В последнее время, как показывает анализ психолого – педагогической литературы и практика преподавательской деятельности, к кейс – методу приковано широкое внимание многих ученых, теоретиков, методистов и практиков. Кейс-метод — довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновидностьисследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры [1].
Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.
Кейс-метод можно рассматривать каксинергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
Кейс-метод интегрирует в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
Данный метод представляет собой специфическую разновидностьпроектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии«создание успеха». Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности [3].
Все источники информации для кейсов представляют собой продукты человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения. В связи с этим ситуационное упражнение, нацеленное на принятие решения, должно строиться на реальных событиях, в центре которых находится лицо, принимающее решение.
Проблемапредложенная в ситуации, занимает важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе вся его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией ее на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы.
Практика применения кейс – технологий в учебном процессе показывает, что примеры из жизни являются хорошим средством наглядного представления теоретических положений. Кроме того, они позволяют проверить эти положения на основе собственного опыта.
Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти, нежели абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воздействию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже самые скромные «молчуны». Ведь на общих собраниях, как правило, выступают те, кто всегда и везде готов много говорить.
Опираясь на вышеизложенное, можем полагать, что конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от обучающихся активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя. «Продуктом» обучения с помощью анализа конкретной ситуации является человек, способный использовать абстрактные знания на практике.
При составлении описания конкретной ситуации необходимо учитывать следующие условия:
кейс – ситуация должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;
желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»;
следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс;
ситуация должна отличаться «драматизмом» и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации;
нужно, чтобы ситуация показывала как положительные (путь к успеху фирмы, организации), так и отрицательные примеры (причины неудач, например, уменьшение контингента учащихся в системе начального профессионального образования);
кейс –ситуация должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой;
ситуация должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации);
текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;
ситуация должна также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.
- Второй этап работы включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Практическое применение кейсов позволяет отметить, часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через воспитание других людей [4].
Таким образом, будучи формой интерактивного обучения, кейс –метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.
Список литературы:
Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании. Учебное пособие для студентов вуза и учителей –правоведов. М.: 2011- 136с.
Кашлев .С. Интерактивные методы обучения. Учебно – методическое пособие - Тетрас.: 2011.
Ступина С.Б. Технология интерактивного обучения в высшей школы. Учебно – методическое пособие - Саратов.: 2010 - 52 с.
Панина Т.С.,Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие для студентов высш.учеб.завед. –М.,2006.