Не обладая достаточной финансовой грамотностью, многие граждане не оценивали реально возможности ухудшения своей платежеспособности в случае каких-либо экономических изменений и бросились использовать предлагаемые банками кредиты.
Финансовый кризис, наступивший осенью 2008 г., привел к тому, что сотни тысяч российских граждан, имеющих долголетние кредитные обязательства перед банками, оказались в тяжелом положении из-за снижения дохода или потери работы.
Быстро росла просроченная задолженность по кредитам. Однако, правоприменительная практика выявила проблемы в российском законодательстве, препятствующее цивилизованному возврату долгов в случае утраты гражданином платежеспособности.
Нет необходимости доказывать, что в нынешних условиях произошедшие изменения налогово-бюджетного законодательства способствует проблемы реструктуризации долгов физических лиц, реализации имущества граждан и применение реабилитационных процедур в РФ.
Целью исследовательской работы является анализ формирования правового регулирования института банкротства физических лиц в РФ
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Изучить зарубежный опыт правового регулирования института банкротства физических лиц.
Проанализировать условия и предпосылки создания института банкротства физических лиц.
Исследовать методику оценки и состояния банкротства граждан.
Объектом исследования является формирование правового регулирования института банкротства физических лиц в РФ
Предмет исследования: предпосылки и условия развития института банкротства физических лиц в РФ, формирование информационной системы (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве РФ), опыт правового регулирования института банкротства зарубежных стран и др.
Методы исследования:
Сравнительный анализ.
Синтез.
Исторический метод.
Наблюдение.
Графический.
Банкротство физического лица – это признанная законодательством неспособность гражданина, то есть должника, удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам или выполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
До 2014 года явление банкротства касалось только деятельности юридических лиц. Но социально-экономическое развитие страны, усложнение рыночных форм взаимодействия между людьми внутри государства, привело к введению официального статуса неплатежеспособности и для физических лиц. Необходимость разработки и принятия подобного рода законопроекта стала наиболее очевидна в ходе экономического кризиса, тогда же началась и детальная проработка его основных положений. Сегодня, полностью разработанный, одобренный экспертами законопроект принят Государственной Думой и подписан Президентом РФ
Формирование правового регулирования банкротства граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015)1.
Федеральный закон вводит в российское законодательство институт банкротства физических лиц. При рассмотрении дел о банкротстве граждан будет применяться реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое соглашение. Так, гражданин может быть признан банкротом при сумме долгов более 500 тыс. руб. При этом сам гражданин сможет подать в арбитражный суд заявление о банкротстве, если обстоятельства, очевидно, свидетельствуют о его неспособности выполнить обязательства (сумма долга в данном случае не имеет значения).
В соответствии с Федеральным законом установлен перечень требований, по которым может быть подано заявление о признании гражданина банкротом при отсутствии вступившего в силу решения суда, подтверждающего требование кредитора, и при отсутствии между кредитором и гражданином спора о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.
Кроме того, предусмотрена возможность рассрочки по выплате долга сроком до трех лет, если заемщик имеет стабильный источник дохода. В противном случае суд признает заемщика банкротом, а его имущество, за исключением единственного жилья, будет распределено между кредиторами.
Также законом предусмотрены:
обязательное участие финансового управляющего в делах о банкротстве граждан, а в случае, если затрагиваются права несовершеннолетнего или недееспособного лиц – участие органа опеки и попечительства;
очередность удовлетворения требований кредиторов гражданина-банкрота;
возможность временного ограничения (до завершения или прекращения производства по делу о банкротстве) права на выезд из РФ гражданина, в отношении которого введена процедура банкротства.
введена административная и уголовная ответственность гражданина за неправомерные действия при банкротстве, за фиктивное и преднамеренное банкротство.
Регулирование банкротства физических лиц за рубежом
Регулирование банкротства физических лиц за рубежом имеет особенности процедуры и механизма.
Процедура банкротства граждан в Австралии, США, Японии, Великобритании, Франции и Испании отличается жесткостью по отношению к должнику. Помимо имущества, которое теряет банкрот, он может лишиться и некоторых гражданских прав.
Таблица 1. Сравнительная характеристика института банкротства физических лиц России и западных странСША | Великобритания | Германия | Канада | Россия |
Долг для начала процедуры | ||||
Для добровольной реорганизации – менее $383,2 тыс. необеспеченного или $1,1 млн. обеспеченного долга, для ликвидации ограничений нет;Для принудительного банкротства – свыше $14,4 тыс. |
Более £750 для принудительного банкротства, для добровольного ограничений нет |
Денежных ограничений нет | Более 1 тыс. канадских долларов | Для добровольного или принудительного банкротства – не менее 500 тыс. рублей |
Что оставляют должнику | ||||
Жилье или его часть, личное имущество (часть зарплаты, посуда, одежда, книги, еда) | Одежда и другие личные вещи, инструменты для работы, транспорт. | От €1050 до €2320 в месяц (в зависимости от числа иждивенцев). | Автомобиль, личные вещи, предметы домашнего обихода. | Жилье, одежда, обувь, предметы домашней обстановки, призы и государственные награды. |
Срок процедуры | ||||
3-5 лет | 1 год | 3-6 лет | От 9 месяцев | Не более 3 лет |
Срок хранения записи в кредитной истории | ||||
До 10 лет | 6 лет | 10 лет | 6-14 лет | 5 лет |
Число банкротств | ||||
313,3 тыс. в год | 24,5 тыс. в год | 89,2 тыс. в год | 69,2 тыс. в год | 10,5 тыс. за полгода действия закона |
Основания и последствия признания банкротом физического лица
Объявить себя банкротом могут физические лица, долги которых превышают 500 тысяч рублей, а выплаты задержаны более, чем на три месяца. При этом физическое лицо должно быть неплатёжеспособным. То есть после выплат ежемесячных платежей по кредитам на руках остаётся меньше прожиточного минимума. В такой ситуации гражданину уже невозможно заплатить за коммунальные услуги или содержать детей моложе 18 лет, поэтому лучший выход – признание себя банкротом.
Обязательно необходимо учитывать основания признания банкротом и последствия банкротства физических лиц.
Последствия банкротства физических лиц:
1. Суд может запретить должнику выезд за границу до завершения процедуры реализации его имущества.
2. С момента признания гражданина банкротом прекращается начисление неустоек.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
Новым инструментом деятельности банкротства является создание Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в котором отображены сведения о банкротах как юридических, так и физических лиц. Любой налоговый инспектор для получения нужных данных может опираться на эту базу.
Рис. 1 – Число банкротов физических лиц в Приволжском федеральном округе на 08.12.2015 г.
Для анализа института банкротства физических лиц в РФ был проведен мониторинг данных единого федерального реестра сведений о банкротстве. Согласно данным реестра всего на 08.12.2015 года в Российской Федерации банкротов физических лиц составляют 10499 человек. В том числе в Приволжском Федеральном Округе – 2844 человека. Согласно данным единого федерального реестра сведений о банкротстве на 08.12.2015 года в Российской Федерации банкротов-физических лиц составляют 10499 человек, в Чувашской Республике – 338 человек [Единый федеральный реестр сведений о банкротстве].
Рис. 2 – Число банкротов физических лиц в Чувашской Республике
В Чувашской Республике число банкротов физических лиц составляет 338 человек, что составляет 3% от общего количества банкротов в РФ [Единый федеральный реестр сведений о банкротстве].
Таким образом, применяемый во многих странах институт банкротства физических лиц считается благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество. У нашей страны нет опыта банкротства граждан, поэтому вполне оправдано, что при введении данного института предусмотрена его высокая социальная направленность и меры по реабилитации должников.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)"
Информационно-правовой портал Гарант.Ру [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/
Единый федеральный реестр сведений о банкротств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bankrot.fedresurs.ru/
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://bankrotom.ru/
1 Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"