ВЗАИМОСВЯЗЬ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОТРЕБНОСТИ В БЕЗОПАСНОСТИ У КУРСАНТОВ

Воробьев Н.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Интенсивность социально-исторических процессов в современном обществе представляет особые требования к личной автономии, наличию своего психологического пространства, свободе и ответственности каждого человека. Проблема нарушения психологического пространства, является наиболее актуальной, так как она в широком смысле слова затрагивает сразу две сферы жизни человека.

Первая сфера связана непосредственно с индивидуальностью личности. По мнению доктора психологических наук, доцента МПГУ С.К. Нартовой-Бочавер [5,6,7], у каждого человека на протяжении всей жизни формируется свое психологическое пространство. Оно может включать в себя различные компоненты: собственное тело, вещи, жилье, вкусы, точки зрения, ценности.

Вторая сфера связана с взаимодействиями личности в социуме. Нарушение границ психологического пространства, личной автономии человека, другими людьми может рассматриваться им во многих случаях агрессивно, враждебно. Именно через противостояние с другими людьми личность обретает четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.

Таким образом, ключевое место в феноменологии психологического пространства занимает состояние его границ – физических и психологических маркеров, отделяющих область личного контроля и приватности одного человека от таковой области другого.

Становится интересно, как может повлиять на курсанта нарушение его психологического пространства. В работах многих исследователей отмечается, что именно в юношеском возрасте происходит выделение идентичности личности, стремление к самостоятельности, обособление. И.К.Кон [2] считает, что обособление чаще всего в юношеском возрасте проявляется в эмансипации от контроля старших. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной территориальной автономии, неприкосновенности своего личностного пространства, суверенности.

Обучение военному делу подразумевает строгий контроль и дисциплину, следование «букве устава», что, в свою очередь, наносит серьезный «удар» по границам личностного психологического пространства курсанта и поднимает уровень тревожности за свою безопасность. В то же время, потребность в безопасности у курсантов резко возрастает. В сочетании со стремительным обострением социальной напряженности качество обеспечения потребности в безопасности в молодежной среде становится еще более проблематичным в связи со снижением физического, психического здоровья и генетических отягощений/

Исследователь методологических подходов к развитию лично­сти курсантов Т.Ю. Купач [3] отмечает, что существует необходи­мость духовного становления личности курсанта в окружающей его среде, где сущность воспитания и образования заключается в его работе над смыслом и взаимодействием окружающего и на­ходящегося внутри него пространства. Она полагает, что методо­логическим основанием к развитию личности курсантов является принцип «Внутренний мир обогащается с внешним, а внешний до­полняется внутренним». Следуя данной методологии, в процессе обучения у курсанта не нарушаются границы суверенного пространства, а сам внутренний мир обогащается за счет внешнего. В то же время, его сохраняется потребность в безопасности, что очень важно для его профессиональной деятельности.

Развитие психологического пространства подразумевает автономность, чёткость личностных границ. Формирование личности в пространстве, где уважают границы другого человека, считаются с иным мнением, является важным условием гармоничного развития личности. Такая среда благоприятна и для сохранения чувства потребности в безопасности.

Согласно определению термина «суверенное психологическое пространство» - это пространство находящееся вокруг субъекта, в котором он чувствует себя комфортно, т.е. в безопасности. В зависимости от психологического состояния человека, в нашем случае, конкретно курсанта, нарушение суверенитета жизненного пространства приводит к дискомфорту, чувству тревоги, в отдельных случаях вызывает агрессию, в таком состоянии принятие правильного решения для выполнения поставленных задач весьма затруднительно. В случае, когда чувство безопасности напротив «заглушено» т.е. не достаточно развито курсант при нарушении границ личного пространства не проявляет признаков беспокойства или каких-то иных маркеров, то можно, с достаточной степенью вероятности, предположить что физиологическое чувство самосохранения также «приглушено». Взаимосвязь суверенности границ жизненного пространства и потребности личности в безопасности не только явно прослеживается, но и играет не последнюю роль в становлении курсанта как профессионального офицера, ответственного за жизнь солдат, чувство собственной безопасности поможет в выполнении поставленных задач с минимальными человеческими жертвами.

На уровне человека инстинкт самосохранения, сохранения суверенности психологического пространства, приобретает форму потребности в безопасности. Одной из первых эту потребность выделила К.Хорни [8]. По ее мнению, человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Нередко они вступают в противоречие, что и порождает внутренний конфликт.[14] Довольно часто курсанты сталкиваются со стрессовыми и экстремальными ситуациями, в которых всегда нужно проявлять выдержку и здравомыслие. И неудовлетворённая потребность в безопасности даёт о себе знать как раз в это время.

Абрахам Маслоу [4] относит к потребности в безопасности также потребность в стабильности, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях и в зависимости, т.е. суверенности психологического пространства.

Если человек чувствует угрозу, то рассматриваемая потребность может занимать ведущее место в формировании поведения человека, нацеливая его на достижение безопасности. Как пишет Маслоу, "в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности". Стремление к безопасности, становясь главной целью, не только определяет восприятие человеком мира, но и, по словам Маслоу, "предопределяет его философию будущего, философию ценностей".

По Маслоу, должны быть реализованы самые основные потребности прежде, чем будут удовлетворены менее значимые. К примеру, и физиологические и потребности суверенности психологического пространства важны для человека; однако когда человек испытывает страх за себя, то и потребность суверенности психологического пространства не становится главным фактором поведения. И наоборот, считает Маслоу, когда мы чувствуем нарушение суверенности психологического пространства, мы также испытываем чувство тревоги.

По мнению В. С. Макеевой, С. Н. Баркалова, А. В. Алдошина [1] потребность в безопасности играет важную роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилю ГИББД. Ими рассматриваются возможности физической подготовки в обеспечении потребности в безопасности. При этом сама физическая подготовка выражается, прежде всего, в умении демонстрировать отдельные физические свойства и общий уровень работоспособности. Однако в значительной степени, по мнению авторов, необходимо учитывать и личностный потенциал курсанта. Чтобы курсант смог обладать необходимыми качествами, его психологическое состояние должно быть в норме и стабильным. И именно потребность в безопасности способствует необходимому развитию курсанта.

Курсанты военных училищ по окончании учебы и в процессе её несут ответственность за жизнь и здоровье многих людей, в отдельных случаях решают «судьбу» государств. Психологическое состояние, душевное спокойствие, потребность в безопасности личного пространства и уверенность в его суверенитете дают возможность будущим военным грамотно, оперативно и эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Особенности взаимосвязи суверенности психологического пространства и потребности в безопасности у курсантов мы планируем изучить и в рамках эмпирического исследования.

Список литературы:

  1. Алдошин А. В. , Баркалов С. Н., Макеева В. С. Формирование потребности в безопасности у курсантов, обучающихся по профилю ГИБДД. /Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета Выпуск № 3 (35) / 2015.

  2. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

  3. Личность курсанта: психологические особенности бытия: материалы Междунар. науч.- практ. конф. / отв.ред. С.Д. Некрасов. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 275с.

  4. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

  5. Нартова-Бочавер С. К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002.

  6. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления: Дис. . .док.психол.наук. — М., 2005.

  7. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение Текст. / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. 2003.

  8. Хорни К. Невритическая личность нашего времени. Самоанализ. – М.: Прогресс, 1993.

Просмотров работы: 858