Система дошкольного образования, как обозначено в ФЗ «Об образовании в РФ», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в дошкольных образовательных организациях. Понятие «качество дошкольного образования» можно проанализировать исходя из трех различных аспектов.
С точки зрения общегосударственного аспекта, качество дошкольного образования можно определить мерой его соответствия социально-экономическим условиям общества. Здесь качество соприкасается с такими категориями, как уровень жизни, экономический потенциал страны.
В социальном аспекте оно определяется соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Исходя из этого, можно сказать, что удовлетворенность родителей оказываемыми образовательными услугами является показателем качества дошкольного образования.
Педагогический аспект определяет качество дошкольного образования в соответствии с реализацией принципа вариативности в образовании, а также личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, а также успешное взаимодействие педагога с родителями.
Понятие «качество» многогранно. Его можно трактовать по-разному с позиции каждого участника образовательных отношений.
Для детей качество дошкольного образования – это обучение и воспитание в разнообразной, интерактивной игровой для них форме.
Для родителей как участников образовательных отношений – это удовлетворенность предоставляемыми ДОО образовательными услугами, успешность обучения детей, а также сохранение и укрепление их здоровья.
Для воспитателей качество образования характеризуется следующим образом:
Положительная оценка их педагогической деятельности;
Оптимальный подбор методов, приемов и форм взаимодействия с детьми, а также с родителями;
Успешное развитие детей в соответствии с требованиями к реализации основной образовательной программы дошкольного образования и целевыми ориентирами;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, как одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками;
Рациональное использование рабочего времени;
Обеспеченность образовательного процесса всем необходимым оборудованием, пособиями, дидактическими материалами и т.д.
Для руководителя ДОО качество образования – это:
Высокая оценка деятельности педагогов родителями, повышение тем самым престижа учреждения;
Сохранение и укрепление здоровья детей;
Рациональное использование рабочего времени всех участников образовательного процесса;
Полное усвоение выбранных программ, соответствие ФГОС и ООП, по которой работает дошкольная организация, а также качественная подготовка детей к школьному обучению, что определяет преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением.
В связи с этим можно сделать вывод, что качество дошкольного образования – это есть и процесс, и его результат. Вместе с понятием «качество дошкольного образования» необходимо раскрыть такое понятие, как «оценка качества дошкольного образования».
Оценка качества дошкольного образования в ДОО рассматривается как многоуровневая система, каждый уровень которой имеет свой объект оценки, предполагает использование многоуровневого подхода.
Выделим показатели и критерии для оценки качества дошкольного образования в ДОО.
В.А. Зебзева предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования:
непосредственные показатели психического развития детей;
показатели качества образовательных условий;
опосредованные показатели психического развития детей;
показатели здоровья дошкольников [2].
Немецкие ученые В. Фтенакис, М.Р. Текстор и В. Титце для оценки качества образования в ДОО ввели понятие «педагогическое качество», которое включает в себя следующие параметры: благополучие ребенка и возможности его развития в различных сферах, а также возможности поддержки семьи в ее функциях по уходу и воспитанию ребенка.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах ДОО; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение [1].
Качество образования — понятие развивающееся, оно не может быть статичным и неизменным. В настоящее время можно рассматривать два документа, которые определяют ориентиры качества современного дошкольного образования: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО.
Литература
Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». – 2012. - № 4.
Зебзеева В.А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал // Научно-исследовательские публикации. – 2014. - №8 (12). – С.161-166
Концепция общероссийской системы оценки качества образования[Электронный ресурс]Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/219/2007.php
Левшина Н.И., Санникова Л.Н. Мониторинг, диагностика, экспертиза как методы исследования образовательного процесса -http://doi.org/10.17686/sced_rusnauka_2009-1649
Левшина Н.И., Гребенщикова Н.В. Реализация организационно-педагогических условий использования информационно-коммуникационных технологий в управлении дошкольной образовательной организацией// Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики коллективная. Монография. Уфа, 2015. С. 225-248.
Санникова Л.Н., Левшина Н.И. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2009. № 5. С. 10-14.