ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СЦЕНИЧЕСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Шкорина А.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из основных условий формирования «Я-Образа» подростка выступает разнообразная социально значимая деятельность. И здесь, по нашему мнению, очень важное место отводится дополнительному образованию. Процесс творчества, процесс обучения – это возможность обратиться к видам искусства как к источнику и способу развития «Образа-Я». С чем связан выбор направления деятельности подростком и какое влияние он оказывает на становление и развитие «Образа-Я»? Какие специфические черты воспитывает тот или иной вид деятельности, представленный в дополнительном образовании? Выбор какого вида направления формирует развитие тех или иных компонентов, оказывающих влияние на развитие личности?

Одной из сфер, востребованных и популярных среди современных подростков при выборе дополнительного времяпрепровождения, мы можем назвать деятельность в рамках художественно-эстетического направления. Среди основных задач деятельности художественно-эстетического направления можно отметить воспитание эстетического вкуса, реализацию творческого потенциала подростков, развитие общей и эстетической культуры личности, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства, создание художественных образов. Результатом творчества подростков здесь может выступать как прикладное творчество, так и подготовка концертных номеров, т.е. презентация собственного творчества путем сценических выступлений.

Здесь нередко возникает необходимость определенного "настроя" на концертное выступление, а в ряде случаев встает вопрос об организации в грамотной психолого-педагогической работы, способствующей коррекции сценической застенчивости подростков.

С целью коррекции сценической застенчивости подростков нами предлагается комплексная работа, состоящая из коррекционно-развивающей программы для учащихся и психолого-педагогических рекомендаций педагогу.

Для реализации комплексного подхода к решению проблемы преодоления сценической застенчивости у подростков, принимающих участие в концертной деятельности, нами был разработан ряд психолого-педагогических рекомендаций педагогу, выполнение которых позволит грамотно построить работу занимающихся в сценических коллективах детей.

Данные рекомендации составлены в соответствии с выделенными особенностями, подростков принимающих участие в концертной деятельности, реализация которых зависит от деятельности самого педагога. К таким особенностям мы относим: личностные особенности, самоотношение и самооценку, уровень притязаний и т.д. Представленная рекомендация состоит из 4 блоков, которые направлены на:

 Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка

 Учет специальных особенностей ребенка (развитие артистизма)

 Организацию деятельности ребенка.

Учет и использование в педагогической деятельности разработанных рекомендаций может позволить педагогу оказать помощь ребенку в преодолении сценической застенчивости. Это в свою очередь обеспечит реализацию комплексного подхода к проблеме особенностей «Образа Я» подростков, принимающих участие в концертной деятельности. В качестве эффективного средства позволяющего подростку преодолеть сценическую застенчивость, выступает коррекционно-развивающая программа, состоящая из 10 занятий.

В рамках коррекционно-развивающей работы необходимо формировать:

 представление об артистизме, преодолении сценической застенчивости (в когнитивном плане)

 позицию уверенности и позитивного отношения к себе, (в эмоциональном плане)

 способность нейтрализовать страхи, управлять своими эмоциями, воспитание сценической выдержки и воли (в поведенческом плане).

Обратимся непосредственно к коррекционно-развивающей программе.

Диагностический блок

Цель – получить информацию об особенностях «Образа Я» подростков принимающих участие в концертной деятельности, изучение нарушений психологического здоровья у детей. Методы и методики представлены в пункте 2. Установочный блок

Цель – информировать подростков, родителей и педагогов о наличии страха перед сценическим выступлением и методах его коррекции.

Методы:

 Проведение бесед непосредственно с самим субъектом коррекционной работы (подростком, испытывающим «страх перед сценой», разъяснение ему причин, вызывающих этот страх)

 Проведение бесед с родителями, чьи дети нуждаются в коррекции

 Проведение бесед с педагогом объединения, в котором занимается подросток о целях, задачах, методах диагностики и коррекции

 Создание позитивного настроя у подростка на психокоррекционный процесс

Коррекционный блок

Цель – создание условия для преодоления подростками «страха перед сценой»

В таблице 1 представлены задачи, формы, приемы, и психологические механизмы формирования когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов в преодолении сценической застенчивости у подростков.

Таблица 1.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению сценической застенчивости у подростков (коррекционный блок).

Компо-ненты

Задачи

Формы, приемы

Психологические механизмы

1

2

3

4

когнитивный

  • формирование знаний о способах преодоления сценической застенчивости

  • осознание различных способов борьбы со «страхом сцены»

  • обучение различным способам саморегуляции

  • беседы

  • анализ сценического поведения

  • анализ реальных ситуаций

  • элементы групповой дискуссии

от представления о сценическом поведении других людей к анализу собственного поведения

Эмоционально-волевой

  • знакомство с позицией

  • профессионального артиста

  • овладение элементами саморегуляции

  • развитие способности к позитивному отношению к себе

  • обучение анализу чувств и переживаний в ситуациях, где необходимо проявлять уверенное поведение

  • элементы дискуссии

  • психогимнастика

  • упражнения на релаксацию

  • игры с малой подвижностью

  • метод направленного воображения

Через прямое и опосредованное моделирование к переживанию своего состояния и состояния других людей в ситуациях, где нужно уверенное поведение

поведенческий

  • коррекция самооценки и личностных качеств

  • проигрывание различных вариантов уверенного поведения

  • развитие артистизма

  • развитие навыков управления своими эмоциями

  • игротерапия

  • ролевое проигрывание поведения уверенных людей

  • обыгрывание последствий

  • совместная деятельность

  • метод направленного воображения

От взаимодействия ребенка с другим к моделированию в игровых ситуациях, а потом к проигрыванию реальных жизненных ситуаций

Оценочный блок

Цель – оценка эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы

Методы:

 данные повторной диагностики

 отзывы родителей, педагогов

 личные наблюдения.

Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению организационных основ и особенностей построения коррекционно-развивающей программы по преодолению сценической застенчивости у подростов.

Коррекционно-развивающая программа по преодолению сценической застенчивости включает комплекс упражнений, подобранных и представленных в соответствии с общими принципам построения коррекционно-развивающей работы. Такими принципами являются:

 принцип адекватности. Подобранные упражнения коррекционно-развивающей программы соответствуют подростковому возрасту и поставленным задачам;

 принцип моделирования. В работе используется опосредованное воссоздание жизненных ситуаций – через игру;

 принцип оптимальности. Представленные упражнения в полной мере способствуют решению поставленных задач;

 принцип системности. Упражнения в программе представляют собой систему коррекционных, профилактических и развивающих мероприятий. Коррекционная функция направлена на преодоление симптомокомплекса «страха сцены», профилактическая - на формирование представлений о специальных приемах, повышающих эффективность концертной и других видов деятельности, создание позитивного отношения к процессу сценического выступления; развивающая функция заключается в развитии способности настраивать себя на концертное выступление, используя различные приемы.

 принцип дозировки. Продолжительность каждого занятия соответствует исследуемому возрастному этапу –подростковому возрасту и составляет 45-60 минут;

 принцип динамики. Упражнения в последующей коррекционно-развивающей программе повторяются и, вместе с тем усложняются;

 принцип оптимального сочетания основных и фоновых упражнений также учтен при разработке данной программы;

 принцип разнообразия упражнений. Упражнения в пределах одного занятия разнообразны и основаны на чередовании видов деятельности.

Необходимо отметить условия формирования группы для коррекционно-развивающей работы. Оптимальным по численному составу является группа 6-8 человек, один из которых должен быть организованным. Эффективность деятельности такой группы определяется возможностью психолога контролировать и управлять действиями учеников. Группа комплектуется из подростков, занимающихся в сценических коллективах. Половой состав может быть как гомогенным, так и гетерогенным. В коррекционную группы подбираются дети, имеющие низкие показатели по тем индивидуальным особенностям, которые выявляются с помощью предложенных диагностических методик.

Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю, продолжительностью по 45 – 60 минут. Нами разработано 10 занятий.

Коррекционно-развивающая программа включает три этапа. Первый этап организационный, который включает первое занятие. Его основной задачей являются: установление позитивного эмоционального контакта, знакомство и формирование представлений о предстоящей работе, создание установки на активный психокоррекционный процесс. На данном этапе вводится ритуал, который будет повторяться на каждом занятии, проводится групповая дискуссия о значимости преодоления сценической застенчивости, информирование о целях работы.

Второй этап – основной продолжительностью 9 занятий. Его основными задачами являются: формирование позиции уверенности, формирование адекватной самооценки и положительного самоотношения, развитие артистизма и актерских способностей, обучение способам саморегуляции.. Данный этап состоит из 3 подэтапов: первый этап направлен на формирование позиции уверенности и позитивного отношения к себе, второй – умения управлять своими эмоциями, третий - способности планировать свои действия и руководствоваться этим планом во время сценических выступлений. Кроме того, в занятия включены упражнения, способствующие развитию самоконтроля, произвольности, фоновые упражнения, задания на релаксацию, рефлексию.

Третий этап - завершающий, включает одно последнее занятие. Задачи данного этапа: закрепление сформированных приемов организованного поведения , поддержание позитивной атмосферы взаимодействия, получение обратной связи о проведенной работе и возможности применения детьми усвоенных знаний в обычных условиях жизни, при подготовке к концертным выступлениям, фестивалям и конкурсам.

Каждое занятие коррекционно-развивающей программы имеет следующую структуру:

1. Ритуал.

2. Релаксация.

3. Разминка.

4. Основная часть

a. Упражнения на коррекцию сценической застенчивости

b. Фоновые упражнения

c. Упражнения на развитие актерских способностей, развитие такого качества как артистизм.

5. Релаксация.

6. Рефлексия.

7. Ритуал.

Цель ритуала – создать атмосферу доверия, искренности, единства группы для выполнения последующих заданий.

Целью релаксации является снятие напряжения, расслабление мышц, успокоение, короткий отдых, переключение внимания, отвлечение от предшествующих занятию событий.

Разминка предоставляет возможность создания позитивного эмоционального настроя на работу, сплочения группы (на первых занятиях), включение в активную деятельность.

Основная часть направлена на решение основных поставленных задач коррекционно-развивающей программы: формирование позиции уверенности и позитивного отношения к себе, умения управлять своими эмоциями, самоконтроль, произвольность. Кроме того, в основную часть входят фоновые упражнения, предназначенные для переключения с одного вида деятельности на другой, что препятствует быстрому утомлению ребенка, упражнения для повышения мотивации к выполнению заданий, сплочения группы.

Цель рефлексии является получение обратной связи, осознание своих достижений или неудач на занятии.

Также на первом занятии проводится упражнение на знакомство, а на последнем - особый ритуал – прощание. Задание на знакомство необходимо, так как в коррекционно-развивающую группу могут входить дети из разных коллективов. Цель задания познакомиться, узнать друг друга. Упражнение на прощание подводит итог проведенной работе и символизирует её окончание.

Оценка эффективности коррекционно–развивающей работы по преодолению сценической застенчивости подростков, может проводиться в соответствии с критериями и показателями, представленными в таблице 2. За критерии эффективности коррекционно-развивающей программы мы понимаем качественные характеристики изменений в позиции уверенности и отношения к себе, в умении управлять своими эмоциями, самоконтроле, установлению адекватной самооценки и уровня притязаний.

Таблица 2.

Критерии и показатели эффективности коррекционно-развивающей работы

Критерий эффективности

Показатель эффективности

Формирование уверенного поведения, позитивного отношения к себе

Проявление уверенного поведения и позитивного отношения к себе.

Развитие умения управлять своими эмоциями, самоконтроля,

Повышение возможностей управления своими эмоциями, повышения уровня самоконтроля.

Формирование адекватности самооценки и уровня притязаний

Проявление адекватной самооценки и уровня притязаний

Для более успешной работы необходимо привлечь педагогов и родителей подростков, которые могут оказать помощь в направлении преодоления симптомокомплекса «Страха перед сценой». Поэтому мы видели необходимость разработать рекомендации по преодолению сценической застенчивости для подростков, предназначенных для взрослых.

Основные задачи родителей и педагогов:

- Развить у детей позитивное самовосприятие.

- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.

- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Рекомендации родителям и педагогам:

1.Повышение самооценки начинается с похвалы. Хвалите ребенка за все проявления самостоятельности: решения, поступки, даже самые робкие шаги. Если видите недостатки в его поведении, то обратите внимание сначала на положительные достижения, а затем уже выясните причину негатива.

2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня напряжения.

4.Понижайте напряжение всеми возможными способами. Хорошим помощником для снятия этого состояния могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация.

В результате совместной работы психолога, педагогов, родителей вырабатываются единые требования по отношению к ребенку, что помогает подростку направить свои усилия на решения проблемы.

Таким образом, мы представили коррекционно-развивающую программу по преодолению сценической застенчивости у подростков. А также предложили ряд рекомендации для педагогов и родителей, позволяющие организовать единые усилия и направить на решение проблемы.

Просмотров работы: 1263