РОЛЬ ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ВИТАМИННОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТА

Иштокина А.А. 1
1ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для студенческого возраста характерно наличие стрессогенных факторов, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации, необходимость личностного самоопределения в будущей профессиональной среде и др. На уровень сопротивляемости стрессу (стрессоустойчивости) могут оказывать влияние индивидуальные особенности личности студента, обуславливающие и регулирующие его поступки, предопределяющие выбор линии поведения, стиль и образ жизни. В то же время, вопрос, касающихся влияния витаминной обеспеченности на уровень сопротивляемости стрессу остается открытыми.

Исходя из этого, целью настоящей работы явилось изучение роли витаминов в формировании стрессоустойчивости организма.

Объект и методы исследования

В исследовании приняли участие 30 человек: студенты I курса специальности «Лечебное дело» ОрГМУ в возрасте от 18 до 20 лет.

Методы диагностики стрессоустойчивости

Уровень стрессоустойчивости оценивали с помощью опросника, разработанного Т. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса». Данная методика направлена на выявление симптомов стресса. Позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.

Методы оценки обеспеченности витаминами С, В126.

Обеспеченность студентов водорастворимыми витаминами В1, В2, В6, С оценивали неинвазивными методами по их экскреции с часовой (40–150 мин) порцией мочи, взятой натощак. Содержание витаминов В1, В2, В6, определяли флуориметрическим методом на анализаторе биожидкости «ФЛЮОРАТ-02-АБЛФ» с помощью коммерческих наборов реактивов фирмы «Люмэкс» (Россия). Витамин С определяли по окраске титруемого раствора, используя окислительно-восстановительную реакцию с 2,6-дихлорфенолиндофенолятом натрия (реактивом Тильманса).

Полученные результаты.

Анализ результатов по опроснику Т. Иванченко «Инвентаризация симптомов стресса» показал, что у студентов наблюдалось преобладание высокого уровня проявления стресса (79% студентов), что свидетельствует об устойчивом снижении стрессоустойчивости. У 21% испытуемых выявлен сниженный уровень стрессоустойчивости, вместе с тем отмечается тенденция к повышению стресса.

В таблице 1 представлены данные, отражающие часовую экскрецию витаминов С, В126 с мочой. Как видно из таблицы, дефицитные отклонения по витамину С характерны для всех групп обследованных. Концентрация витамина В1 в среднем составляла 15,55±1,10 мкг/час, что соответствовало нижней границе нормы. Часовая экскреция витаминов В2, В6 не выходила за рамки величин, рекомендованных ВОЗ. Оценка обеспеченности витаминами С, В126 показала, что дефицитные отклонения наблюдались по 2-4 витаминам у всех обследуемых и носили характер полигиповитаминоза. Проведенное исследование исключает вероятность изолированного дефицита одного витамина, дефицитные отклонения носили характер полигиповитаминной недостаточности.

Таблица 1

Часовая экскреция витаминов С, В1, В2, В6 с мочой (М±m)

Определяемый показатель

Норма

 

С

0,7-1,0 мг/час

0,58±0,029

В1

15-35 мкг/час

15,55±1,10

В2

14-30 мкг/час

16,41±0,46

В6

40-60 мкг/час

45,8±2,65

На следующем этапе работы студенты были разделены на группы, сопоставимые по полу и возрасту, с одинаковым средним уровнем тревожности. Одна из групп служила контролем, а студенты второй группы получали в течении 30 дней витаминно-минеральный комплекс «Компливит».

Повторным определением витаминной обеспеченности организма водорастворимыми витаминами установлено, что во второй группе детей отмечалась положительная динамика содержания витамина С и группы В в часовой порции мочи, что свидетельствует о положительном влиянии комплекса «Компливит» на коррекцию витаминного баланса организма. Как видно из таблицы 2, у обследуемых второй группы содержание витамина С в часовой порции мочи достигло нормального физиологического уровня.

Таблица 2

Часовая экскреция витаминов С, В1, В2, В6 с мочой на фоне приема витаминно-минерального комплекса (М±m)

Определяемый показатель

Норма

 

С

0,7-1,0 мг/час

0,75±0,030

В1

15-35 мкг/час

17,57±1,50

В2

14-30 мкг/час

17,99±0,81

В6

40-60 мкг/час

51,7±3,02

После приема витаминно-минерального комплекса вновь была определена стрессоустойчивость студентов. Анализ результатов по опроснику «Инвентаризация симптомов стресса» после приема витаминно-минерального комплекса «Компливит» показал, что 82% студенов контрольной группы продемонстрировали устойчивое снижение стрессоустойчивости и преобладание высокого уровня проявления стресса. Средние показатели стрессоустойчивости характеризовали 18% студентов контрольной группы. Во второй группе высокий уровень проявления стресса и устойчивое снижение стрессоустойчивости было характерно для 73% студентов, а сниженный уровень стрессоустойчивости выявлен у 27% обучающихся.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что применение витаминно-минерального комплекса способствует снижению уровня проявления стресса и повышению стрессоустойчивости.

Список литературы

  1. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. – Тамбов, 2009. – 219 с.

  2. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М., 1983.

  3. Иванченко, Т.А. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого/ Т.А.Иванченко, М.А.Иванченко, Т.П.Иванченко. - СПб, 1994 - 262 с.

  4. Церковский, А.Л. Копинг-поведение студентов ме- дицинского вуза / А.Л. Церковский // Вестн. ВГМУ. - 2007. - Т. 6, № 3. - С. 118-127.

  5. Щербатых Ю. В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал. – 2002. – № 1. – С. 118-122.

Просмотров работы: 1123