В качестве гипотезы выступило предположение о том, что существуют особенности агрессивного поведения у подростков с разным типом отношения к опасности.
В исследовании приняли участие 85 подростков в возрасте 15-16 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ №13, №30, №29 г. Череповца.
Первоначально нам необходимо было выявить тип отношения к опасности у испытуемых. В качестве основания для выделения типов отношения к опасностям нами выделены два основания: сензитивность к угрозам и выбор способов реагирования в ситуациях опасности: адекватный, тревожный, игнорирующий и неопределенный.
На данном этапе работы мы использовали:
Тест – опросник сензитивности к угрозам (коллектив ученых под руководством Маралова В.Г.);
Тест – опросник на выявление типа реагирования в ситуациях опасности (коллектив ученых под руководством Маралова В.Г.);
В итоге возможно существование 8 типов отношения людей к опасностям: адекватный-сензитивный; адекватный – с пониженной сензитивностью, тревожный - сензитивный, тревожный – с пониженной сензитивностью, игнорирующий - сензитивный, игнорирующий – с пониженной сензитивностью, неопределенный - сензитивный и неопределенный – с пониженной сензитивностью. Интегральные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение испытуемых по типам отношения к опасности
№ |
Тип отношения к опасности |
Кол. чел. |
% |
1 |
адекватный - сензитивный |
12 |
14,1 |
2 |
адекватный - с пониженной сензитивностью |
10 |
11,8 |
3 |
тревожный - сензитивный |
4 |
4,7 |
4 |
тревожный - с пониженной сензитивностью |
9 |
10,6 |
5 |
игнорирующий - сензитивный |
5 |
5,9 |
6 |
игнорирующий - с пониженной сензитивностью |
23 |
27 |
7 |
неопределенный - сензитивный |
9 |
10,6 |
8 |
неопределенный - с пониженной сензитивностью |
13 |
15,3 |
всего |
85 |
100 |
Дадим некоторую обобщенную психологическую характеристику типов отношения к опасности, наиболее часто встречающихся в нашей выборке.
Игнорирующий – с пониженной сензитивностью (23 человека, что составляет 27%). Это подростки, которые не чувствительны к угрозам, и выбирают игнорирующий способ реагирования в ситуациях опасности. Скорее всего, такая тактика поведения носит демонстративный характер. Игнорируя опасности, личность как бы демонстрирует свою неуязвимость, независимость.
Неопределенный – с пониженной сензитивностью (13 человек, что составляет 15,3%). Это учащиеся, которые особо не переживают за свои неудачи, они не чувствительны к проблемам, в ситуациях требующих принятия решения, они просто избегают этого.
Адекватный – сензитивный (12 человек, что составляет 14,1%). В качестве оптимального типа отношения к опасностям именно этот тип наиболее выгоден, то есть данные подростки сензитивны к угрозам и способны адекватно реагировать в ситуациях опасности.
Таким образом, в дальнейшей работе мы посчитали возможным выделить особенности агрессивного поведения у подростков трех выделенных нами групп. Мы исходили из предположения о том:
1. для подростков с адекватным – сензитивным типом отношения к опасности характерны низкие показатели агрессивности и отдельных ее форм.
2. для подростков с неопределенным –несензитивным типом отношения к опасности характерно ситуативное проявление агрессивности и ее форм.
3. для подростков с игнорирующим – несензитивным типом отношения к опасности характерны высокие показатели агрессивности и отдельных ее форм.
С этой целью мы использовали опросник Л. Г. Почебут. Нас интересовали два показателя:
а) уровень (степень) агрессивности
б) формы (типы) агрессии: вербальная агрессия; физическая агрессия; предметная агрессия; эмоциональная агрессия; самоагрессия.
Результаты математической обработки данных представлены в таблице 3.
Таблица 3
Степень выраженности агрессивности и форм агрессии у испытуемых с наиболее встречающимися типами отношения к опасности
(указаны средние арифметические значения)
Агрессивность |
Типы отношения к опасности |
Различия |
||
адекватный-сензитивный |
неопреде-ленный-несензитивный |
игнорирующий несензитивный |
H-критерий Крускала- Уоллиса |
|
общая агрессивность |
10,8 |
14,9 |
18,6 |
14,119 |
вербальная агрессия |
2,2 |
2,7 |
4,3 |
12,714 |
физическая агрессия |
2,0 |
2,3 |
4,2 |
9,662 |
предметная агрессия |
2,0 |
3,0 |
2,5 |
--- |
эмоциональная агрессия |
1,8 |
3,0 |
3,5 |
9,710 |
самоагрессия |
2,8 |
3,9 |
4,0 |
--- |
Примечание: Жирным шрифтом обозначены различия, достоверные при р£0,01, прочерк – нет различий.
Результаты таблицы 3 показывают, что из трех наиболее часто встречающихся (в данной выборке) типов отношения к опасности, наиболее агрессивным является игнорирующий не сензитивный к угрозам тип. Его средний балл по общей агрессивности равен 18,6. У данного типа наблюдается и самая высокая степень выраженности всех форм агрессии, кроме предметной. Наиболее проявлены вербальная (4,3 балла) и физическая (4,2 балла), чуть ниже самоагрессия (4,0 балла) и эмоциональная агрессия (3,5 балла), наименее проявлена предметная агрессия (2,5 балла).
В меньшей мере общая агрессивность выражена у неопределенного - не сензитивного типа (14,9). Наиболее проявлена самоагрессия (3,9 балла), предметная и эмоциональная агрессия на одном уровне (по 3,0 балла), менее проявлена вербальная (2,7 балла) и физическая агрессия (2,3 балла). В данном случае наблюдается более выраженная, чем у других типов, предметная агрессия (3,0 балла).
Наименее агрессивным из наших испытуемых оказался адекватный – сензитивный тип. Степень выраженности по показателям общей агрессивности и формам агрессии здесь значительно ниже, чем у других типов: общая агрессивность равна 10,8 баллов, из форм наиболее проявлена самоагрессия (2,8 баллов), затем вербальная агрессия (2,2 баллов), физическая и предметная агрессия на одном уровне (по 2,0 баллов), наименее выражена эмоциональная агрессия (1,8 баллов).
С помощью критерия Крускала – Уоллиса мы выявили, что: существуют значимые различия между заявленными типами в отношении общей агрессивности (H = 14,119), вербальной агрессии (H = 12,714), эмоциональной агрессии (H = 9,710) и физической агрессии (H = 9,662).
Далее необходимо было рассмотреть данные степени выраженности агрессивности и форм агрессии у испытуемых с наиболее встречающимися типами отношения к опасности. Они помещены в таблицу 4.
Таблица 4
Степень выраженности агрессивности и форм агрессии у испытуемых с наиболее встречающимися типами отношения к опасности (указаны в %)
Агрессивность |
Типы отношения к опасности |
|||
адекватный – сензитивный (12 человек) |
неопределенный – несензитивный. (13 человек) |
игнорирующий- несензитивный (23 человека) |
||
общая агрессивность |
высокая |
0,0 |
0,0 |
13,0 |
средняя |
58,3 |
69,2 |
74,0 |
|
низкая |
41,7 |
30,8 |
13,0 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
вербаль-ная агрессия |
высокая |
8,3 |
7,7 |
52,2 |
средняя |
16,7 |
38,5 |
30,4 |
|
низкая |
75,0 |
53,8 |
17,4 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
физичес-кая агрессия |
высокая |
0,0 |
15,4 |
43,5 |
средняя |
16,7 |
7,7 |
26,1 |
|
низкая |
83,3 |
76,9 |
30,4 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
предмет-ная агрессия |
высокая |
0,0 |
15,3 |
8,7 |
средняя |
33,3 |
46,2 |
47,8 |
|
низкая |
66,7 |
38,5 |
43,5 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
эмоцио-нальная агрессия |
высокая |
0,0 |
7,6 |
26,1 |
средняя |
25,0 |
46,2 |
39,1 |
|
низкая |
75,0 |
46,2 |
34,8 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
само-агрессия |
высокая |
16,7 |
38,5 |
47,8 |
средняя |
33,3 |
38,5 |
26,1 |
|
низкая |
50,0 |
23,0 |
26,1 |
|
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Примечание: Жирный шрифт - наиболее выраженные показатели агрессивности (%) в группе подростков с разным типом отношения к опасности.
У подростков с адекватным – сензитивным типом отношения к опасности наблюдаются ярко выраженные низкие показатели агрессивности и форм агрессии. В общей агрессивности более проявлен средний уровень агрессивности в сторону ее понижения (58,3%). Наименьшую агрессию адекватные-сензитивные подростки проявили в физической форме (83,3%). В вербальной и эмоциональной агрессии так же наиболее проявлен низкий уровень агрессии (по 75,0%). В предметной агрессии низкий уровень проявления имеет 66,7% опрошенных, в самоагрессии половина опрошенных адекватных-сензитивных подростков так же имеют низкие показатели (50,0%).
У неопределенных - не сензитивных подростков агрессивность проявляется по- разному. В общей агрессивности более проявлен средний уровень в сторону ее понижения (69,2%). Наибольшую агрессию неопределенные - не сензитивные подростки проявили в самоагрессии (38,5%) там же ярко выражены средние ее показатели (38,5%). В предметной и эмоциональной агрессии наиболее проявлены средние уровни, с тенденцией к понижению (по 46,2%), самые низкие показатели наблюдаются в физической и вербальной агрессии (76,9% и 53,8% соответственно).
Для игнорирующих – не сензитивных подростков более характерны высокие показатели агрессивности и форм агрессии. В общей агрессивности более проявлен средний уровень (74,0%), в вербальной, самоагрессии и физической агрессии наиболее ярко проявлены высокие значения (52,2%, 47,8% и 43,5% соответственно), в предметной и эмоциональной агрессии большинство испытуемых проявили средний уровень агрессии в сторону ее понижения (47,8%, 39,1% соответственно). Низкий уровень агрессии в данном типе представлен неярко.
И, наконец, сопоставив попарно между собой наиболее встречающиеся типы отношений к опасности по показателям общей агрессивности и ее форм и выявив различия между ними, можно сделать выводы. Мы воспользовались критерием χ² и проанализировали полученные различия. Результаты математической обработки данных представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели различий по агрессивности и ее формам у старших подростков с наиболее встречающимися типами отношения к опасности
Агрессивность |
Группы |
||
Адекватная-сензитивная с неопределенной-несензитивной |
Адекватная-сензитивная с игнорирующей-несензитивной |
Неопределенная-несензитивная с игнорирующей-несензитивной |
|
общая агрессивность |
--- |
7,667 |
--- |
вербальная агрессия |
--- |
14,009 |
10,459 |
физическая агрессия |
--- |
12,026 |
8,298 |
предметная агрессия |
--- |
--- |
--- |
эмоциональная агрессия |
--- |
9,059 |
--- |
самоагрессия |
--- |
6,631 |
--- |
Примечание: жирным шрифтом обозначены различия, значимые при р£0,01, обычным шрифтом обозначены различия, значимые при р£0,05, прочерк – нет значимых различий.
Результаты таблицы 5 подтверждают различия в проявлении агрессивности и форм агрессии между ярко представленными типами отношения к опасности, а именно:
- между адекватным – сензитивным и игнорирующим – не сензитивным типами есть значимые различия в проявлениях вербальной и физической агрессии (χ² =14,009, р£0,01 и χ² =12,026, р£0,01 соответственно), в эмоциональной агрессии (χ² =9,059, р£0,05), в общей агрессивности (χ² =7,667, р£0,05) и в самоагрессии (χ² =6,631, р£0,05). Это значит, что есть существенная разница в проявлении агрессивности и форм агрессии между данными группами испытуемых. В предметной агрессии значимых различий не выявлено.
- между игнорирующим – не сензитивным и неопределенным – не сензитивным типами есть значимые различия в проявлениях вербальной и физической агрессии (χ² =10,459, р£0,01, χ² =8,298, р£0,05 соответственно). У данных типов есть существенная разница в проявлениях данных видов агрессии.
Между адекватным – сензитивным и неопределенным – несензитивным типами значимых различий не выявлено.
Полученные данные позволили нам составить обобщенные психологические портреты подростков с выделенными типами отношения к опасности, а также разработать методические рекомендации для подростков игнорирующего – не сензитивного и неопределенного – не сензитивного типов, направленные на снижение агрессивности.
Список литературы:
1. Развивающаяся личность в «зеркале» угроз: Психология отношения людей к опасностям / Под ред. В.Г.Маралова. – ФБГОУ ВПО ЧГУ, 2013.