В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.
Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.
Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. [3]
Особенностью преподавания юридических дисциплин состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений.
В методический аппарат входят различные по уровню сложности вопросы и задания, в том числе творческого, поискового, тестового характера. В конце каждого урока имеется словарь, что удобнее, чем общий словарь в конце учебника, к которому учащиеся обращаются редко. Урок начинается с описания проблемной ситуации, прямо относящейся к теме и ее основным понятиям. Это сразу настраивает на практическое, живое применение правовых знаний. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков – практикумов, дискуссий, «круглых столов», «юридических консультаций». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально. [2]
Нетрадиционные формы уроков создают условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают учащихся доступными для них способами воссоздания юридических казусов. Проигрывание роли, внутреннее раскрепощение учащегося, создают условия, при которых может развиваться творчество. Результативностью применения нетрадиционных форм на уроках права является следующее: нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы учащихся: внимание, восприятие, мышление, память, воображение.[1]Нетрадиционные формы уроков права повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. Полученные знания становятся более прочными, такие уроки позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям основами правовых знаний, а именно, развивают юридическую память учащихся, в первую очередь на специальную терминологию; развивают способности к логическому мышлению.
Хорошие результаты дают уроки-дискуссии. На уроках с дискуссионным действием каждый ученик ищет свою истину, свое решение проблемы, защищает свою точку зрения. Учащиеся при этом овладевают ораторскими умениями, искусством доказательной полемики. Целесообразно использовать уроки–дискуссии по следующим темам: «Уголовная ответственность», «Воинская обязанность», «Права и обязанности родителей и детей». Дискуссия – это хороший интеллектуальный тренинг, который заставляет максимально напрячься учащихся и проявить свои умственные способности для доказательства, находясь в сторонниках одного или другого подхода к обсуждаемой проблеме. На этих уроках не навязывается «правильный ответ», а участники дискуссии получают опыт самовыражения, учатся уважать чужое мнение. [2]
Научиться творчески, юридически мыслить можно только в том случае, если для этого созданы условия. В ходе обучения в русле новой технологии правового образования учащиеся "проживают" весь познавательный цикл в единстве эмпирического и теоретического познания.
На традиционных уроках основ правовых знаний господствует репродуктивный тип деятельности. Ученику заранее известно, если он добросовестно перескажет параграф учебника да еще вспомнит, что на уроке говорил учитель, то пятерка обеспечена (в этой логике понять - значит назвать). Творческая мыслительная деятельность на уроке отсутствует. Обычно учебник навязывает ученику определенную точку зрения, преподносит готовые истины, выводы, которые даже искать-то совсем нетрудно, они выделены особым шрифтом. Дети получают некие готовые формулы, штампы, стереотипы. [1]
Другое дело уроки-практикумы, на которых обучающиеся решают юридические казусы, опираясь на знание закона, кодексы РФ. Они играют огромную практическую роль по формированию правового сознания школьников. Такие уроки основ правовых знаний позволяют научить ребенка творчески мыслить, формируют активную жизненную позицию старшеклассника. Уроки-практикумы формируют навыки работы с юридической литературой, умение анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках. Во время этих уроков используются кодексы (Трудовой, Семейный, Уголовный, Об административных правонарушениях) и другие нормативно-правовые акты, источники права; учитель лишь объясняет, каким образом в них можно найти необходимую информацию во время самостоятельной работы по решению юридических задач. [2]
Трудно согласиться с мнением тех педагогов, которые считают, что нужна максимальная доступность и облегченность учебного материала. Скорее наоборот! Нужно создавать больше затруднений для ребенка как "отправных точек для его мыслей", ведь "мышление всегда возникает из затруднений". Библейская мудрость гласит: «Если хочешь накормить голодного, сидящего у моря, не давай ему рыбы, дай ему сети и научи ловить рыбу». Учитель дает старшеклассникам способ действия, т.е. учит их читать юридическую литературу, анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках (Конституции РФ, УК РФ, ТК РФ, КОАП РФ) и нормативно-правовых актах и пользоваться ими для решения юридических казусов.
Работа с документами позволяет получать информацию в рамках изучаемой правовой проблемы, приобретать умение анализировать текст закона, учит высказывать собственное мнение и аргументировать его. Учащиеся совместными усилиями решают вопрос о соответствии правовых норм или судебных решений нормам Международного права в аспекте защиты прав и свобод человека. [1]
Эффективный результат дает использование на уроках такой формы урока как круглый стол. Это подразумевает регулярные встречи с представителями органов, не входящих в структуру исполнительной и законодательной власти (судьи, нотариусы, адвокаты, представители органов местного самоуправления). Это дает возможность учащимся увидеть жизненные коллизии и правовые проблемы с различных точек зрения. Неоценимы личные впечатления и информация из первых рук. Такие контакты помогают упрочить и разнообразить теоретические знания ребенка.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и над чем думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет постоянный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокую ступень сотрудничества. [3]
Интерактивная деятельность на уроках права предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника урока задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего (учителя), так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Работа детей с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей. Развитие речи - особая задача учителей гуманитарного цикла, в том числе обществоведческих дисциплин, она решается при работе с любым учебным материалом, если он оформлен вербально. Но в сфере права требуется развернутая аргументация своих мыслей, использование особых речевых средств, владение юридической терминологией, выстраивание сложных многоуровневых логических заключений. Трудно добиться в школе полного овладения особой правовой риторикой, но знакомство с лучшими ее образцами, пробы самостоятельной организации сложных речевых конструкций - все это способствует приобщению старшеклассников к навыкам ораторского искусства.
Обучающиеся проявляют огромный интерес к предмету, они задают огромное количество конкретных, волнующих их вопросов, что стимулирует учителя постоянно повышать свой профессиональный уровень. Тем самым образуется реальная обратная связь: учитель-ученик. А возникающее доверие учеников помогает им решить насущные проблемы, найти ответы на многочисленные трудные вопросы, которые ставит перед ними жизнь, причем даже те, на которые, не всегда могут ответить их родители.
Уроки правовых знаний обеспечивают приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формируют умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; позволяют оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в ВУЗе.[2]
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Список использованной литературы.
Мухина С. А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - М. : Феникс, 2012.
Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. - М., «Владос», 2003 .
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии .-М. : Просвещение, 2013 .
7