ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯФОРМИРОВАНИЯТВОРЧЕСКОГОПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕУСЛОВИЯФОРМИРОВАНИЯТВОРЧЕСКОГОПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Багатько К.Ю. 1, Сунагатова Л.В. 1
1Мурманский Арктический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание здорового поколения, способного обеспечить политический, экономический и духовный прогресс государства, приоритетное направление государственной политики. Физическая культура и спорт является важнейшим средством всестороннего совершенствования личности. Подготовка квалифицированных специалистов является приоритетным направлением стратегии развития общества. В настоящее время для будущего педагога по физической культуре простого обладания некоторой суммой знаний и умений недостаточно, необходима его постоянная готовность к изменению, готовность к профессиональному творчеству.

На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения [1, с. 89].

Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить такие качества современного творческого педагога как:

  • научное психолого-педагогическое мышление;

  • высокий уровень педагогического мастерства;

  • определенная исследовательская смелость;

  • развитая педагогическая интуиция;

  • критический анализ;

  • потребность в профессиональном самовоспитании и разумное использование передового педагогического опыта.

Таким образом, главная задача процесса становления творческой личности будущего педагога состоит в выявлении и совершенствовании творческих возможностей личности и превращении их в устойчивые, социально-ценностные творческие параметры.

Творческий потенциал студента - это интегративное качество, отражающее наличие возможности развивать творческую активность, познавательную самостоятельность и креативные способности [2, с. 154].

Развитие творческого потенциала студента представляет собой процесс количественных и качественных изменений его личностных характеристик, овладения приемами творческой деятельности, формирования творческих мотивов, креативного мышления в процессе взаимодействия преподавателя и студента. Развитие творческого потенциала обеспечивается построением образовательной среды на основе включения широкого спектра различных учебно-творческих задач, направленных на развитие творческих способностей, реализацию и создание новых, оригинальных идей и решений.

Творческий потенциал выступает в целом как интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации. Кроме того, это объединение личностных способностей, природных и социальных сил человека [4, с. 32].

Творческий потенциал тесно связан с явлением креативности, которое проявляется в направленности на познавательный процесс; в способностях порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения, в беглости и гибкости мышления; а также в характере человека - в оригинальности, инициативности, нестандартности, терпимости к неопределенности, проницательности.

Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации образовательного процесса в вузе, выступает обучение приемам и навыкам творческой и креативной деятельности, что предполагает наличие специального инструментария. Большие возможности в этом плане заложены в цикле предметов профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов физической культуры [4, с. 14].

Творческий потенциал обуславливается развитием творческой активности студента в процессе обучения, а также развитием его познавательной самостоятельности, что полагает наличие активной деятельности его самого как личности, направленной на саморазвитие и самореализацию. Познавательная активность будущего педагога тесно связана с его творческими способностями. Познавательная активность - это овладение студентами умственными и практическими навыками, необходимыми для того, чтобы не только свободно ориентироваться в весьма изменчивых педагогических ситуациях, но и активно преобразовывать их в социально личностно значимых целях [3, с. 102]. Познавательная активность предполагает познавательную самостоятельность студента в учебной и практической деятельности.

Среди существующих технологий и форм подготовки в качестве наиболее продуктивных в деле развития творческого потенциала студентов выступают проблемно-поисковые, проектно-исследовательские и коллективно-групповые технологии подготовки [4, с. 43].

Проблемность обучения лежит в основе управления творческой деятельностью студентов, способствуя прочному и полноценному добыванию, усвоению знаний, активному развитию творческого потенциала, эффективному формированию эмоционально-волевых качеств личности. Создавая проблемные ситуации в процессе обучения, преподаватель вовлекает студента в такую деятельность, в ходе которой он сталкивается с фактами, противоречащими его системе знаний и жизненному опыту.Большие возможности в деле развития творческого потенциала несет в себе применение проектно-исследовательской деятельности студентов, которая обеспечивает подготовку творчески мыслящих специалистов, имеющих навыки научной деятельности, самостоятельного анализа возможностей использования достижений науки и передового опыта, навыки практического участия в работе научных коллективов. Далее необходимо перечислить педагогические условия для развития творческого потенциала личности студента:

  • организация образовательного процесса на основе идей и практик личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, обеспечивающих формирование субъектно-творческой позиции студента на основе выявления начального уровня сформированности творческих способностей студентов с целью последующего их развития;

  • овладение приемами творческой работы и внедрение элементов эвристических заданий, направленных на повышение творческой активности студентов, ориентирующих их на создание нового, оригинального продукта в их учебной деятельности;

  • применение методов и приемов, стимулирующих продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта творческой деятельности студентов, ведущим из которых выступает метод моделирования проблемных ситуаций строящихся с опорой на межпредметные связи и создание системы заданий, в ходе выполнения которых применяются проблемные ситуации, процесс решения которых способствует развитию нестандартного творческого мышления;

  • педагогическое содействие студентам в приобретении творческого опыта, посредством обучения их технологии решения нестандартных заданий и поэтапное приобщение студентов к научно-поисковой деятельности, стимулирующей формирование первичного опыта самостоятельного авторского решения научных проблем;

  • использование приема рефлексивной педагогической оценки результата творческих усилий студентов в режиме конструктивного анализа как самоценного продукта личностного роста обучаемого.

Развитие творческих способностей играет важную роль встановлении профессиональной готовности будущегопедагога. Раскрытие творческого потенциала, формирование педагога-исследователя связано, в первую очередь, с решением учебных педагогических задач в процессе профессиональной подготовки. Решение данных задач стимулирует развитие познавательной активности и самостоятельности, которые подталкивают студентов к творческому преобразованию не только своей учебной деятельности, но и жизни[1, с. 164].

Таким образом, одно из главных направлений развития системы высшего образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность студента, его познавательная, творческая, креативная деятельность была бы ведущей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адольф, В.А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделированияпрофессиональной деятельности [Текст]: монография / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2005. - 214 с.

  2. Коджаспирова, В.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / В.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ. «МарТ»; Ростов-на-Дону: МарТ,2005. - 448 с.

  3. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности [Текст] / Н.М. Яковлева. - Челябинск: ЧГТТИ, 1991.- 128с.

  4. Яковлева Н.М. Теория и практика педагогического творчества[Текст] / Н.М. Яковлева. - Челябинск: ЧГТТИ, 1987. - 68с.

6

Просмотров работы: 684