КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Егорова О.А. 1
1филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Юридическая ответственность предполагает применение к органам или лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном порядке. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций. [1] Иначе, юридической ответственностью органов местного самоуправления и должностных лиц можно назвать применение к таком лицу, совершившему правонарушение, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной нормы, в установленном для этого процессуальном порядке. Основой юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами является конституционная норма, обязывающая органы власти, граждан и их объединения соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), соответствующие нормы законодательства о местном самоуправлении.

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления норм указанных законодательных актов, прав физических и юридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Так, например, одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.[2] Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предполагает не только (и не столько) акцент на кару в плане государственного принуждения, но в большей степени ориентирована на позитивные аспекты, исходя из обязанности отвечающих выполнить необходимые действия для достижения определенных результатов, предписанных законом[3].

Из числа различных органов местного самоуправления субъектами государственно-правовой ответственности являются только те, которые в своем лице воплощают народовластие, являются его выразителями и стали таковыми в результате выборов или референдумов, т.е. власть им делегирована народом непосредственно или через представительный орган местного самоуправления. Такими субъектами кроме самого муниципального образования являются: представительный орган муниципального образования, член (депутат) этого представительного органа, выборное должностное лицо муниципального образования. Остальные органы и работники местного самоуправления не могут выступать носителями государственно-правовой ответственности. Вопросы их юридической ответственности регулированы в рамках других отраслей законодательства.

Законодательное закрепление принципа ответственности органов МСУ призвано обеспечить: эффективность осуществления органами МСУ и должностными лицами МСУ возложенных на них функций; соответствие деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ интересам населения муниципального образования; тесную связь органов МСУ и должностных лиц МСУ с населением.

ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает ответственность органов МСУ и должностных лиц, иных субъектов МСУ: перед населением; государством; физическими и юридическими лицами.[4]

Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством.

Наиболее распространенной формой реализации ответственности перед населением является досрочный отзыв соответствующего должностного лица МСУ. Население муниципального образования вправе отозвать: депутатов; членов выборных органов; выборных должностных лиц МСУ.

Ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случаях: нарушения ими: Конституции РФ; федеральных конституционных законов; федеральных законов; Конституций (уставов), законов субъекта РФ; устава муниципального образования; ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

На наш взгляд положения законодательства, устанавливающие механизмы конституционно-правовой ответственности выборных лиц государственной власти и местного самоуправления, нуждаются в совершенствовании. Кроме того, необходимо выработать и законодательно закрепить общие принципы применения санкций к осуществляющим власть выборным лицам. Эти принципы должны определить допустимость тех или иных оснований и процедур ответственности с обязательным учетом практической эффективности применяемых мер воздействия.

Библиографические ссылки:

1.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации – М.: Юристъ. – 1997.

2.Черногор Н.Н. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. – 2000. - №4.

3.Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. – 2000. - №30. – с.17.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Парламентская газета, N 186, 08.10.2003.

Просмотров работы: 933