ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТИ И КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Мокин А.Г. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время исследование проблемы психологической безопасности личности приобретает особую актуальность в связи с запросом современного общества на такую личность, которая могла бы выстраивать свой жизненный путь в безопасном направлении, стремиться к саморазвитию, не причиняя вреда, ущерба ни другим, ни себе.

Хорошо известно, что многие несчастные случаи, социальная нестабильность, аварии, психологическое неблагополучие и тому подобные факты, относящиеся к категории угроз, спровоцированы самим человеком, то есть, обусловлены человеческим фактором.

Поэтому важно обратить внимание на феномен отношения человека к опасностям. Отношение к опасностям – это оценка человеком того или иного фактора, события внешней или внутренней среды с позиции возможного ущерба жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию [3].

Под отношением к опасности Маралов В.Г. и другие авторы [3]. понимают способность индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасностям) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу (поведенческий компонент). Эмоциональный компонент представлен определенным состоянием, на фоне которого осуществляется распознавание сигналов опасности (тревога, психологическая напряженность, стресс, фрустрация). Когнитивный компонент включает в себя оценку того или иного воздействующего фактора как угрожающего или не угрожающего благополучию личности.

В данном исследовании в качестве «человеческого фактора» рассматривается конфликтность личности, как интегральное ее свойство.

В литературе имеются различные определения понятия «конфликтность». Но все они сходятся в одном: конфликтность – это свойство личности, отражающее способность вступать в конфликт.

Например, Д. Шеффер определяет конфликтность как сложное личностное качество, включающее в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность [1].

В.И. Курбатов [2] утверждает, что конфликтность – это интегральное свойство личности, которое отражает частоту ее вступления в межличностные конфликты. Это готовность личности к конфликтам, степень ее вовлеченности в развитие конфликтов.

Можно предположить, что сама по себе конфликтность, в своем первозданном виде, может выступать как проявление «работы защитных механизмов» и служить сигналом интенсификации психологической защиты, то есть врожденного и основополагающего стремления человека к безопасности.

С точки зрения практики, знание факторов конфликтности необходимо для развития у людей навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия, для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для обеспечения возможности адекватного реагирования на опасность.

Эмпирическое исследование проводилось в 2015 году на базе ФГБОУ ВПО «Череповецкий Государственный Университет». В исследовании приняли участие студенты Института педагогики и психологии и Гуманитарного института Череповецкого государственного университета в количестве 77 человек.

Цель исследования заключалась в установлении взаимосвязи между типом отношения к опасности и конфликтностью у студентов.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между типом отношения к опасности и конфликтностью у студентов, а именно:

- для студентов с высоким уровнем сензитивности к угрозам и адекватным типом реагирования в ситуациях опасности характерны низкий уровень конфликтности и конструктивное поведение в ситуации конфликта (стратегии сотрудничество и компромисс);

- для студентов с тревожным типом реагирования в ситуациях опасности характерно конформистское поведение (стратегия приспособления) в ситуации конфликта;

- для студентов с низким уровнем сензитивности к угрозам и игнорирующим типом реагирования в ситуациях опасности характерны высокий уровень конфликтности и деструктивное поведение в конфликте (стратегии соперничества и избегания).

В работе мы использовали следующие методики:

- тест - опросник для выявление способа реагирования личности на опасности (В.Г. Маралов и др.)

- тест - опросник сензитивности к угрозам (В.Г. Маралов и др.)

- тест « Оценка уровня конфликтности» Андреева В.И.

- тест К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации».

Обратим внимание на самые существенные результаты эмпирического исследования.

С помощью корреляционного анализа мы выявили:

- наличие прямой статистически значимой связи между параметром сензитивность и стратегией поведения в конфликтных ситуациях «сотрудничество» (φ = 0,219 при р ≤ 0,05) это значит, что чем выше у студентов уровень сензитивности, тем чаще они выбирают при конфликтах, в качестве доминирующей, стратегию сотрудничества и наоборот;

- наличие прямой статистически значимой связи между адекватным способом реагирования в ситуациях угрозы и стратегией поведения в конфликтных ситуациях «сотрудничество» (Rбис = 0,29 при р ≤ 0,05) это значит, что чем более выражен у студентов адекватный тип реагирования в ситуациях опасности, тем чаще они выбирают в конфликтных ситуациях, в качестве доминирующей, стратегию сотрудничество и наоборот;

- наличие прямой статистически значимой связи между адекватным способом реагирования в ситуациях угрозы и конструктивной моделью поведения в конфликтных ситуациях (φ = 0,23 при р ≤ 0,05). Полученные данные говорят о том, что чем более выражен адекватный тип отношения к опасности у студентов, тем чаще испытуемые используют в конфликтных ситуациях конструктивную модель поведения и наоборот;

- наличие обратной статистически значимой связи между тревожным способом реагирования в ситуациях угрозы и стратегией поведения в конфликтных ситуациях «избегание» (φ = - 0,243 при р ≤ 0,05) это значит, что чем более выражен у студентов тревожный тип реагирования в ситуациях опасности, тем реже они выбирают при конфликтах, в качестве доминирующей, стратегию избегания и наоборот;

- наличие прямой статистически значимой связи между адекватным-сензитивным отношением к опасности и конструктивной моделью поведения в конфликтных ситуациях (φ = 0,24 при р ≤ 0,05). Полученные данные говорят о том, что чем более выражен адекватный тип отношения к опасности у студентов, тем чаще испытуемые используют в конфликтных ситуациях конструктивную модель поведения и наоборот.

Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что адекватное отношение человека к опасностям формируется на базе конструктивного поведения в конфликте и миролюбия.

Список литературы:

1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. 2009 г., - 930 с.

2. Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов-на-Дону, -2007г.,- 455 с.

3. Развивающаяся личность в «зеркале» угроз: Психология отношения людей к опасностям / Под ред. В.Г.Маралова. – ФБГОУ ВПО ЧГУ, 2013.

Просмотров работы: 789