ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Багандалиева Х.Б. 1, Гаджиева П.Д. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основной целью образовательного процесса высшей школы в условиях глобализации, информатизации и интеграции мирового сообщества явля­ется подготовка специалистов и формирование творческих личностей, спо­собных к самостоятельной работе, умеющих действовать в нестандартных ситуациях и всегда ощущающих потребность в непрерывном образовании. Для достижения этой цели внедряют в образовательные учреждения раз­личные формы и методы обучения, выявляют оптимальные пути интегра­ции учебно-воспитательного процесса и научно-производственной сферы, а также ищут новые и эффективные формы организации самостоятельной работы студентов (СРС).

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса в высшей школе, которая призвана повысить качество обучения, активизировать мышление, развить творческие спо­собности студентов, их стремление к самостоятельному приобретению новых знаний, что в свою очередь способствует самоопределению и само­реализации.

Известно, что СРС понимается как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавате­ля, но без его непосредственного участия. Роль СРС в развитии личности чрезвычайно велика. СРС является средством воспитания сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практически­ми знаниями, привития привычки к напряженному интеллектуальному труду, которые выступают главными задачами образования. При этом не­обходимо уделять внимание тому, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научить студентов учиться часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметны­ми знаниями.

Самостоятельная работа студентов является подлинно их творческой работой, поскольку студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы, а также средство обучения. «Самосто­ятельная работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека».

Для достижения высокого уровня профессиональной подготовки буду­щих специалистов необходимо изменить подходы к организации самосто­ятельной работы, с тем чтобы результаты самостоятельной деятельности студентов были максимальными. Одним из новых подходов организации СРС является внедрение в учебный процесс информационно-коммуника­ционных технологий (ИКТ), что относится к виду инновационных техно­логий. Учащаяся молодежь, являющаяся важной частью современного ди­намично развивающегося рыночно-информационного общества, должна обладать теми знаниями и умениями, которые необходимы для работы с новейшей информационной технологией.

Отличительным признаком современного общества стала интенси­фикация информационных процессов: повышается скорость передачи сообщений и их обработки, увеличиваются объемы передаваемых дан­ных, возрастает объем добываемой новой информации и ускоряется ее внедрение и т.д. Соответственно система образования должна предлагать обучающимся широкий выбор информационных ресурсов и разработать различные формы и способы обучения применению студентами в своей учебной деятельности ИКТ. Одной из активных форм общения с ИКТ, на наш взгляд, является самостоятельная работа студентов. «Следует изме­нить также саму технологию обучения и его формы, что подразумевает соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса. Широкое использование и постоянное усовершенствование микроэлектроники, энергосберегающих устройств, компьютеров меняют характер труда и мес­то человека в образовательном пространстве. Информация, представлен­ная в компьютерном мультимедийном виде, обладает существенно иными свойствами, чем та, что взята из традиционных учебников, книг, фильмов и пр.».

В условиях перехода высшей школы на кредитное обучение орга­низация самостоятельной работы студентов приобретает особое значение. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность вы­вести эту форму обучения на качественно новый уровень.

Во-первых, ИКТ позволяет создать принципиально иную образова­тельную, так называемую информационно-образовательную, среду, кото­рая активизирует самостоятельную работу студентов, оптимизируя учеб­ный процесс, сокращая время получения системы знаний и умений.

Во-вторых, усвоение студентом учебного материала возможно не толь­ко в рамках учебного расписания, эти материалы становятся доступными в удобное для студентов время.

В-третьих, ИКТ дает возможность значительно сократить количество аудиторных занятий студентов и увеличить число часов, отводимых на их самостоятельную работу.

В-четвертых, средством организации обучения в условиях СРС явля­ются не только традиционная учебная и научная литература на бумажных носителях, но и различные виды электронных учебников и учебных по­собий, Интернет, мультимедийные издания в рамках специально разрабо­танных для них преподавателями баз знаний.

В-пятых, актуальной становится самостоятельная работа студента не только с информационными базами данных и знаний, но и с виртуальны­ми лабораториями, созданием имитационных, графических и численных компьютерных моделей, аудиовизуальной информацией, обучающими программами и тестирующими средствами.

В-шестых, самостоятельная учебная деятельность обучающегося становится контролируемой со стороны преподавателя посредством электронной почты, веб-сайта, Интернета. С помощью перечисленных средств можно установить обратную связь между студентом и препода­вателем.

В-седьмых, целенаправленное применение ИКТ в СРС создает усло­вия для установления интерактивного диалога между пользователем и информационной системой, который реализуется посредством статического и анимированного изображения, текста, видео, графики и звукового сопровождения.

Наиболее перспективными в плане организации самостоятельной работы студентов с использованием современных информационно-ком­муникационных технологий являются: 1) ИКТ-среды (электронные тезау­русы, базы данных, базы знаний: распределенные и интегрированные базы знаний); 2) интеллектуальные экспертно-обучающие системы; 3) системы мульти- и гипермедиа, системы виртуальной реальности; 4) электронные библиотеки; 5) семантические сети; б) средства телекоммуникаций.

Использование ИКТ студентами в самостоятельной учебной деятель­ности должно способствовать формированию информационной культу­ры, что понимается как совокупность знаний, умений и навыков работы с информационной техникой; наличие творческой работы в сфере инфор­мационной деятельности при поиске, передаче и получении информации; умение разработать на базе полученных знаний новые подходы, необходи­мые для оптимального использования информационных ресурсов.

Собственные порталы и сайты вуза, где имеются отдельные web-стра­ницы факультетов, кафедр и других подразделений учебного заведения, являются мощными средствами формирования ИКТ-компетенций для преподавателей и студентов, а также для всех сотрудников вуза. В этой ин­формационной среде студент может самостоятельно ознакомиться с учеб­ной программой курса, учебно-тематическим планом лекционных и прак­тических занятий, заданиями для самостоятельной работы, виртуальными лабораторными занятиями, пакетом тестовых вопросов, требованиями и методическими указаниями по их выполнению, подготовкой к экзамену и зачету и т.п.

Контроль и оценка усвоенных знаний при СРС, что является важ­ным этапом целостного учебного процесса в вузе, могут осуществляться с помощью компьютерной техники. Контроль самостоятельной учебной деятельности студентов посредством компьютерной техники позволяет учитывать не только ответ студента в день экзамена или зачета, но и сово­купность всех текущих показателей его самостоятельной работы в течение учебного года или семестра. Поскольку тестирование рассматривается как один из эффективных методов объективного оценки знаний учащегося, в качестве средства контроля знаний студентов нами используется система специально разработанных тестов по изучаемым дисциплинам. Одной из целей компьютерного тестирования является реализация эффективного промежуточного контроля в течение всего учебного семестра, который предусматривает последовательный контроль знаний студентов по мере самостоятельного изучения учебного материала.

В заключение отметим, что целенаправленное применение ИКТ в об­разовательном процессе высшей школы позволяет активизировать само­стоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного и развивающего назначения; формировать устойчивые умения использования компьютерной техники и навыки работы с ней, дает им возможность выработать способности, направленные на получение новых теоретических и практических знаний.

Список использованной литературы:

  1. Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А.В. Пет­ровского. М., 1986.

  2. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

 

6

 

Просмотров работы: 2274