ВЛИЯНИЕ ИГРЫ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА СКОРОСТЬ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОК ВТОРОГО КУРСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА СКОРОСТЬ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У СТУДЕНТОК ВТОРОГО КУРСА

Шульгина Ф.А. 1, Сунцов С.А. 1, Чугина Л.М. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Время зрительно-моторной реакций многие исследователи используют как важный показатель качества работы центральной нервной системы (ЦНС) человека. Его регистрируют при оценке утомляемости в спорте, как уровень функционального состояния ЦНС в экспертизе трудоспособности, в клинических исследованиях [3,7,8,10]. Показатели времени и точности простой и сложной сенсомоторных реакций являются одними из наиболее объективных и часто используемых в анализе индивидуальных различий психофизиологических функций [4,5].

Многими авторами отмечается важность регистрации не только времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР), когда обследуемый отвечает на заранее известный стимул каким-то простым действием (например, нажатием кнопки), но и времени сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР). Разность показателей (время центральной задержки), при этом, отражает время обработки информации в центральных структурах нервной системы.

При сложном реагировании предъявляется два или более стимула в разной последовательности и с разными временными интервалами. Задача обследуемого заключается в определении необходимого стимула и ответе на него заранее указанным действием.

Имеются данные о связи времени реакции человека с показателями тестов интеллекта [2]. Предполагается, что уровень интеллекта во многом отражает уровень дифференцированности репрезентативных когнитивных структур и их способности к дальнейшей дифференциации. В свою очередь время реакции (в особенности время сложной реакции) является важным показателем дискриминативной способности мозга. Отсюда связь показателей интеллекта и времени реакции [9].

Многие авторы отмечают, что под влиянием тренировки время реакции не только укорачивается (при этом укорочение времени реакции наиболее существенно в начале соответствующей тренировки), но и стабилизируется, т.е. становится менее подверженным различного рода влияниям.Простая реакция поддается влиянию упражнений в заметно меньшей степени, чем реакция выбора. В частности, после лишь одного дня занятий время реакции выбора может сократиться на 30-40%, тогда как простой сенсо-моторной реакции - лишь на 10 % [1].

Настольный теннис является наиболее доступным видом нагрузки развивающий помимо физических качеств ещё и скорость зрительно-моторных реакций. Исходя из этого, было принято решение исследовать показатели времени простой и сложной зрительно-моторных реакций у девушек-студенток второго курса, играющих на занятиях физической культуры два раза в неделю по 40 минут в настольный теннис.

Контингент обследуемых. На добровольной основе были обследованы 5 девушек - студенток 2 курса института социально-гуманитарных и политических наук, Северного (Арктического) Федерального университета. Средний возраст обследуемых 20 лет. Девушки в течение месяца (два раза в неделю) на занятиях физической культурой по 40 минут играли в настольный теннис.

Материалы и методы. Показатели времени простой и сложной зрительно-моторных реакций оценивались с применением психофизиологического исследовательского комплекса «БиоМышь» КПФ 01b.

Математический анализ включал в себя извлечение среднего арифметического из результатов обследования с использованием стандартной статистической программы Excel 7.0 для среды Windows.

Исследование скорости простой (ПЗМР) и сложной зрительно-моторных реакций (СЗМР) и проводилось в два этапа (таблица 1).

Таблица 1

Показатели времени зрительно-моторных реакций студенток второго курса (мс)

ПЗМР

СЗМР

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

223,80

225,60

395,80

364,50

Время простой зрительно-моторной реакции в течение исследования незначительно увеличилось (на 1,80 мс), в тоже время скорость СЗМР увеличилась на 31,20 мс (на первом этапе исследования среднее время реагирования СЗМР составило в 395,80 мс, на втором этапе - 364,50 мс). Таким образом, время центральной задержки на первом этапе исследования составляло 172,00 мс, на втором этапе – 138,9 мс, что отражает ускорение обработки информации в центральных структурах нервной системы обследуемых.

Отметим, что испытуемые не занимались спортом помимо занятий физической культуры в учебном заведении. После месяца занятий настольным теннисом (на втором этапе) у девушек результат в СЗМР улучшился на 7,8 %.

Выводы: Регулярные занятия настольным теннисом увеличивают скорость реакции и ускоряют процессы обработки информации в коре головного мозга, что может говорить о положительным влиянии игры на скорость реагирования обследуемых. При этом, наиболее подвержены изменениям показатели времени СЗМР.

Известно, что всякий новый раздражитель сначала вызывает ориентировочную реакцию с более или менее обширной и длительной иррадиацией возбудительного процесса по коре больших полушарий, которая затем сменяется фазой концентрации. По мере повторения раздражителя имеет место привыкание, которое сопровождается все менее выраженной иррадиацией возбуждения с одновременным повышением динамичности возникающих нервных процессов. Постепенная редукция фазы иррадиации и достижение определенного уровня хронической (или статической) концентрации возбудительного процесса в коре, с образованием стойких корковых очагов возбуждения, по-видимому, и являются одной из важнейших причин уменьшения времени реакции в процессе тренировки.

Список литературы

  1. Абдуллаев И.М. Губарева Л.И. Онтогенетические особенности функционирования центральной нервной системы у успешных и малоуспешных спортсменов-спринтеров / Фундаментальные исследования, вып. № 11-9 ,2013. С. 1856

  2. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд / Г. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. - №1. – С. 111-131.

  3. Зимкина А.М., Климова-Черкасова В.И. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. / Л., «Медицина», 1978, 280 с.

  4. Гулин А.В., Шутова С.В, Муравьева И.В. Особенности сенсомоторного реагирования студентов на различных этапах обучения в вузе / Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки, т. 3, 2012. С. 945.

  5. Колосова О.Н., Николаева Е.Н., Бельчусова Е.А., Мельгуй Н.В. Сезонная динамика скорости зрительно-моторных реакций у студентов в условиях севера / Современные проблемы науки и образования. Вып.6, 2014.

  6. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.

  7. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. – М.: Советский спорт, 2006. – 280 с.

  8. Таймазов В. А., Голуб Я. В. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции) / СПб.: Издательство «Олимп СПб», 2004. – 400 с.

  9. Чуприкова Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны / Н.И.

  10. Шутова С.В., Муравьёва И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / Вестник ТГУ, т.18, вып.5, 2013. С. 2831-2840.

Просмотров работы: 756