Нормальный темп речи, то замедляется, то ускоряется. Разница в скорости высказываний зависит от быстроты произнесения фонем, слов, фраз. А также от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.
Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждения и торможения.[5]
Существует три основных темпа речи: нормальный, быстрый и медленный. Темп играет большую роль в эмоциональной передаче информации.
Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания. Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.[1]
Пауза - перерыв в звучании голоса на определенное время. Паузы - необходимый элемент речевого высказывания. Их длительность и характер определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.
Физиологическая основа плавности речи - механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте 3-х лет эти механизмы находятся в фазе начального становления.
Речь считается прерывистой:
Замещающие звуки и слова.
Повторы.
Паузы.
Возвраты.
Нескоординированные по времени слова.
К нарушениям темпа речи относятся брадилалия и тахилалия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окружающих. Своевременное устранение этих нарушений в раннем возрасте исключает отрицательное их влияние на формирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.[2]
Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства темпа речи определяются как патологические.[2]
Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.[2]
Брадилалия (от греч. bradys — медленный, lalia — речь) — патологически замедленная, но правильно координированная речь.[4] Синонимы: Brabyphrasia (брадифразия), Brabyarthria (брадиартрия), Brabylogia (брадилогия).[2]
В истории изучения нарушений темпа и ритма речи брадилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.
С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наследственную природу (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зееман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959), экзогенные факторы (интоксикация, астенизация и др.), психологические причины (воспитание, подражание и др. — А. Либманн, 1900; А. Гутцман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1936).
По мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии большое значение имеют: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом возбуждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина); центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные нарушения (М. Зееман), а также неправильное течение кортикальных возбуждений во времени, лежащих в основе элементарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).[2]
Брадилалия может быть как самостоятельным нарушением темпа речи, так и в сочетании некоторых форм психических заболеваний.
Речевая симптоматика брадилалии:
Замедленность темпа внешней и внутренней речи.
Замедленность процессов чтения и письма.
Интер- и интравербальное замедление.
Скандирование.
Монотонность.
Нарушение артикулирования звуков.
Нарушение голоса.
Неречевая симптоматика брадилалии:
Нарушения общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица.
Особенности психической деятельности (замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления).
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Термин произошел от греческих слов tachis — быстрый, lalia — речь. Синоним: Tachiphrasia (тахифразия).[2]
Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии.
С конца XIX в. тахилалию включили в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879). Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной степени («втягивание воздуха в себя»), что появлялось некоторое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нарушения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флоренской в 1934 г.[2]
Причины тахилалии:
расстройство темпа внешней и внутренней речи (М. Бехтерев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959);
органически обусловленное нарушение ЦРМ (D. Weiss (1950);
неправильная функция экстрапирамидной системы (М. Зееман (1950);
врожденная речедвигательная недостаточность речевого аппарата (М. Е. Хватцев (1959) .
Речевая симптоматика тахилалии:
неудержимая стремительность речи и на ее фоне - расстройства речевого внимания, запинки, повторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искажения предложений и т. д.;
интервербальная акцелерация (М. Зееман);
расстройства внутренней речи, чтения и письма.
Неречевая симптоматика тахилалии:
нарушения общей моторики
нарушения психических процессов
нарушения вегетативной нервной системы
нарушения поведения
нарушения эмоционально-волевой сферы.
КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ
ТАХИЛАЛИИ
Баттаризм (парафразия)Полтерн (спотыкание)
Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.[2]
Причины баттаризма:
соматические;
психогенные факторы;
привычка;
изменения в физиологии и анатомии мозга, связанные с ранним поражением мозга и с наследственностью.
Исторические аспекты причин баттаризма (парафразии):
сенсомоторные расстройства внимания (А. Либманн (1900);
несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью (речевая атаксия) М. Надолечны;
нарушения в стриопаллидарной системе, связь эпилепсии с ускоренной речью, вследствие органических изменений в мозге (М. Зееман).
Психический фактор парафразии - недостаточная концентрация внимания и несоответствие темпа мышления и речи.
Механизмы возникновения баттаризма:
преобладание процесса возбуждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы
проглатывание и перестановка слогов и слов, в остановках речи (М.Надолечны);
быстрое течение мысли (Э.Фрешельс);
самопроизвольная перестройка внимания по ходу речевого потока (Ю.А.Флоренская);
расстройство синтаксиса (лингвистика) - А. Гутцман; X. Пик.
Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи не судорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.[2]
Различия полтерна и заикания:
не осознают своего дефекта;
при сосредоточении внимания речь улучшается;
говорят лучше в присутствии незнакомых людей и в ответственной обстановке;
во время непринужденного разговора симптомы полтерн усиливаются.
История изучения:
В 30—50-х годах ХХв. - ЭЭГ заикающихся и лиц с полтерн (различия между заиканием и тахилалией)
Pichon и Borel-Maisonny (1964) помимо спотыкания выделили еще одно нарушение речи - бормотание (касается расстройства темпа и ритма только внешней стороны речи)
Первая Международная Конференция по Клаттерингу (2007,Болгария)
Классификация D. Weiss (1964):
Чистые формы спотыкания: Спотыкание – синдром
I группа - с моторными расстройствами
II группа - с сенсорными
III группа - с общей трудностью формулирования речи
IV группа - со спотыканием
Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном параличе, дистрофирующих органических заболеваниях головного мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.[2]
Симптоматика речевая при баттаризме и полтерн:
нарушения внешней речи;
нарушения внутренней речи;
нарушения письменной речи;
нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия, голос, речевое дыхание, речевая моторика, лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика.
Неречевая симптоматика при баттаризме и полтерн:
нарушения общей моторики;
нарушения внимания;
нарушения мышления;
нарушения поведения.
Физиологические итерации (от лат. iterare — повторять). М.Зееман отмечает, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей. Подобное состояние речи у детей на определенном этапе их развития является естественным. Со временем под влиянием воспитательного воздействия окружающих и развития речевых движений детская речь выравнивается, и ее несовершенства исчезают бесследно.[4]
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ
Обследование комплексное: медицинское и психолого-педагогическое.
Примерная схема обследования:
-сбор анамнеза;
-состояние общей и ручной моторики;
-состояние мимики;
-состояние речевой моторики, орального праксиса;
-экспрессивная речь;
-письмо;
-исследование слухового восприятия, слуховой, зрительной и моторной памяти,
речевой активности.
В логопедическом заключении указываются:
• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заиканием;
• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;
круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;
• выраженность психических симптомов;
• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лексико-грамматической и семантической сторон речи, просодии);
• нарушения внутренней речи, психических процессов (восприятия, внимания, мышления);
• особенности моторики;
• отклонения в поведении.[2]
Система лечебно-педагогической комплексной работы предполагает в коррекционном воздействии следующие установки:
-опора на межанализаторные связи;
-коррекция не только внешней, но и внутренней речи;
-учетом ведущего вида деятельности ребенка;
-учет личностных особенностей, особенностей поведения, эмоционально-волевых проявлений;
-предпочтительнее групповая форма проведения занятий;
-необходимо медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевтическое, психотерапевтическое лечение), ЛФК, логоритмика.
Методика логопедической работы при устранении брадилалии: воспитание быстрых и четких движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; убыстрение темпа внутренней речи; убыстрение темпа письма и чтения; воспитание выразительных форм, сценической речи, сценического чтения; воспитание правильной просодики; нормализация общей моторики; формирование ручного праксиса, развитие слухового, зрительного внимания, восприятие ритмов.
Методика логопедической работы при устранении тахилалии: воспитание медленного, спокойного, плавного строго ритмичного дыхания и голосообразования; чтения; речи; - здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; - воспитание общего и слухового внимания к речи.
Этапы коррекционной работы:
1 этап. Этап максимального ограничения речевого общения.
2 этап. Работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения.
3 этап. Работа над пересказом (над редактированием высказываемых мыслей).
4 этап. Работа над коллективным рассказом.
5 этап. Этап подготовки к публичному выступлению.
Преодоление баттаризма и полтерн: Те же этапы.
Основные задачи: формирование понятий на конкретной основе, их словесного грамматически правильного выражения;
формирование темпа и слитности речи в единстве с другими психическими процессами, а также с процессами порождения речи.
Приемы работы:
- фиксация внимания на своей речи;
- сопряжено-отраженное произнесение фраз, текстов;
- работа над перефразировкой;
- диалоги;
- драматизации;
- чтение;
- воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях;
- работа по преодолению дефектов внутренней речи;
- развитие слухового внимания, умения слушать речь;
- упорядочивание темпа речи с помощью автоматизированных речевых рядов.
Важная роль в коррекции нарушения темпа речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям.
При брадилалии в первую очередь нормализовать общую моторику− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику. Также, следует уделить внимание занятиям по логопедической ритмике.
При преодолении тахилалии необходимо воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи.
Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.
Литература
1.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998.- 304 с.: ил.
2.Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой, - 2-е изд. – в 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 384 с.
3.Светозарова Н.Д.. Физиология речи. Восприятие речи человеком, М., 1976.
4.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.