Педагогическому образованию принадлежит особая роль, так как оно выполняет социальный заказ – готовит необходимых обществу специалистов среднего звена для работы в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах, которые должны самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты, быть гибкими, адаптивными, социально активными.
В подготовке таких специалистов центральная роль принадлежит преподавателю вуза, так как именно он является носителем педагогических традиций, профессионально-ценностных ориентиров, актуального опыта, такой модели позитивного взаимодействия, которая позволяла бы студентам педагогического вуза в дальнейшем общаться с воспитанниками, руководствуясь принципами гуманизации и демократизации современного образования. Преподаватель должен ориентироваться в разнообразных актуальных концепциях, творчески выбирая, компонуя их и создавая собственные [1., с. 16].
В связи с этим особое значение приобретают инновационные технологии подготовки будущего учителя в условиях вузовского образования, использующие интерактивные методы и формы обучения.
Однако на сегодняшний день следует выделить несколько проблем, сопровождающих внедрение интерактивного обучения в подготовку студентов.
В существующих современных технологиях, как правило, использование интерактивного обучения направлено на формирование отдельного качества, свойства личности или умения студента. Например, на развитие познавательной деятельности студентов вузов, профессиональной культуры, творческих способностей, профессионального интереса, коммуникативной компетенции студентов.
Для решения данной проблемы необходимо определить своеобразие, характерные признаки, специфику, условия организации интерактивного обучения. Так, своеобразие интерактивного обучения заключается в его ориентации на взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся над активностью педагога на учебном занятии. Базовыми характеристиками интерактивного обучения выступают взаимодействие, общение и диалог, способствующие продуктивному усвоению учебной информации, развитию коммуникативной компетенции будущего преподавателя [3., с. 93].
Для эффективной организации интерактивного обучения важно соблюдение таких педагогических условий, как создание диалогического пространства в учебном процессе вуза; соблюдение комфортности обучения; обеспечение обратной связи и рефлексии; готовность педагога к принятию роли фасилитатора. Одно из центральных условий - это использование коллективных форм и интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение реализуется в вузе с помощью коллективной формы обучения, которая осуществляется через работу всем коллективом студенческой группы, в малых группах, в парах и выполнение индивидуального задания. Коллективная форма позволяет одновременно решать несколько задач: конкретно-познавательную, коммуникативно-развивающую и воспитывающую. Важным условием организации интерактивного обучения является использование методов, мотивирующих учащихся к самостоятельному, активному и созидательному освоению учебного материала в процессе взаимодействия и взаимообучения и в общении с преподавателем. Наибольшую значимость в подготовке будущих педагогов приобретают такие методы, как мозговой штурм, деловые, ролевые, блицигры, дискуссия, тренинг.
Решение проблемы использования интерактивных методов заключается в систематическом их применении в процессе подготовки будущих учителей права и необходимости соблюдения следующей структуры интерактивного занятия: вводная часть, настраивающая студента на предстоящую работу; основная, включающая конкретные упражнения, направленные на отработку того или иного качества или умения; заключительная часть, включающая рефлексию деятельности, эмоций и чувств студентов.
Соблюдение перечисленных условий стимулирует самоопределение студентов, творчество, эмпатию, самостоятельность, уверенность в себе, личностное отношение к процессу обучения; мотивацию к инициативному и творческому освоению учебного материала.
Нужно также отметить проблему соотношения традиционного и интерактивного обучения. Инновационное правовое обучение представляет собой совокупность нововведений, выраженных в системе действий и операций учебной деятельности, которые позволяют быстро и эффективно достичь прогнозируемого и диагностируемого результата правовой обученности. Традиционными технологиями правового обучения называют совокупность педагогических технологий, существующих в правовом образовании на протяжении многих лет.
В современной образовательной практике преподаватели вуза эпизодически используют методы и формы интерактивного обучения, основными в учебном процессе по-прежнему остаются традиционные лекции и семинары. Однако сегодняшние технические возможности передачи информации, в частности с помощью Интернета, и перспективы развития системы образования снижают целесообразность традиционного и стимулируют внедрение системы интерактивного обучения в процесс вузовской подготовки студентов.
Для решения данной проблемы нами разработана программа комплексного применения интерактивного обучения в подготовке студентов к преподаванию в современной школе. Программа включает в себя спецкурс «Интерактивные методы обучения праву» и систему интерактивных заданий для психолого-педагогического практикума. Содержание практикума и спецкурса основывается на упражнениях и заданиях, стимулирующих творчество студентов. Обучение строится на взаимном уважении и понимании, с опорой на эмоциональный комфорт участников. В каждом упражнении предлагается задание для обеспечения обратной связи и рефлексии. В процессе подготовки в вузе студент получает большой объем теоретических знаний, но нуждается в более глубоком знакомстве с будущей профессиональной деятельностью. Поэтому нужно также отметить проблему переноса знаний, полученных студентами в ходе интерактивных занятий, на педагогическую практику. Для решения этой проблемы задания, включенные в практикум и спецкурс, моделируют профессиональную деятельность преподавателя и взаимоотношения субъектов будущей профессии с помощью ролевых, деловых, блицигр, анализа педагогических ситуаций, составления проектов [4., с. 6].
Таким образом, решение данных проблем использования интерактивного обучения позволит создать атмосферу сотрудничества субъектов учебной деятельности вуза, что будет стимулировать студентов творчески подходить к практической работе в образовательных учреждениях, организовывать взаимодействие учащихся и использовать разнообразные методы и формы, делая тем самым обучение в общеобразовательной школе интересным, эффективным и современным.
Литература
Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся. Дисс. канд.пед.наук. Махачкала 2005.
Горяинова И.А. Формирование познавательной деятельности студентов с использованием методов активного обучения в высшем учебномзаведении: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005.
Болгова А.М. Технология использования деловой игры в процессеформирования профессиональной культуры будущего учителя: Методикаорганизации игры «Родительское собрание» в курсе «Педтехнология» наисторическом факультете педагогического института // Вопросы технологии профессиональной деятельности. Белгород, 1995.
Рафикова Р.С. Интерактивные технологии обучения как средстворазвития творческих способностей студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2007.
Винокурова М.И. Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов: Дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2007.
5