, иллюстративная и конструкторская графика, художественная и рекламная графика, а также компьютерная анимация. Слово «анимация» означает «оживление».В компьютерной графике решаются следующие задачи [2]:представление изображения в компьютерной графике, подготовка изображения к визуализации, создание изображения, осуществление действий с изображением.
С решением таких задач обучающимся в дополнительном образовании могут помочь детские киностудии или мультлаборатории. В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр» (Нижневартовский район ХМАО – Югры) реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Творческая киностудия», основными разделами которой являются:
1. «Все о кино и мультипликации»
2.«Создаем свой мультфильм»
3. «Объемная анимация»
4. «Лего-мультфильмы»
5. «Компьютерная анимация»
6. «Социальная практика».
В рамках работы «Творческой киностудии» воспитанники Центра знакомятся с историей кинематографа и мультипликации, на практике создают ролики в различных анимационных техниках - пластилиновая и бумажная перекладка и другие.
Так, например, пластилиновая анимация является видом анимации, где фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами. В песочной анимации, рисовании песком, сыпучей анимации или технике порошка сыпучий материал (соль, заварка, песок и т.д.) тонкими слоями наносится на стекло. Объёмная анимация (объемная кукла) - классическая пластилиновая анимация, принцип которой схож с кукольной анимацией при которой объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. В технике «stop-motion» (стоп-моушен) главными персонажами могут стать и сами обучающиеся объединения «Творческая киностудия»: сам ребенок, часть его тела (например, рука) или детская тень.
Оборудование для работы может быть двух вариантов: стационарный и мобильный. Стационарный мультипликационный станок - установка для покадровой съёмки, которая на постоянной основе устанавливается в кабинете. Мобильнаяустановка более подвижна, и самым простым вариантом может стать штатив с фотоаппаратом и стол для фиксации декораций и персонажей. Эта установка удобна тем, что ее легко можно перемещать. Для мастер-классов и демонстрации основ мультипликации с собой необходимо иметь штатив и фотоаппарат, а стол или другую ровную поверхность можно найти.
Знакомство с каждой анимационной техникой проходит в несколько условных этапов:
I этап – знакомство с техникой: интересные факты, необходимые материалы для работы.
II этап - просмотр роликов и мультфильмов, созданных в нужной технике.
III этап – обсуждение процесса создания и «секретов» ролика в данной анимационной технике.
IV этап – подготовка и создание персонажей, декораций и фоновых заставок (работа с материалами).
V этап – создание ролика в изучаемой технике (создание кадров и сборка с помощью компьютерных программ).
VI этап – просмотр и обсуждение готовой работы.
Остановимся на каждом этапе более подробно.В зависимости от сложности изучаемой техники время каждого этапа может меняться. На этапе знакомства с новой анимационной техникой обучающиеся объединения «Творческая киностудия» узнают точное название техники, авторов и историю возникновения, с какими материалами предстоит работать в будущем на занятии.
На втором этапе ребята просматривают мультфильмы, рекламные или социальные ролики, созданные профессиональными аниматорами и детскими студиями. После просмотра проходит рефлексия: ребята делятся впечатлениями от увиденного, обсуждают, как предположительно создавался ролик, какие трудности могут встретиться автору при создании работы.
На следующем этапе сам педагог объясняет обучающимся процесс создания ролика, а также раскрывает «секреты» изучаемой анимационной техники: в какой последовательности выполняются действия, на какое расстояние перекладываются персонажи, с чего начинается ролик в сыпучей анимации и т.п. После этого ребята продумывают будущий сюжет ролика (какую «историю» они могут создать?) и зарисовывают свою раскадровку - это серия эскизов, которые показывают разбивку видео и иллюстрируют ключевые сцены - как будут выглядеть декорации, кто присутствует, и какие действия будут предприняты [4].
После теоретической части, на четвертом этапе обучающиеся объединения приступают к практическим действиям: изготавливают фоновые заставки (в плоской анимации) или декорации (для объемной анимации). В данное время обучающиеся работают с плоской анимацией, поэтому для работы им необходимы только фоновые заставки, созданные с помощью акварельных красок или гуаши, восковых мелков или цветных карандашей. В зависимости от изучаемой техники персонажи изготавливаются из бумаги или пластилина, сыпучих материалов (песок, соль, спитой чай) или вторсырья.
Самым любимым этапом для обучающихся является пятый этап – создание собственного ролика. С помощью фотоаппарата на штативе ребята создают серию фотографий – кадров, а с помощью специальных компьютерных программ все получившиеся кадры объединяют в единый ролик – «мультфильм», добавляют название и титры с именами авторов.
На заключительном этапе обучающиеся «Творческой киностудии» демонстрируют готовые ролики, обсуждают процесс работы, объясняют, с какими трудностями они столкнулись и над чем в следующий раз нужно потрудиться.
После изучения различных видов анимационных техник, ребята выполняют практическую работу, которая заключается в самостоятельном выборе техники, разработке сюжета, персонажей и декораций, создании кадров и записи озвучки. По завершении работы в объединении проходит демонстрация выполненных работ.
На занятиях ребята работают с различными материалами: пластилин, бумага, заварка, краски, с помощью которых обучающиеся могут создать ролики, раскрывая свой потенциал и проявляя свои способности, знакомятся с различными анимационными техниками, в том числе и компьютерной анимацией - получение движущихся изображений на дисплее.
Обучающиеся на занятии узнают исторические факты, работают с различными материалами, придумывают свои сюжеты для роликов и воплощают их в жизнь. Таким образом, можно сказать, что компьютерная графика в работе педагога имеет огромное значение для развития творческой активности.
Смотреть мультфильмы любит каждый ребенок, но так важно создавать его своими руками, чтобы прикоснуться к волшебному миру ожившей сказки.
Список литературы
1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в РФ. Статья 2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/© КонсультантПлюс, 1992-2015
2. Сайт «Studfiles. Все для учебы». Лекции по компьютерной графике [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj117/file9654/view93166.html (дата обращения: 25.03.2015)
3. Бердюгин В.С. Развитие творческой и познавательной активности учащихся на уроках компьютерной графики // Научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика», 2013 №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/11/2577 (дата обращения: 25.03.2015)
4. Электронный ресурс «wikiHow», статья «Как сделать раскадровку» [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikihow.com/сделать-раскадровку (дата обращения: 10.04.2015)
5. Валеев А.А. Организация процесса обучения в свободных школах // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 5. – С.39-41.
5