Сейчас футболом занимается лишь около 2,4 млн. человек. Еще в 2005 году этот показатель составлял менее 1,4 млн. человек. Количество человек в организованном футболе за то же время выросло с 458,0 тыс. до 880,0 тыс. человек, а занимающихся футболом женщин выросло почти вдвое, до 36, тыс. человек. Для занятий футболом в городах и сельских поселениях насчитывается более 19,2 тысяч полей, около 2 500 стадионов вместимостью не менее 500 человек, 39 игровых и тренировочных манежа для занятия футболом. Однако темпы роста развития инфраструктуры футбола не обеспечили повышения количества занимающихся футболом до 2,5% от численности населения страны к 2013 году. В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют 8 специализированных учебных центров для обучения и лицензирования профессиональных и детских тренеров, педагогов-организаторов массового футбола.[1]
За последние годы были достигнуты и высокие спортивные результаты: сборная команда России вышла в полуфинал Чемпионат Европы в 2008 году, юношеская сборная дважды становилась чемпионом Европы (U-17); ПФК ЦСКА и ФК «Зенит» становились победителями Лиги Европы, а ФК «Зенит» – так же и обладателем Суперкубка. Неоднократным призером Чемпионатов Европы становилась сборная команды страны по мини-футболу (футзалу), а сборная России по пляжному футболу является двукратным чемпионом Мира. Были определенные достижения в женском клубном футболе – «Звезда 2005» - финалист Лиги Чемпионов.
Однако, несмотря на предпринятые в предыдущие годы меры по развитию футбола в Российской Федерации, в определенный момент произошел системный сбой, как части реализации отдельных проектов действующей Стратегии, так и в их финансировании. В связи с этим, начиная с 2010 года, наметилась тенденция замедления темпов проведения мероприятий по развитию футбола, снижения их результативности. Нарушилась преемственность и последовательность действий, взаимопонимание субъектов футбола при решении поставленных перед ними задач. Приостановлена реализация некоторых важных проектов, связанных с созданием вертикальной системы управления подготовкой спортивного резерва для национальных команд по футболу. В том числе: создание системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола; совершенствование футбольной инфраструктуры профессионального футбола; методическое, научное, медицинское сопровождение процессов подготовки футболистов.[2]
Дальнейшему росту массовости занимающихся футболом мешают недостаточная координация принимаемых стратегических и программных 9 документов, отсутствие необходимого сопровождения и контроля за принимаемыми решениями. По количеству занимающихся футболом (1,8% населения) Россия существенно отстает от ведущих европейских футбольных держав (5-10%). Этот разрыв связан, кроме прочего, и с недостоверной статистической информацией, не отражающей все разновидности футбола и весь спектр соревнований любительского футбола РФС утратил ведущую роль и авторитет в системе управления футбольным хозяйством, что привело к потере системности и управляемости. В некоторых сегментах инициатива перехвачена коммерческими структурами, футбольными агентами и другими лицами, имеющими косвенное отношение к футболу
При этом бизнес не торопится инвестировать во все сегменты футбольной индустрии: существующая нормативно-правовая база не предусматривает льгот и преференций для спонсоров и инвесторов при строительстве новых спортивных объектов. Все это ведет к разбалансировке системы и, как следствие, неустойчивому финансовому положению как самого РФС, так и субъектов футбольной индустрии: региональных федераций, профессиональных лиг и футбольных клубов. Дополняет эту картину непрозрачность бюджетов футбольных клубов и их полная финансовая зависимость от спонсоров. Под угрозой находится непрерывность участия ряда клубов в первенстве России, а некоторые из них уже снялись с соревнований. По остаточному принципу финансируются детский и массовый футбол. Отчуждение широкого экспертного сообщества и болельщиков от принимаемых решений по развитию футбола приводит к неэффективности расходования ограниченных ресурсов отдельными субъектами футбола.[3]
Важное значение приобретает не только поиск новых форм вовлечения населения в занятия всеми разновидностями футбола, но и подготовка менеджеров, способных создавать «новые продукты» массового футбола, используя современные средства коммуникации и футбольные объекты. Широко внедряя механизмы аккредитации, сертификации и лицензирования всех субъектов деятельности в области футбола, повышая уровень квалификации специалистов, работающих в сфере футбола, удастся существенно снизить уровень коррупции и неэффективное использование средств, выделяемых государством и частным бизнесом на программы развития футбола в стране и субъектах Российской Федерации. Реализация намеченных преобразований позволит создать широкий набор конкурентных преимуществ и уникальных компетенций отечественного футбола для достижения устойчивых высоких результатов сборных команд страны и ведущих российских клубов на международной арене. Еще более важным результатом ее реализации станет выполнение миссии футбола и его вклад в социально-экономическое развитие страны.[4]
Использованная литература
1 Стратегия развития футбола в Российской Федерации до 2020 г.
[ http://www.rfs.ru ] Дата обращения ; 21.01.2016
2 В.Г. Газаев Программа развития российского футбола
[ http://ready4changes.ru ] Дата обращения ; 21.01.2016
3 Правдин С.С. Программы развития футбола в России 2012
[ http://rusfan.ru ] Дата обращения 21.01.2016