ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СТИЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СТИЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Бугрякова Н.И. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном обществе идет активная перестройка всех сфер жизни, в связи с чем проблематика конфликтов представляет существенный интерес. Связано это, прежде всего, со стремительным распространением конфликтов в общественной жизни. В процессе общения происходит столкновение взглядов, мыслей, и результат такого столкновения - споры и конфликты. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной ситуации, то есть у каждого человека существует так называемый репертуар (или стратегия) поведения в конфликтной ситуации.

В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является эмоциональный интеллект человека, т.е. способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Цель данного исследования - выявить взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и стилей реагирования в конфликте.

Объектомисследования является эмоциональный интеллект.

Предметом исследования является взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и стилей реагирования в конфликте у мужчин трудоспособного возраста.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнем развития эмоционального интеллекта и стилями реагирования в конфликте у мужчин трудоспособного возраста.

Методологическую основу исследования составили: ряд моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, Р. Бар-Он, Дж. Мэйер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д.В.Люсин и др.), структура и методы изучения эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, М.А. Мануйлова, О.И. Власова, Т.П. Березовская, И.Н. Андреева, В.Д. Шадриков, И.В. Плужников и др.).

Исследование проводилось на базе Шекснинского линейного производственного управления магистральных газопроводов филиала ООО «Газпром трансгаз Ухта».

В эмпирическом исследовании приняли участие 60 мужчин трудоспособного возраста, т.е. от 18 до 60 лет. Условно этот возрастной диапазон поделён на 3 примерно равные части (от 18 до 32 лет, от 33 до 46 лет, от 47 до 60 лет). При этом в каждой возрастной группе рассматривается одинаковое количество испытуемых – по 20 человек.

Для определения наличия взаимосвязи уровня развития эмоционального интеллекта со стилем реагирования в конфликте, полученные диагностические данные были переведены в дихотомическую шкалу, что дало возможность использовать в расчетах дихотомический коэффициент корреляции Пирсона (φ).

Рассмотрим выявленные взаимосвязи между уровнем развития эмоционального интеллекта и стилем реагирования в конфликте.

Установлены сильные положительные корреляционные связи между высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и конструктивным стилем реагирования в конфликте у мужчин трудоспособного возраста ( = 0,78, при p< 0,01).

Были обнаружены слабые положительные корреляционные связимежду низким уровнем развития эмоционального интеллекта и деструктивным стилем реагирования в конфликте у мужчин трудоспособного возраста ( = 0,43, при p< 0,01).

Аналогично была обнаружена незначительная корреляционная связь между низким уровнем развития эмоционального интеллекта и пассивным стилем реагирования в конфликте у мужчин трудоспособного возраста (φ = 0,14, при р ≤ 0,05).

Полученные результаты отражены в Таблице 1.

Таблица 1.

Взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта со стилем реагирования в конфликте

Стиль реагирования в конфликте

Уровень эмоционального интеллекта

Высокий

Низкий

Конструктивный

0,78

-

Деструктивный

-

0,43

Пассивный

-

0,14

Примечание: жирным шрифтом выделены значимые положительные корреляционные связи при p< 0,01

Таким образом, корреляционный анализ позволяет нам сделать вывод о том, что для испытуемых с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта характерен конструктивный стиль реагирования в конфликте, т.к. корреляционные показатели положительны, что говорит о прямой взаимосвязи. Следовательно, для испытуемых с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта характерны стратегии сотрудничества и компромисса, что подразумевает под собой применение максимально эффективного способа разрешения конфликтной ситуации, выработки решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Испытуемым с низким уровнем развития эмоционального интеллекта присущ деструктивный стиль реагирования в конфликте, т.к. корреляционные показатели положительны, что также говорит о прямой взаимосвязи. Делаем вывод, что для испытуемых с низким уровнем развития эмоционального интеллекта характерна стратегия соперничества, т.е. неконструктивный способ разрешения конфликтной ситуации, ориентация лишь на собственные интересы в ущерб интересам другой стороны, своего рода эгоизм. Между низким уровнем развития эмоционального интеллекта и пассивным стилем реагирования в конфликте корреляционная связь незначительная, что не позволяет нам сделать однозначных выводов о существующей взаимосвязи.

Просмотров работы: 1050