В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам организации эффективного механизма государственного финансового контроля. Связанно это с тем, что рыночный тип экономической системы и федеративный тип государственного устройства создают дополнительные проблемы в управлении и контроле на федеральном, региональном и местном уровне.
Главными задачами государственного финансового контроля на современном этапе являются:
Выявление фактического состояния дел;
Сопоставление конечного результата с намеченными целями;
Оценка ситуации и выбор в случае необходимости мер.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляется в рамках бюджетного законодательства. Большое влияние на противодействие легализации преступных доходов, оказывают своевременные меры государственного контроля по выявлению центров отмывания капитала. Основным механизмом борьбы с легализацией преступных доходов является финансовый мониторинг.
Для этого существует Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), которая является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет следующие функции:
По противодействию легализации доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма;
По выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в данной сфере;
По координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти, а также функции национального центра;
По оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
По выработке мер противодействия этим угрозам.
Руководство деятельностью Федеральной службы Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.
Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:
Непосредственно и (или) через свои территориальные органы;
Во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
По мнению экспертов FATF И Международного валютного фонда, ежегодно в мире отмывается от 500 млрд. до 1,5 трлн. Долл. США. В результате нарушений законодательства из Российской Федерации вывозятся миллиарды долларов.
Рисунок 1 – Динамика оттока капитала из России, млрд.руб.
Так как объем оттока капитала многократно превышает величину кредитной и гуманитарной помощи, получаемой из-за рубежа, необходимо уделить особое внимание мерам по противодействию незаконному обороту преступных доходов, связанных с их отмыванием. Так, одной из новых мер, принятых в 2014 году, является закон, обязывающий физические и юридические лица сообщать об участии в капитале иностранных компаний в налоговые органы. В случае непредставления этих сведений или представления искаженной информации о контролируемой иностранной компании предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей. Закон вводит новые понятия «контролируемая иностранная компания» (сокращенно КИК) и «контролирующее лицо». КИК считается любая организации или структура, которая не является налоговым, но подконтрольна организациям или физическим лицам, т.е. налоговым резидентам РФ.
Но поскольку в условия развития свободной торговли трудно создать эффективную систему противодействия отмыванию преступных доходов (ПОД) в пределах одного государства, успех этой деятельности будет зависеть от международного сотрудничества, которое будет проявляться в виде предоставления информации связанной с размещением нелегальных доходов в банковские вклады, инвестиции или недвижимость, а так же по пресечению таких правонарушений. Поэтому наша страна является важным участником основных международных организаций, целью которых является противодействие отмыванию доходов и борьба с коррупцией. Это такие организации как: FATF (The Financial Action Task Force), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МА-НИВЭЛ), Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), группы Эгмонт и GRECO.
Стоит отметить, что современная контрольная функция государства по управлению финансами требует значительного совершенствования, несмотря на уже принятые меры. Эффективность борьбы с легализацией преступных доходов зависит не только от деятельности органов власти внутри страны, но и от международного сотрудничества по предотвращению возникновения центров легализации преступных доходов, по сближению норм законодательства, а также по координации совместных усилий органов контроля разных стран по выявлению и пресечению отмывания преступных доходов.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций). "Российская газета", N 272, 28.11.2014.
Шпак Н.М. Меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем//Научный журнал КубГАУ, 2015, №109(05).
Селиванова А.И. Противодействие легализации преступных доходови коррупции: финансово-экономические аспекты// Вестник Финансового университета, 2014, № 6.
http://www.fedsfm.ru/ - Сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу.