Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса в высшей школе, которая призвана повысить качество обучения, активизировать мышление, развить творческие способности студентов, их стремление к самостоятельному приобретению новых знаний, что в свою очередь способствует самоопределению и самореализации.
Известно, что СРС понимается как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Роль СРС в развитии личности чрезвычайно велика. СРС является средством воспитания сознательного отношения самих студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привития привычки к напряженному интеллектуальному труду, которые выступают главными задачами образования. При этом необходимо уделять внимание тому, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научить студентов учиться часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями.
Самостоятельная работа студентов является подлинно их творческой работой, поскольку студент сам ставит себе цель, для достижения которой выбирает себе задание и вид работы, а также средство обучения. «Самостоятельная работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека».
Для достижения высокого уровня профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо изменить подходы к организации самостоятельной работы, с тем чтобы результаты самостоятельной деятельности студентов были максимальными. Одним из новых подходов организации СРС является внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что относится к виду инновационных технологий. Учащаяся молодежь, являющаяся важной частью современного динамично развивающегося рыночно-информационного общества, должна обладать теми знаниями и умениями, которые необходимы для работы с новейшей информационной технологией.
Отличительным признаком современного общества стала интенсификация информационных процессов: повышается скорость передачи сообщений и их обработки, увеличиваются объемы передаваемых данных, возрастает объем добываемой новой информации и ускоряется ее внедрение и т.д. Соответственно система образования должна предлагать обучающимся широкий выбор информационных ресурсов и разработать различные формы и способы обучения применению студентами в своей учебной деятельности ИКТ. Одной из активных форм общения с ИКТ, на наш взгляд, является самостоятельная работа студентов. «Следует изменить также саму технологию обучения и его формы, что подразумевает соответствующую организацию учебно-воспитательного процесса. Широкое использование и постоянное усовершенствование микроэлектроники, энергосберегающих устройств, компьютеров меняют характер труда и место человека в образовательном пространстве. Информация, представленная в компьютерном мультимедийном виде, обладает существенно иными свойствами, чем та, что взята из традиционных учебников, книг, фильмов и пр.».
В условиях перехода высшей школы на кредитное обучение организация самостоятельной работы студентов приобретает особое значение. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность вывести эту форму обучения на качественно новый уровень.
Во-первых, ИКТ позволяет создать принципиально иную образовательную, так называемую информационно-образовательную, среду, которая активизирует самостоятельную работу студентов, оптимизируя учебный процесс, сокращая время получения системы знаний и умений.
Во-вторых, усвоение студентом учебного материала возможно не только в рамках учебного расписания, эти материалы становятся доступными в удобное для студентов время.
В-третьих, ИКТ дает возможность значительно сократить количество аудиторных занятий студентов и увеличить число часов, отводимых на их самостоятельную работу.
В-четвертых, средством организации обучения в условиях СРС являются не только традиционная учебная и научная литература на бумажных носителях, но и различные виды электронных учебников и учебных пособий, Интернет, мультимедийные издания в рамках специально разработанных для них преподавателями баз знаний.
В-пятых, актуальной становится самостоятельная работа студента не только с информационными базами данных и знаний, но и с виртуальными лабораториями, созданием имитационных, графических и численных компьютерных моделей, аудиовизуальной информацией, обучающими программами и тестирующими средствами.
В-шестых, самостоятельная учебная деятельность обучающегося становится контролируемой со стороны преподавателя посредством электронной почты, веб-сайта, Интернета. С помощью перечисленных средств можно установить обратную связь между студентом и преподавателем.
В-седьмых, целенаправленное применение ИКТ в СРС создает условия для установления интерактивного диалога между пользователем и информационной системой, который реализуется посредством статического и анимированного изображения, текста, видео, графики и звукового сопровождения.
Наиболее перспективными в плане организации самостоятельной работы студентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий являются: 1) ИКТ-среды (электронные тезаурусы, базы данных, базы знаний: распределенные и интегрированные базы знаний); 2) интеллектуальные экспертно-обучающие системы; 3) системы мульти- и гипермедиа, системы виртуальной реальности; 4) электронные библиотеки; 5) семантические сети; б) средства телекоммуникаций.
Использование ИКТ студентами в самостоятельной учебной деятельности должно способствовать формированию информационной культуры, что понимается как совокупность знаний, умений и навыков работы с информационной техникой; наличие творческой работы в сфере информационной деятельности при поиске, передаче и получении информации; умение разработать на базе полученных знаний новые подходы, необходимые для оптимального использования информационных ресурсов.
Собственные порталы и сайты вуза, где имеются отдельные web-страницы факультетов, кафедр и других подразделений учебного заведения, являются мощными средствами формирования ИКТ-компетенций для преподавателей и студентов, а также для всех сотрудников вуза. В этой информационной среде студент может самостоятельно ознакомиться с учебной программой курса, учебно-тематическим планом лекционных и практических занятий, заданиями для самостоятельной работы, виртуальными лабораторными занятиями, пакетом тестовых вопросов, требованиями и методическими указаниями по их выполнению, подготовкой к экзамену и зачету и т.п.
Контроль и оценка усвоенных знаний при СРС, что является важным этапом целостного учебного процесса в вузе, могут осуществляться с помощью компьютерной техники. Контроль самостоятельной учебной деятельности студентов посредством компьютерной техники позволяет учитывать не только ответ студента в день экзамена или зачета, но и совокупность всех текущих показателей его самостоятельной работы в течение учебного года или семестра. Поскольку тестирование рассматривается как один из эффективных методов объективного оценки знаний учащегося, в качестве средства контроля знаний студентов нами используется система специально разработанных тестов по изучаемым дисциплинам. Одной из целей компьютерного тестирования является реализация эффективного промежуточного контроля в течение всего учебного семестра, который предусматривает последовательный контроль знаний студентов по мере самостоятельного изучения учебного материала.
В заключение отметим, что целенаправленное применение ИКТ в образовательном процессе высшей школы позволяет активизировать самостоятельную работу студентов с различными электронными средствами учебного и развивающего назначения; формировать устойчивые умения использования компьютерной техники и навыки работы с ней, дает им возможность выработать способности, направленные на получение новых теоретических и практических знаний.
Список использованной литературы:
Основы педагогики и психологии в высшей школе / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
6