ПРИМЕНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Галиастанов Х.Ю. 1, Салаватова С.С. 2
1СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия
2Стерлитамак филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные школьники должны покидать стены учебного заведения не только экономически, математически и прочее грамотными. Немало важной задачей учителя является воспитание всесторонне развитой личности, имеющей собственную гражданскую позицию.

Воспитание гражданской позиции – залог будущего благополучия нашей страны. Оно напрямую связано с обучением, воспитанием, развитием в обучающихся духовных, нравственных качеств. Включение в программу этнокультурного компонента приобщает детей к культуре, создает условия для формирования толерантности, ценностных ориентаций у учащихся. Учитывая тот факт, что Россия – это многонациональное государство, где проживает более 170 национальностей, вопрос толерантности является очень актуальным.

Создавая педагогические условия, в которых формируется система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, учитель может применять на своих уроках и внеклассных мероприятиях фрагменты с использованием регионального компонента. Он содержит в себе богатство национальной культуры, традиций, и несёт очень большой объём знаний по различным темам.

Это активизирует учащихся и открывает возможность применения математических знаний на повседневной практике и в жизни. Задачи можно использовать на уроке, в домашней работе, а также при реализации учащимися кратковременных проектов под руководством учителя.

Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики, делает занятия интересными, повышает эффективность урока, воспитывает в детях чувства патриотизма, восхищения и гордости к родному краю, вырабатывает активную жизненную позицию.

Включение регионального компонента в школьный курс – важный элемент образования и, согласно существующему мнению, его можно и нужно использовать не только на таких уроках как история, литература, география, но и на уроках математики.

Использование материалов о той местности, где непосредственно расположено учебное заведение, повышает интерес ребенка не только к предмету, но и к родному краю, окружающему миру, что тоже не маловажно. Расширяет кругозор детей, учит любить природу, проявлять любознательность, беречь свою маленькую родину.

Применение таких задач на уроках математики расширяет спектр деятельности учащихся на уроке, определяет мотивацию обучения, акцентирует внимание детей, способствует активизации познавательной деятельности. И, самое немаловажное, позволяет от количества выполненных заданий перейти к качеству их выполнения.

Наша опытно-экспериментальной работа осуществляется на базе национальной сельской школы села Уткалево Белорецкого района Республики Башкортостан в процессе обучения математике.

Цель экспериментальной работы – сохранение, формирование и развитие этнокультуры и поликультуры школьников средствами названных учебных дисциплин.

Содержанием опытно-экспериментальной работы является конструирование и внедрение задач, которые содержат информацию о географических, исторических и других особенностях нашей прекрасной Башкирии. Эти задачи помогают развивать не только основные навыки решения задач, но и знакомят с родным краем, городом, историей. В рамках научно-образовательной лаборатории методических исследований нашего вуза (научный руководитель – профессор С. С. Салаватова) ведется широкая экспериментальная работа по реализации этнокультурного материала при обучении математическим дисциплинам. Создан ряд интересных и полезных для учителей-практиков работ, среди которых ряд учебных пособий и монографий, а также статей. В своей исследовательской работе мы используем, в частности материал, изложенный в монографии «Система методической подготовки будущих учителей математики в условиях национального региона [1], в статьях «Методические особенности обучения математике в национальной школе»[2] и «Математика в свете реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования» [3]. Однако, мы считаем, что не менее полезным является конструирование математических задач с этнокультурным содержание самими учащимися. Такие авторские задачи с большим интересом решаются учениками на уроке.

Приведем примеры текстовых задач, с использованием национально-регионального компонента:

  1. Площадь Республики Башкортостан составляет 142 947 км². Выразите её в арах, гектарах.

  2. Белорецкий район — самая богатая лесами территория Республики. Они занимают 82 % всей площади. Найдите, сколько квадратных километров составляют леса, если площадь района 11501 кв. км.

  3. Наиболее глубоким озером Башкортостана является озеро Яктыкуль. Вычислите её глубину, если давление на дне составляет 280 кПа.

  4. Всего в Республике Башкортостан насчитывается 12725 рек общей протяжённостью 57 366 километров. Сколько процентов составляет длина реки Агидель от общей протяженности рек Башкортостана, если её длина 1430 км.

Как показывает практика, обучающиеся с интересом решают такого рода задачи. Использование элементов этнокультуры и регионального компонента привлечет внимание детей к дальнейшему исследованию, поиску неизвестного о своей земле. Можно заинтересовать учащихся в самостоятельном составлении интересных задач, связанных с информацией о родном крае, его прошлым и настоящим.

Список использованной литературы.

1. Салаватова С.С. Система методической подготовки будущих учителей математики в условиях национального региона: Монография / С. С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак.гос. пед. академия, 2008. – 152 с.

2. Салаватова, С.С. Методические особенности обучения математике в национальной школе / С. С. Салаватова // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 3. – С. 835-839.

3. Журомская С.А. Использование национально-регионального компонента на уроке математики и классных часах в 5–6-х классах как одно из условий формирования целостных знаний о родном крае. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:festival.1september.ru/articles/652284.

Просмотров работы: 920