Сегодня профессиональная компетентность понимается как «формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования» (С.М. Вишняков).
Существенно упрощается понимание категории, когда определяя ее сущность, выделяют еще и структуру. Так К. Ангеловски характеризует структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения. Педагогическое умение - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.
1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач
Формирование в молодежном сознании будущих профессиональных интересов является достаточно значимым компонентом в общей социализирующей стратегии. В связи с этим, особую важность приобретает необходимость приобщения молодых людей к труду уже на начальной стадии их профессиональной социализации, с целью формирования у них ценностных стереотипов в понимании своей роли в общей системе трудового взаимодействия.
Если предпринять попытку экспликации понятия «волонтерство» или «волонтерская деятельность» (от лат. voluntarius — добровольно), то следует отметить, что это словосочетание понимается как широкий круг деятельности, включающей традиционные виды взаимопомощи, официальное оказание той или иной услуги, а также иные формы гражданского участия, которые осуществляются именно добровольно.
Волонтерство – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан – добровольцев.
Включение будущих специалистов в волонтерскую деятельность во время подготовки в вузе способствует развитию активной профессиональной позиции, адаптации к специфике работы в рамках будущей профессии, а также освоению профессиональных ценностей на практике.
Работа в волонтерском отряде помогает студентам поменять свой внутренний мир. Исчезает равнодушие, возрастает самооценка, развиваются и совершенствуются навыки общения, взаимодействия, лидерские навыки, толерантность и уважение к окружающим. Все это способствует формированию профессиональной компетентности. Волонтерское движение в образовательных учреждениях имеет огромное нравственно-воспитательное значение.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что волонтерская деятельность является одним из действенных способов формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, волонтерская деятельность формирует все основные необходимые навыки будущего педагога.
Профессиональная компетентность педагога - это целостное личностное новообразование, представляющее собой систему профессионально обусловленных личностных качеств специалиста, научно-теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, опыта решения конкретных профессиональных задач в педагогической деятельности. Процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности будет эффективным, если:
волонтерская деятельность станет органичной, педагогически целесообразно организованной составляющей внеучебной воспитательной работы со студентами;
организация волонтерской деятельности будет иметь в основе обучающий, диагностический, процессуальный и рефлексивный компоненты;
будущие педагоги будут включены в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности;
взаимодействие будущих педагогов с преподавателями будет развиваться по вектору «управление - соуправление (координация) - самоуправление».
Для проверки указанного предположения на базе Шуйского филиала ИвГУ был организован педагогический эксперимент, имевший целью проектирование модели формирования профессиональной компетентности будущих педагогов через включение в волонтерскую деятельность. Участие в эксперименте приняли студенты 1-3 курсов разных факультетов, обучающиеся по педагогическим направлениям подготовки, общим количеством 174 человека (см. таблицу 1).
Таблица 1
Распределение по направлениям подготовки и факультетам
Курс |
Распределение студентов-респондентов по направлениям подготовки и факультетам |
|
44.03.05. Педагогическое образование |
44.03.01 Педагогическое образование |
|
1 |
ИФФ – 17+17, ФТЭС – 17, ФПП – 15 общее количество – 66 |
ИФФ – 14, ФФК – 29, ФИ – 12 общее количество – 55 |
2 |
ФПП – 26 |
|
3 |
ФПП - 27 |
Работа по проектированию модели ведется в течение трех лет: с 2014 по 2016 годы. Основные этапы и процедуры проводимой работы описаны в таблице 2.
Таблица 2
Этапы и процедуры проведения эксперимента
№ п/п |
Этап |
Содержание |
|
ориентировочно-мотивационный |
изучение мотивационной сферы учебной деятельности студентов, презентация опыта волонтерского движения в вузе (во взаимодействии с кураторами и преподавателями вуза), первичная диагностика профессиональной компетентности студентов-педагогов, первичное вовлечение студентов в волонтерскую деятельность через их участие в акции социально-педагогической направленности |
|
ознакомительно-адаптационный |
проведение обучающего семинара-тренинга по ознакомлению с сущностью волонтерской деятельности и правилами ее организации и реализации; организация рекламы волонтерской деятельности и влияние на выработку поведения, восприятия, мышления студентов, необходимых для успешности процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов средствами волонтерской деятельности через привлечение к организационным мероприятиям; создание условий для получения студентами первичного опыта организатора волонтерской акции – делегирование полномочий по планированию и координации деятельности волонтерского объединения, организации взаимодействия с заинтересованными лицами и объединениями, администрацией социально-образовательных учреждений и организаций |
|
содержательно-реализующий |
изучение профессионально-значимых качеств личности студентов-волонтеров; проведение обучающего семинара-тренинга по проектированию волонтерской акции и/или проекта; инициация разработки и поэтапной реализации студентами-волонтерами, обладающими лидерскими качествами, социально-педагогического проекта с привлечением студентов, не обладающих опытом волонтерской деятельности |
|
самореализация и саморазвитие |
аналитико-рефлексивный семинар-тренинг по выявлению причин успеха/неуспеха разработки и реализации проекта социально-педагогической направленности студентами-волонтерами с лидерскими качествами; привлечение студентов с опытом волонтерской деятельности к корректировке и проведению обучающего семинара-тренинга по проектированию волонтерской акции и/или проекта со студентами без опыта волонтерской деятельности; изучение изменений в наличии профессионально-значимых качеств личности студентов-волонтеров |
В процессе эксперимента каждый элемент структуры профессиональной компетентности требует диагностики для определения степени сформированности и отладки модели. При диагностике используется следующий массив методик (см. таблицу 3).
Таблица 3
Диагностические методики для определения сформированности компонентов структуры профессиональной компетентности
Методика «Коммуникативная компетентность» (автор В.В. Бойко) |
оценка уровня сформированности коммуникативных умений устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения между участниками взаимодействия, владение навыками работы в команде, знание своих различных социальных ролей при взаимодействии с окружающими людьми |
Методика оценки развития собственных рефлексивных способностей (автор Л.К. Гаврилина) |
оценка умения управлять собственной деятельностью, умением осмыслять успехи и неудачи своей деятельности; самостоятельно осуществлять планирование и контроль деятельности; формулировать цель и конечный результат деятельности, т.е. использование этого теста позволило оценить уровень сформированности рефлексивно-оценочных умений |
Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (автор В.В. Быков) |
оценка уровня сформированности информационно-аналитических умений, в том числе умения обращения с информацией |
Методика изучения уровня профессиональной компетентности педагога (модифицированный вариант методики Г.А. Ворониной) |
самооценка уровня профессиональной компетентности у будущих педагогов |
Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина) |
определение устойчивости познавательных, профессиональных мотивов, эмоционально-ценностного отношения к будущей профессии |
Проведенная диагностика дала следующие результаты. В качестве факторов антимотивации волонтерской деятельности были отмечены:1) волонтеры это бесплатная рабочая сила – 5,6 %; 2) пустая трата времени зря – 19,8 %; 3) неудовлетворительная организация мероприятий – 16,7 %; 4) отсутствие благодарности и стимулирования – 9,5 %; 5) присутствие условий подчинения – 7,9 %; 6) лень –2,7 %; 7) отсутствие конкретной мотивации – 14,8 %; 8) негативное мнение близкого окружения (друзей) – 4,0 %; 9) затруднились ответить – 19,0 %. Сами студенты из числа опрошенных, обозначают такую проблему как «недостаточно высокая организация мероприятий» и как следствие, «напрасная трата времени». В то же время, чаще всего альтернативной мотивацией для участия в волонтерской деятельности представителей студенческой молодежи является: 1) практика при изучении иностранного языка – 16,7%; 2) наработка собственных социальных коммуникаций– 13,4 %; 3) возможность помогать людям – 12,0 %; 4) возможность путешествовать– 11,5 %; 5) участие в знаковых волонтѐрских мероприятиях – 9,2 %; 6) новое знакомство (общение) – 8,8 %; 7) получение новых знаний (уникального опыта) – 7,0 %; 8) наличие экипировки и атрибутики – 6,3 %; 9) предполагаемый карьерный рост – 5,0 %; 10) новый вид досуга – 3,3 %; 11) получение собственного удовольствия– 2,6 %.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что целом приоритетно выделены мотивы, так или иначе связанные с приобретением и/или реализацией нового опыта в профессиональном или личностном аспекте. Так, в пятерку ведущих мотивов нами внесены: 1) желание реализовать жизненный и профессиональный опыт - 8,68 баллов; 2) стремление получить новые знания, умения и компетенции - 8,68 баллов; 3) желание повысить языковой уровень - 8,34 баллов; 4) осознание долга - 8,28 баллов; 5) стремление к личностному росту- 7,98 баллов.
Литература:
Баркунова, О.В. Формирование профессиональной компетентности будущего социального педагога в процессе педагогической практики [Текст]: автореф. дисс... канд. пед. наук (13.00.08) /О.В. Баркунова. - Шуя, 2010 - 21 с.
Бородаева, Г.Г. Волонтерская деятельность как фактор формирования личности студента [Текст] /Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева //Современные проблемы науки и образования.- 2014.- № 4.- С. 54.
Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала [Текст] / Е.П. Ермолаева// М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 347 с
Кузнецова Л.Н. Развитие коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов посредством волонтерской деятельности [Текст] /Л.Н. Кузнецова //Приоритетные направления развития науки и образования: материалы III междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 04 дек. 2014 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.].– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.– С. 87–88.
Кузнецова Е.М. Методика разработки паспорта и программы формирования компетенции как основы компетентностно-ориентированного образовательного процесса [Текст] /Е.М. Кузнецова, Л.В. Михалёва //Язык и культура. – Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2011. – С. 115–124.
Ульянова, Н.Ю. Волонтерская педагогическая деятельность студентов как уникальная образовательная технология [Текст] /Н.Ю. Ульянова //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2009.- № 5-2.- С. 201-204.
Ясько Б.А. Психология менеджмента в системе здравоохранения: компетентностный подход [Текст] / Б.А. Ясько // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ. 2011. Вып. 1. С. 187-195.