НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

Ступникова И.О. 1
1ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт образования и социальных наук, Специальное (дефектологическое) образование
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Темп ре́чи (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения элементов речи: звуков, слогов, слов. Измеряется либо числом звуков, слогов и т. д., произносимых в единицу времени (чаще всего — в секунду), либо средней их длительностью.[3]

Нормальный темп речи, то замедляется, то ускоряется. Разница в скорости высказываний зависит от быстроты произнесения фонем, слов, фраз. А также от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения.[5]

Существует три основных темпа речи: нормальный, быстрый и медленный. Темп играет большую роль в эмоциональной передаче информации.

Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.[1]

Пауза - перерыв в звучании голоса на определенное время. Паузы - необходимый элемент речевого высказывания. Их длительность и характер определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Физиологическая основа плавности речи - механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте 3-х лет эти механизмы находятся в фазе начального становления.

Речь считается прерывистой:

  • Замещающие звуки и слова.

  • Повторы.

  • Паузы.

  • Возвраты.

  • Нескоординированные по времени слова.

К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.[2]

Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.[2]

Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.[2]

Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь) — патологически замедленная, но правильно координированная речь.[4] Синонимы: Brabyphrasia (брадифразия), Brabyarthria (брадиартрия), Brabylogia (брадилогия).[2]

В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959), экзогенные факторы (интоксикация, астенизация и др.), психологические причины (воспитание, подражание и др. — А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1936).

По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеют: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина); центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зееман), а также неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежащих в основе элементарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).[2]

Брадилалия может быть как самостоятельным нарушением темпа речи, так и в сочетании некоторых форм психических заболеваний.

Речевая симптоматика брадилалии:

  • Замедленность темпа внешней и внутренней речи.

  • Замедленность процессов чтения и письма.

  • Интер- и интравербальное замедление.

  • Скандирование.

  • Монотонность.

  • Нарушение артикулирования звуков.

  • Нарушение голоса.

Неречевая симптоматика брадилалии:

  • Нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица.

  • Особенности психической деятельности (замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления).

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Термин произошел от греческих слов tachis — быстрый, lalia — речь. Синоним: Tachiphrasia (тахифразия).[2]

Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии.

С конца XIX в. тахилалию включили в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879). Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягивание воздуха в себя»), что появлялось некоторое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флоренской в 1934 г.[2]

Причины тахилалии:

  • расстройство темпа внешней и внутренней речи (М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959);

  • органически обусловленное нарушение ЦРМ (D. Weiss (1950);

  • неправильная функция экстрапирамидной системы (М. Зееман (1950);

  • врожденная речедвигательная недостаточность речевого аппарата (М. Е. Хватцев (1959) .

Речевая симптоматика тахилалии:

  • неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.;

  • интервербальная акцелерация (М. Зееман);

  • расстройства внутренней речи, чтения и письма.

Неречевая симптоматика тахилалии:

  • нарушения общей моторики

  • нарушения психических процессов

  • нарушения вегетативной нервной системы

  • нарушения поведения

  • нарушения эмоционально-волевой сферы.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ

ТАХИЛАЛИИ

Баттаризм (парафразия)Полтерн (спотыкание)

Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.[2]

Причины баттаризма:

  • соматические;

  • психогенные факторы;

  • привычка;

  • изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью.

Исторические аспекты причин баттаризма (парафразии):

  • сенсомоторные расстройства внимания (А. Либманн (1900);

  • несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия) М. Надолечны;

  • нарушения в стриопаллидарной системе, связь эпилепсии с ускоренной речью, вследствие органических изменений в мозге (М. Зееман).

Психический фактор парафразии - недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи.

Механизмы возникновения баттаризма:

  • преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы

  • проглатывание и перестановка слогов и слов, в остановках речи (М.Надолечны);

  • быстрое течение мысли (Э.Фрешельс);

  • самопроизвольная перестройка внимания по ходу речевого потока (Ю.А.Флоренская);

  • расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X. Пик.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.[2]

Различия полтерна и заикания:

  • не осознают своего дефекта;

  • при сосредоточении внимания речь улучшается;

  • говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке;

  • во время непринужденного разговора симптомы полтерн усиливаются.

История изучения:

  • В 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн (различия между заиканием и тахилалией)

  • Pichon и Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи)

  • Первая Международная Конференция по Клаттерингу (2007,Болгария)

Классификация D. Weiss (1964):

Чистые формы спотыкания: Спотыкание – синдром

I группа - с моторными расстройствами

II группа - с сенсорными

III группа - с общей трудностью формулирования речи

IV группа - со спотыканием

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.[2]

Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн:

  • нарушения внешней речи;

  • нарушения внутренней речи;

  • нарушения письменной речи;

  • нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика, лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика.

Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн:

  • нарушения общей моторики;

  • нарушения внимания;

  • нарушения мышления;

  • нарушения поведения.

Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.[4]

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ

Обследование комплексное: медицинское и психолого-педагогическое.

Примерная схема обследования:

-сбор анамнеза;

-состояние общей и ручной моторики;

-состояние мимики;

-состояние речевой моторики, орального праксиса;

-экспрессивная речь;

-письмо;

-исследование слухового восприятия, слуховой, зрительной и моторной памяти,

речевой активности.

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• выраженность психических симптомов;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);

• особенности моторики;

• отклонения в поведении.[2]

Система лечебно-педагогической комплексной работы предполагает в коррекционном воздействии следующие установки:

-опора на межанализаторные связи;

-коррекция не только внешней, но и внутренней речи;

-учетом ведущего вида деятельности ребенка;

-учет личностных особенностей, особенностей поведения, эмоционально-волевых проявлений;

-предпочтительнее групповая форма проведения занятий;

-необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика.

Методика логопедической работы при устранении брадилалии: воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; убыстрение темпа внутренней речи; убыстрение темпа письма и чтения; воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; воспитание правильной просодики; нормализация общей моторики; формирование ручного праксиса, развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.

Методика логопедической работы при устранении тахилалии: воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; - здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; - воспитание общего и слухового внимания к речи.

Этапы коррекционной работы:

1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения.

2 этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения.

3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей).

4 этап. Работа над коллективным рассказом.

5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению.

Преодоление баттаризма и полтерн: Те же этапы.

Основные задачи: формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выражения;

формирование темпа и слитности речи в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.

Приемы работы:

- фиксация внимания на своей речи;

- сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов;

- работа над перефразировкой;

- диалоги;

- драматизации;

- чтение;

- воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях;

- работа по преодолению дефектов внутренней речи;

- развитие слухового внимания, умения слушать речь;

- упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов.

Важная роль в коррекции нарушения темпа речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям.

При брадилалии в первую очередь нормализовать общую моторику− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику. Также, следует уделить внимание занятиям по логопедической ритмике.

При преодолении тахилалии необходимо воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

Литература

1.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998.- 304 с.: ил.

2.Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой, - 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 384 с.

3.Светозарова Н.Д.. Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976.

4.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.

Просмотров работы: 6199