Это возможно осуществить как минимум двумя путями:
-через гуманистически ориентированную государственную социальную политику, рассчитанную на социальное партнерство взрослых и детей-сирот;
-через организацию индивидуальной поддержки и помощи детям- сиротам.
Назначение социального партнерства состоит в привлечении широких масс населения к заинтересованному участию в жизни детей-сирот. Известна позиция руководства нашей страны к судьбе детей-сирот: совершенствуется законодательство в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, готовятся кадры для сиротских учреждений и пр. Несмотря на это, говорить о наличие у Правительства непротиворечивой социальной политики еще рано. Число детей – социальных сирот стремительно растет, а общественное сознание в защиту их прав можно назвать скорее незрелым: мало семей , желающих усыновить детей-сирот, низка заработанная плата персонала в учреждениях интернатного типа, что отпугивает молодых , перспективных профессионалов от этой работы, неразвита волонтерская и благотворительная деятельность населения.
В этом направлении постепенно появляется еще один важный фактор – развитие субъективности самого ребенка сироты, который недавно был лишь объектом социальной политики и воспитания. Важным отличием субъекта от объекта является сформированная готовность выбирать свое отношение, поведение, искать пути для осуществления собственных целей. Однако такая позиция формируется под воздействием большого числа факторов и, прежде всего, благоприятных условий для развития ребенка-сироты: внимания к его нуждам в сфере образования и будущий профессиональной деятельности на фоне развитой инфраструктуры социальной поддержки, защиты и помощи сиротам как социально незащищенной категории граждан.
Исследования показываю, что сами дети-сироты демонстрируют низкую толерантность по отношению к окружающим, что можно объяснить отсутствием образцов толерантного отношения к ним самим. В этом смысле они выступают как реальные жертвы социализации, не получающие в достаточной мере заботы и внимания от общества.
Отсюда нередки случаи, когда подросшие молодые люди из числа сирот прибегают к социально неприемлемым средствам заработка- проституции, распространению наркотиков, грабежам и т.д., демонстрируя при этом жестокость и безразличие к участи жертв.
Толерантность - многоаспектное понятие. Оно означает готовность терпеть, мириться с чем-то, быть великодушным, снисходительным, милосердным к окружающим. Структура толерантности включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, поэтому ее формирование возможно по двум направлениям: 1) развитие эмоциональной устойчивости, терпеливости и 2) формирование социальной гибкости как способности преодолевать социальные стереотипы. Эти направления тесно связанны друг с другом, а их интегрирование происходит в целенаправленном воспитании всего населения.
Важной характеристикой формирования толерантности является активное, сознательное участие в этом процессе самой личности, обладающей критическим отношением к социальной действительности, способности к эмпатии, анализу, социальной перцепции.
Идея толерантности и ненасилия не является новой для гуманистически ориентированной педагогики. В истории русской педагогики известны имена Л.Н. Толстого, В.А.Сухомлинского и т.д. Гуманный подход к личности ребенка на основе педагогики отказа от принуждения проповедуется современными авторами Ш.А. Амонашвили, В.Г. Мараловым. По их мнению, основной акцент в современном воспитании следует делать на:
- многокультурное воспитание молодежи на основе изучения этнокультурных условий всех народов, принятие их ценностей, традицией, обычаев;
-развитие социального партнерства между субъектами, которое определяется консенсусом их потребностей, ценностных ориентаций и интересов на принципе социальной справедливости;
- формирование психологического механизма принятия собственной личности и защиты ее от опасностей извне;
- осознание меры гармоничного сочетания в личности альтруизма и эгоцентризма, то есть формирование ассертивности, так как это качество лежит в основе баланса между собственными интересами и интересами других людей;
- формирование толерантности как глубинного чувства миролюбия через организацию ненасильственного взаимодействия детей в различных видах деятельности;
- проведение специальных тренинговых занятий с агрессивными, конфликтными, импульсивными подростками по формированию у них толерантности.
Эти направления работы, в полной мере, отражаются и гражданском воспитании детей-сирот.
Назначение социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами- готовить детей к социальному взаимодействию со взрослыми, в рамках которого осуществляется помощь учителя наименее защищенным, социально «выпадающим» детям, и стратегия такого взаимодействия возможна лишь на основе гуманизма и толерантности. Поэтому система работы с сиротами основывается на личностно-ориентированных технологиях воспитания. Эти социально-педагогические технологии, с одной стороны, вооружают учителя умениями компетентно воздействовать на личность или общность детей с целью формирования у них качеств, необходимых для в жизни в социуме, с другой стороны , они направлены на выработку у сирот способности защищаться от неблагоприятных условий социальной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1.Иванова Н. П. Воспитание и развитие детей в детском доме. - М., 2010.
2.Социальная педагогика / Под ред. Галагузовой. – М., 2015.
3.Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблем сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии»,2012г.-35с.
4.Рейн В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. - Самара.,2013
5.Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов// Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2011.