ИННОВАЦИИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИННОВАЦИИ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ

Хуснутдинова Ю.З. 1
1Новосибирский государственный университет экономики и управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Наше современное общество захлестнул новый век, век инноваций. По всему миру предпринимаются действия для перехода на инновационный путь развития государства. Очень большое внимание уделяется совершенствованию науки, техники, экономики, менеджмента, а так же других сфер деятельности. Инновации происходят повсюду, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Одной из социальных сфер считается туристический бизнес, относящийся к социально-экономической системе общества, поэтому в некоторых странах туризм считается производственной деятельностью.

Исходя из актуальности и новизны, в данной работе будет раскрыта тема туристического бизнеса и выявлены некоторые тонкости этого дела.

1.1.Актуальность

Актуальность заключается в том, что в условиях жесткой концепции в современном обществе главная задача любой турфирмы – завоевание лидирующего места на туристическом рынке, получение и увеличение прибыли. Одним из способов обратить внимание потребителя на свои услуги является предложение новых форм, отличающихся от услуг конкурентов. И именно инновации, как закон человеческого общества, перманентная сила его развития, продуктов его деятельности и прогресса в целом, помогают привлечь новых покупателей, увеличить доходы фирмы.

Таким образом, инновация является необходимым условием в программе развития и реализации продукта на современном рынке. Именно с его помощью в деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему продукту вполне стабильное существование. Определение будущей прибыли от этого продукта является задачей инновационного менеджмента. Он представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, разработка, контроль). Его основными задачами является изучение состояния сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем, которые осуществляют нововведения, изучение специфики инновационного процесса. Формы осуществления новшеств различны, специалисты подразделяют их на эволюционные и радикальные. В них входят сохранение и обновление действующих функций, изменение и перегруппировка частей системы.

1.2. Инновационные стратегии

Для этих преобразований необходимы особые инновационные стратегии, подразделяющиеся на следующие виды:

1. наступательная стратегия (ее суть в том, чтобы быть первым на рынке, что требует высокой квалификации и организованности; эта стратегия основывается на целой серии нововведений);

2. защитная стратегия (выход на рынок после проведения предварительного маркетинга);

3.создание нового рынка (основывается на собственных нововведений)

4. поглощающая стратегия (покупка нововведений у компаний такого же профиля);

5. промежуточная стратегия (заполнение собственной ниши между различными конкурентами);

6. разбойничья стратегия (применение чужих новшеств);

7. привлекающая стратегия (создание штата высококвалифицированных специалистов)

Инновации в туризме создают внутреннюю энергию эффективного роста. Они нарушают баланс, но создают основы дальнейшего развития, перехода системы в новое качество. Инновации в туризме изменяют такие основные его характеристики, как:

1. объем производства и продаж продукта (новых туристических брендов);

2. текущие расходы фирмы, которые занимаются нововведениями;

3. размер созданного и действенного имущества;

4. число специалистов, занятых в продвижении нового турпродукта;

5. время освоения и внедрения новшеств для потребителя.

2.1. Факторы, влияющие на развитие туризма

На развитие инновационной деятельности в туризме влияют следующие факторы:

1. экономические и технологические (отсутствие нужных средств финансирования; слабость материальной базы; устаревшие технологии);

2. политические и правовые (политическая и криминогенная обстановка, законодательные организации);

3. управленческие (излишняя централизация, согласования интересов участников проектов);

4. социальные и культурные (косность, боязнь нового, неопределенности)

Есть даже инноватика – наука, которая занимается изучением и внедрением инноваций. Она опирается на диалектику – учение о всеобщем развитии. Любое новшество приводит сначала к созданию кризисных ситуаций, выход откуда можно найти только при профессиональном отношении ко всему комплексу внедрения нового турпродукта.

Для проведения грамотного маркетингового исследования нужно использовать следующую схему:

Спрос (желание потребителя) → исследование рынка → получение максимальной прибыли путем внедрения новых форм и удовлетворения спроса потребителя

Схема №1

2.2. Направления туризма

К инновациям в области туризма предъявляют такие требования, как:

1. научная обоснованность;

2. учет местных условий и возможностей (природные, экономические, экологические и т.д.);

3. удовлетворение потребностей клиентов в различных областях туризма;

4. безопасность не только для самих клиентов, но и для окружающей среды (в отношении экстремального отдыха);

С учетом этого можно определить несколько основных направлений в инновационном развитии туризма и отдыха:

1. развитие гостиничной сети и комплекса обслуживания, которые имели бы международный уровень комфорта и свои индивидуальные особенности в зависимости от региона их расположения;

2. внедрение в сфере туристических услуг современных технических достижений и развитие уже существующих проектов;

3. внедрение в сферу туризма новых ресурсов, улучшение и совершенствование менеджмента и маркетинга;

4. разработка новых рекламных стратегий, которые привлекали бы к отдыху и туризму максимально наших и зарубежных граждан.

2.3. Законодательные проекты

Инновации в сфере туризма требуют больших материальных затрат. Для этого необходима поддержка на уровне государства. В 1996 году был принят закон №132-Ф3 «об основах туристической деятельности в РФ». Согласно формулировкам этого закона приоритетными направлениями в туристической области является: развитие туристической индустрии, увеличение доходов государства и граждан и др. На государственном уровне создаются различные виды программ развития туристического бизнеса: федеральные, региональные, целевые и т.п. Осуществляется поддержка внедрения на рынке новых турпродуктов.

А в утверждении президентом России «Основах политики РФ в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» определено формирование национальной инновационной системы (НИС). Ее основными направлениями являются:

1. создание благоприятной экономической и правовой среды;

2. создание инновационной инфраструктуры;

3. совершенствование механизма содействия со стороны государства внедрению результатов научно-исследовательских разработок.

2.4. Индустрия туризма

Индустрия туризма во многих странах составляет 4-6% ВВП, но в РФ она еще не вышла на такой уровень. В системах управления туристической отраслью стали происходить инновационные процессы, пришло время применения новых технологий (электронная торговля, создание виртуальных турфирм), улучшение маркетинга.

Инновации в индустрии туризма развиваются по следующим направлениям:

К примеру, внедрение новых видов тупродукта. В России появился новый вид путешествий – «необычный туризм», он знакомит людей с паранормальными явлениями по всей планете, а также путешествия на космических кораблях.

А использование новой техники и технологий значительно повышает эффективность деятельности туристических предприятий (это включает в себя компьютеризацию, перевод на электронику и т.д.)

2.5. Электронное бронирование

В наше время широко применяются программы электронного бронирования и состояния туров. Это позволило не только удешевить средства связи, но иметь возможность всем участникам туррынка в системе единого офиса.

При работе с такими программами турагентства имеют возможность оперативно получать достоверную информацию о ценах и количестве свободных мест в любое время и следить за прохождением заказа на всех этапах его выполнения. Существуют различные системы бронирования, отличающиеся компонентом услуг и технологий работы. В России в последнее время широко используется программа «Турфирма-Онлайн Professional». Она принадлежит одноименной компании, которая и является её автором. Компания свою роль видит в выполнении следующих задач:

1. повышение управляемости и эффективности работы турфирм и баз отдыха за счет автоматизации бронирования туров;

2. экономия времени для менеджеров компании при расчетах.

Применение программ электронного бронирования помогает турфирмам в экономии бюджета за счет снижения фонда заработной платы, уменьшения трудоемкости состояния путевок и бронирования мест. А также можно сократить численность сотрудников, а для оставшихся увеличить производительность труда.

Все это увеличивает конкурентоспособность компаний, а так же их прибыльность; (рентабельность, если эта фирма недавно создана), число клиентов, квалифицированность и компетентность сотрудников, качество услуг.

Таких образом, эта инновация несет в себе несколько функций:

1. воспроизводственная (получаемая прибыль используется как источник ресурсов);

2. инвестиционная (полученная прибыль используется для новых инноваций);

3. стимулирующая (видя получение прибыли, владелец турфирмы будет внедрять другие новшества, что приводит к развитию и поиску новых путей). Это отражено в схеме №2.

Вложение инвестиций

Экономический эффект

↙ ↘

Прибыль

Экономия собственного бюджета

Схема №2

2.6. Новейшие технологии: Е-туризм и Е-путешествия

Но, несмотря на это, что инновации способны принести большую прибыль, надо помнить, что всегда существует риск, т.к. не всегда то, что кажется прорывом, предвещает большой успех. Поэтому любой компании надо перед внедрением новшеств определить свой потенциал и готовность к изменениям.

Новейшие технологии способствуют созданию:

Е-туризма – онлайновой службы, обеспечивает прямые продажи туруслуг конечным потреблениям и объединений производителей, турагенств и посредников;

Е-путешествий – онлайновой информационной службы, которая консультирует по всем вопросам, возникающие при планировании турпоездок.

Туринформационные системы обслуживают и оказывают информационную поддержку организациям, занимающиеся Е-туризмом и Е-путешествиями. Эта информация служит исходной точкой для планирования путешествий, составлению цен и динамичной компоновкой туров.

Динамичная компоновка тура (пекидж-тур) дает возможность в режиме реального времени составить по требованию потребителя или агента различной комбинации поездки, выбирая предпочтительные виды транспорта и рейсы, гостиницы, набор экскурсий, одновременно оплачивая весь пакет заказанных услуг.

В настоящее время существует альянс The Travel Industry`s Leading Specifications Publication Organization (OTA), в который входят 150 организаций из всех секторов турсферы. Альянс – это некоммерческая организация, которая работает над созданием единого электронного языка для использования при обмене туринформацией. Недавно он заключил соглашение с Всемирной турогранизацей об объединении усилий и взаимодействия.

2.7. Инновации в туризме по Новосибирской области

В последние 2 года в городе получила развитие услуга бизнес-туризма, заключающая в предоставлении полной турподдержке командировок. Агентства (напр. «Олимпия-Райзен-Сибирь», «Нико-Трэвел») берут на себя заботы, связанные с бронированием билетов, гостиниц, организовывают трансфертные предоставления перевозчика.

2.8. Курортные участки

Группа специалистов канадской компании «Ecosign Mountain Resort Planners» летом 2006 года совершили поездку в Бурятию с целью выбора мест для всесезонных горных курортов высокого класса. В результате рекомендованы 3 участка: Северный (оз. Байкал), Центральный (оз. Котокельское), Южный (вершина 1771). Предполагаемый мастер-план предусматривал строительство 4-х курортных городков, достаточное количество трасс всех категорий, способное вместить более 60 тысяч катающихся одновременно. Для межсезонья – поля для гольфа, бассейны, теннисные корты, центр для конференций, причал для небольших судов.

2.9. «Капитал-Тур»

Один из примеров целенаправленной инновационной деятельности – компания «Капитал-Тур», организованная в 2003 году.

«Капитал-Тур» не занимается продажей своих туров индивидуальным клиентам. Она является туроператором, и поэтому сотрудничает с различными компаниями. «Капитал-Тур» зарабатывает, создавая новые возможности для развития бизнеса своих партнеров и даже конкурентов. Продвигая свой бренд, компания руководствуется балансом:

цена

 

качество

 

ассортимент

Отказавшись от уполномоченных агенств, «Капитал-Тур» открыл за пределами Москвы собственные представительства (Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Саратов), которые обеспечивают информацию и рекламную поддержку местных агентств, консультируют их по вопросам продаж, организовывают обучающие программы, упрощают взаиморасчеты и обмен документами между компанией и ее партнерами.

На массовых направлениях туризма с зарубежными структурами создается совместные предприятия. В Турции создано такое предприятие по услугам онлайнового размещения Hotelbeds. В результате «Капитал-Тур» получил на этом рынке значительные преимущества: спецтовары, возможность оперативно увеличить квоты мест, включать в предложения новые отели. В Тунисе в совместном предприятие вошла компания «Aguasun», которое имеет собственный автопарк, штат русскоязычных гидов. Заключены эксклюзивные контакты с гостиничной сетью «Iberostar Occidental».

Кроме новых возможностей в секторе массовых поездок «Капитал-Тур» обеспечивает партнерам доступ в еще слабо освоенную в регионах нишу делового туризма.

В 2004 году «Капитал-Тур» интегрировал свою базу данных в распределительную систему, через которую бронируют билеты для перевозки пассажиров на 130 авиакомпаний России и стран СНГ. В результате все профессиональные компании, занимающиеся продажей билетов, получили доступ к продукту «Капитал-Тур» в режиме реального времени. Речь идет о внедрении на российский рынок системы Complete Travel Service, когда различные компаниям предлагается полный аспект турпродукта от бронирования перевозок до продажи пакета услуг. Эта система позволяет использовать для бранирвоания пакетов специальный канал связи, что явится альтернативой глобальной сети в тех городах, где есть сложности с Интернетом.

3.1. Факторы, определяющие степень инновационного развития туротрасли

Факторами, которые определяют степень иннованионного развития туротрасли, являются:

1. конкуренция, и конъюнктура на внешнем и внутренних рынках;

2. факторы внешней среды, т.е. уровень развития науки и техники, состояние законодательной базы, политические и экономические условия;

3. кадры (специалисты, предприниматели, менеджеры, ученые, государственные служащие);

4. различные виды ресурсов (природные, материальные, экономические, производственные, технологические).

В туристической сфере новшества в технологических, технических, экономических, управленческих и социальных областях сильно взаимосвязаны, и чтобы внедрить какое-либо новшество нужно произвести изменения и в других сферах.

3.2. Прогресс – залог ускоренного развития туризма

Научно-технический и социально-экономический прогресс ускоряет процесс развития туротрасли. Поэтому в местах массовой посещаемости появились экономические, культурные и социальные проблемы. Принципы охраны биосферы в международном масштабе были закреплены конференцией ООН по окружающей среде и развитию в городе Рио-Де-Жанейро в 1992 году. В ней приняли участие представители 179 стран мира и большое количество международных независимых организаций. На конференции был приняты документы: «Повестка дня XXI век» и «Декларация по окружающей среде и развитию».

Принятие этих документов стало началом внедрения в сфере туризма совершенно нового принципа – принципиально устойчивого развития туризма, который заставляет работников туротрасли и туристов в корне менять свои взгляды на туризм и взаимоотношения участников.

В 2004 году Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма: Современный туризм должен (цитата):

«1. обеспечивать оптимальное использование ресурсов окружающей среды, поддерживать основных экологические процессы и сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;

2. уважать социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя сложившееся культурное наследие и обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;

3. обеспечивать жизнеспособность долгосрочность экономических процессов, учитывая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращающие масштабов нищеты».

Заключение:

В данной работе рассматривалось следующее, понятие «инновация», рассмотрены различные модели инноваций, изучены основные примеры становления компании на рынки за счет инноваций в туризме.

Проанализированы цели, актуальность, стратегии, факторы, влияющие на развитие туризма.

В частности рассмотрен сравнительный аспект туроператоров, законодательные проекты в РФ и за рубежом в туристическом бизнесе. Также залог успешного развития в данной сфере.

Проанализировав особенности проектов и международного опыта, были выведены рекомендации по созданию инструмента государственного регулирования сферы инноваций.

Формирование инноваций, в любой области, невозможно без создания внешних условий во всех сферах экономики и социума.

Список литературы:
  1. М.: ИЦ «Академия», 2007.-208с Новиков В.С. «Инновации в туризме» [Учебное пособие]

  2. Роль инновация в развитие туризма [Электронный ресурс] http://www.creativeconomy.ru/articles/14023/

  3. Традиции и инновации в образовательном туризме [Электронный ресурс] http://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-v-obrazovatelnom-turizme

  4. Информационные системы оперативного управления туристской фирмой: - М: РИБ «Турист», 2006. [Учебное пособие]

  5. Инновации в туризме [Электронный ресурс] http://tvoybizness.ru/innovatsii-v-turizme/

  6. «Инновации в социокультурном сервисе и туризме» Изотова М.А., Матюхина Ю.А. [Учебное пособие] http://www.ereading.co.uk/book.php?book=94187

  7. Туроператоры [Электронный ресурс] http://www.exotai.ru/reitingturoperatorov-po-tailandu

  8. [Электронный ресурс] http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/sedykh/library/article_04.htm

16

Просмотров работы: 3355