ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Покровская Ю.С. 1, Егорова Ю.Э. 1
1Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Трансформация рыночных отношений под влиянием множественных негативный внешних факторов на фоне экономического кризиса ведет к изменению в развитии финансовых институтов. Рыночные отношения способствовали развитию кредитных отношений, поскольку кредитование и стимуляция покупательной способности населения служит одним из факторов ускорения экономической деятельности в жилищном строительстве, автомобилестроении, розничной торговле и сфере услуг. Наличие неоплаченных пассивов всегда является риском для благосостояния граждан, несмотря на временные преимущества, предоставляемые кредитом для удовлетворения насущных нужд.

Не обладая достаточной финансовой грамотностью, многие граждане не оценивали реально возможности ухудшения своей платежеспособности в случае каких-либо экономических изменений и бросились использовать предлагаемые банками кредиты.

Финансовый кризис, наступивший осенью 2008 г., привел к тому, что сотни тысяч российских граждан, имеющих долголетние кредитные обязательства перед банками, оказались в тяжелом положении из-за снижения дохода или потери работы.

Быстро росла просроченная задолженность по кредитам. Однако, правоприменительная практика выявила проблемы в российском законодательстве, препятствующее цивилизованному возврату долгов в случае утраты гражданином платежеспособности.

Нет необходимости доказывать, что в нынешних условиях произошедшие изменения налогово-бюджетного законодательства способствует проблемы реструктуризации долгов физических лиц, реализации имущества граждан и применение реабилитационных процедур в РФ.

Целью исследовательской работы является анализ формирования правового регулирования института банкротства физических лиц в РФ

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить зарубежный опыт правового регулирования института банкротства физических лиц.

  2. Проанализировать условия и предпосылки создания института банкротства физических лиц.

  3. Исследовать методику оценки и состояния банкротства граждан.

Объектом исследования является формирование правового регулирования института банкротства физических лиц в РФ

Предмет исследования: предпосылки и условия развития института банкротства физических лиц в РФ, формирование информационной системы (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве РФ), опыт правового регулирования института банкротства зарубежных стран и др.

Методы исследования:

  1. Сравнительный анализ.

  2. Синтез.

  3. Исторический метод.

  4. Наблюдение.

  5. Графический.

Банкротство физического лица – это признанная законодательством неспособность гражданина, то есть должника, удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам или выполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

До 2014 года явление банкротства касалось только деятельности юридических лиц. Но социально-экономическое развитие страны, усложнение рыночных форм взаимодействия между людьми внутри государства, привело к введению официального статуса неплатежеспособности и для физических лиц. Необходимость разработки и принятия подобного рода законопроекта стала наиболее очевидна в ходе экономического кризиса, тогда же началась и детальная проработка его основных положений. Сегодня, полностью разработанный, одобренный экспертами законопроект принят Государственной Думой и подписан Президентом РФ

Формирование правового регулирования банкротства граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015)1.

Федеральный закон вводит в российское законодательство институт банкротства физических лиц. При рассмотрении дел о банкротстве граждан будет применяться реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое соглашение. Так, гражданин может быть признан банкротом при сумме долгов более 500 тыс. руб. При этом сам гражданин сможет подать в арбитражный суд заявление о банкротстве, если обстоятельства, очевидно, свидетельствуют о его неспособности выполнить обязательства (сумма долга в данном случае не имеет значения).

В соответствии с Федеральным законом установлен перечень требований, по которым может быть подано заявление о признании гражданина банкротом при отсутствии вступившего в силу решения суда, подтверждающего требование кредитора, и при отсутствии между кредитором и гражданином спора о праве, который подлежит разрешению в порядке искового производства.

Кроме того, предусмотрена возможность рассрочки по выплате долга сроком до трех лет, если заемщик имеет стабильный источник дохода. В противном случае суд признает заемщика банкротом, а его имущество, за исключением единственного жилья, будет распределено между кредиторами.

Также законом предусмотрены:

  • обязательное участие финансового управляющего в делах о банкротстве граждан, а в случае, если затрагиваются права несовершеннолетнего или недееспособного лиц – участие органа опеки и попечительства;

  • очередность удовлетворения требований кредиторов гражданина-банкрота;

  • возможность временного ограничения (до завершения или прекращения производства по делу о банкротстве) права на выезд из РФ гражданина, в отношении которого введена процедура банкротства.

  • введена административная и уголовная ответственность гражданина за неправомерные действия при банкротстве, за фиктивное и преднамеренное банкротство.

Регулирование банкротства физических лиц за рубежом

Регулирование банкротства физических лиц за рубежом имеет особенности процедуры и механизма.

Процедура банкротства граждан в Австралии, США, Японии, Великобритании, Франции и Испании отличается жесткостью по отношению к должнику. Помимо имущества, которое теряет банкрот, он может лишиться и некоторых гражданских прав.

Таблица 1. Сравнительная характеристика института банкротства физических лиц России и западных стран
США Великобритания Германия Канада Россия
Долг для начала процедуры
Для добровольной реорганизации – менее $383,2 тыс. необеспеченного или $1,1 млн. обеспеченного долга, для ликвидации ограничений нет;Для принудительного банкротства – свыше $14,4 тыс.

Более £750 для принудительного банкротства, для добровольного ограничений нет

Денежных ограничений нет Более 1 тыс. канадских долларов Для добровольного или принудительного банкротства – не менее 500 тыс. рублей
Что оставляют должнику
Жилье или его часть, личное имущество (часть зарплаты, посуда, одежда, книги, еда) Одежда и другие личные вещи, инструменты для работы, транспорт. От €1050 до €2320 в месяц (в зависимости от числа иждивенцев). Автомобиль, личные вещи, предметы домашнего обихода. Жилье, одежда, обувь, предметы домашней обстановки, призы и государственные награды.
Срок процедуры
3-5 лет 1 год 3-6 лет От 9 месяцев Не более 3 лет
Срок хранения записи в кредитной истории
До 10 лет 6 лет 10 лет 6-14 лет 5 лет
Число банкротств
313,3 тыс. в год 24,5 тыс. в год 89,2 тыс. в год 69,2 тыс. в год 10,5 тыс. за полгода действия закона

Основания и последствия признания банкротом физического лица

Объявить себя банкротом могут физические лица, долги которых превышают 500 тысяч рублей, а выплаты задержаны более, чем на три месяца. При этом физическое лицо должно быть неплатёжеспособным. То есть после выплат ежемесячных платежей по кредитам на руках остаётся меньше прожиточного минимума. В такой ситуации гражданину уже невозможно заплатить за коммунальные услуги или содержать детей моложе 18 лет, поэтому лучший выход – признание себя банкротом.

Обязательно необходимо учитывать основания признания банкротом и последствия банкротства физических лиц.

Последствия банкротства физических лиц:

1. Суд может запретить должнику выезд за границу до завершения процедуры реализации его имущества.

2. С момента признания гражданина банкротом прекращается начисление неустоек.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

Новым инструментом деятельности банкротства является создание Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в котором отображены сведения о банкротах как юридических, так и физических лиц. Любой налоговый инспектор для получения нужных данных может опираться на эту базу.

Рис. 1 – Число банкротов физических лиц в Приволжском федеральном округе на 08.12.2015 г.

Для анализа института банкротства физических лиц в РФ был проведен мониторинг данных единого федерального реестра сведений о банкротстве. Согласно данным реестра всего на 08.12.2015 года в Российской Федерации банкротов физических лиц составляют 10499 человек. В том числе в Приволжском Федеральном Округе – 2844 человека. Согласно данным единого федерального реестра сведений о банкротстве на 08.12.2015 года в Российской Федерации банкротов-физических лиц составляют 10499 человек, в Чувашской Республике – 338 человек [Единый федеральный реестр сведений о банкротстве].

Рис. 2 – Число банкротов физических лиц в Чувашской Республике

В Чувашской Республике число банкротов физических лиц составляет 338 человек, что составляет 3% от общего количества банкротов в РФ [Единый федеральный реестр сведений о банкротстве].

Таким образом, применяемый во многих странах институт банкротства физических лиц считается благом для добросовестного гражданина, поскольку позволяет ему в ходе одного процесса освободиться от долгов, предоставив для расчета с кредиторами свое имущество. У нашей страны нет опыта банкротства граждан, поэтому вполне оправдано, что при введении данного института предусмотрена его высокая социальная направленность и меры по реабилитации должников.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"

  2. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О несостоятельности (банкротстве)"

  3. Информационно-правовой портал Гарант.Ру [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/

  4. Единый федеральный реестр сведений о банкротств [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bankrot.fedresurs.ru/

  5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bankrotom.ru/

1 Федеральный закон от 29.12.2014 N 476-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"

Просмотров работы: 1575