Олимпиадные задачи для школьного этапа олимпиады по информатике должны давать возможность использовать в процессе их решения знания и умения, характерные для основных этапов решения задач с использованием компьютера. Такими этапами являются: формализация задачи; разработка алгоритма решения задачи, включая оценку правильности и сложности алгоритма; программирование алгоритма и отладка программы; тестирование полученной программы.
Основными критериями отбора олимпиадных задач должны быть следующие показатели:
оригинальная формулировка задачи или оригинальная идея ее решения для конкретного состава участников олимпиады;
в тексте условия задачи не должны встречаться термины и понятия, выходящие за пределы изучаемых в рамках базового учебного плана предметов;
задача должна быть однозначно определена, то есть в ее формулировке не должно быть неоднозначностей, чтобы участник олимпиады решал именно ту задачу, которую задумали авторы;
задача не должна требовать для своего решения специальных знаний; задача должна быть разумной сложности и трудоемкости;
текст задачи должен быть написан с учетом возрастных особенностей школьников и доступным для них языком.
Как правило, формируются три возрастные группы участников: 5-6, 7-8, 9-11 классов, для каждой из которых разрабатываются свои олимпиадные задания.