ЗВУКОРЕЖИССУРА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗВУКОРЕЖИССУРА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Буланкова К.Ю. 1
1Чувашское республиканское училище культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Звукорежиссура — организация творческого процесса записи на звуконоситель музыкального, драматургического, литературного произведения, документального, учебного и др. материала для последующего неоднократного воспроизведения, передачи в эфир и хранения.

Звукорежиссура — творческая и очень востребованная специальность на стыке музыкального искусства и современных звуковых компьютерных технологий, встречается во всех сферах культуры и искусства: в студии звукозаписи, музыкальном и драматическом театре, концертном зале и клубе, в кино, на радио и телевидении. Специальность динамично развивается, появляются новые виды деятельности: озвучивание рекламы, интерактивных игр, электронных учебников, web-сайтов. При современном развитии звуковых компьютерных программ эта профессия стала доступной каждому, кто любит работать со звуком.

В настоящее время блестящие достижения российской музыкальной культуры свидетельствуют о достаточно высокой степени совершенства нашей традиционной музыкально-образовательной системы, были обусловлены рядом историко-культурных факторов рубежа XIX – XX веков, а затем и большей части XX века. Важнейший из них — высокий уровень общей музыкальной культуры. При этом каждый социо-культурный слой (духовная элита, интеллигенция в ее широких слоях, мещане, крестьяне и т.д.) органично входили в свои ниши музыкальной жизни: от высокой классики европейской оперно-симфонической и камерной культуры до популярной музыки, городского романса и крестьянского фольклора.

При большом разнообразии типов музыкальной культуры, отвечающих запросам различных слоев, представители всех слоев имели возможность развивать свою музыкальность.

Проблемы исследования музыкальной семантики уже длительное время привлекают внимание многих авторов. Более того, правомерно утверждать, что вопросы ее анализа занимают одно из центральных положений в искусствознании – включая те ситуации, когда они представлены в ней имплицитно. Они неизбежно связаны и с деятельностью музыкантов-практиков – исполнителей и композиторов, даже если для них на первом плане оказываются сугубо технологические аспекты творчества.

На рубеже ХХ-ХХI веков произошла переориентация аудитории от печатного текста к аудиовизуальному. В связи с этим из двух видов медиа –печатные и электронные – предпочтение отдается последним. Широкая панорама современных медиажанров представлена разнообразием видов музыки, функционирующих в них. Это музыка в кинематографии, на радио и телевидении, звуковая составляющая рекламных коммуникаций, синтетическая музыкальная составляющая всех сценических жанров. Таким образом, проблемы синтеза живого и технологического звучания в создании современных массовых медиажанров требуют комплексного профессионального подхода, неотъемлемой частью которого является высокий уровень специального образования и формирование значительно более высокой степени ответственности творцов музыкальных медиажанров.

Что касается звукорежиссерских специальностей, то студенты, избравших эстрадное направление, часто уже в период обучения начинают работать в качестве звукорежиссёров прокатных компаний, а также сотрудничать с различными музыкальными коллективами. Нередко площадками, где им приходится работать становятся летние музыкальные фестивали на открытом воздухе, а также многочисленные площадные праздники, поскольку именно в летний период в прокатных компаниях принято расширять свой штат, в том числе и за счёт студентов.

Сегодня, основные тренды в области методических инноваций в сфере образования, художественного в том числе, связаны, как правило, с применением интерактивных методов обучения. Термин интерактивность, – означая в своей этимологии способность взаимодействия, диалога с чем-либо или кем-либо (компьютерной системой ли, человеком, группой и т.д.), являет собою, прежде всего, диалоговую форму обучения, в которой осуществляется глубинное взаимодействие преподавателя и студента.

В звукорежиссерской практике наших дней появляется все больше и больше различных технических инноваций, посредством которых, профессионал сможет достичь самого невероятного результата в своей сфере деятельности. Современный звукорежиссер должен сочетать в себе не одну а сразу несколько специальностей, таких как "саунд-инженер", "саунд- продюссер", "аранжировщик" и многие другие. Рассмотрим процесс многоканального сведения ранее записанного музыкального материала на примере современного состава рок-коллектива (ударная установка, перкуссия, бас-гитара, электрические гитары, клавишные, вокал, бэк-вокал).

Искусство кинематографа существует чуть более века, а открытий, явлений, эволюционных и революционных событий в его истории хватит на целую эпоху. Корни кинематографа – в живописи и фотографии. Звуку в этом синтезе искусств долго не было места. Немое кино выработало свою художественную специфику и эстетику, открыло неограниченные выразительные возможности кадра. По мнению Альфреда Хичкока «Немое кино – самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом». Двадцатые годы прошлого столетия – золотой век кинематографа, где почти каждый фильм – шедевр и начало нового направления в искусстве.

Клавиры симфонической музыки, то есть её переложения для фортепиано в 2 или в 4 руки, широко используются во многих областях музыкальной педагогики (курсы истории музыки, анализа музыкальных форм, гармонии, и т.д.). Однако же применение их в курсе чтения партитур – вопрос дискуссионный. Некоторые педагоги полностью отрицают возможность применения клавиров, считая, что клавиры провоцируют учащегося на недобросовестное отношение к предмету. Другие настаивают на весьма ограниченной сфере их использования. Типичные доводы противников использования клавиров обыкновенно сводятся к тому, что учащийся, предпочтя выучить нотный текст по клавиру, не окажет должного внимания партитуре изучаемого произведения. Тем не менее, для квалифицированного педагога не составит большого труда отличить произведение, выученное по клавиру, от разобранной партитуры. Таким образом, вопрос сводится к педагогическому контролю – сфере, актуальность которой не должна зависеть от применяемых средств обучения.

На протяжении долгого времени, считалось, что популярная музыка, как и популярное искусство не может отвечать эстетичеким тербованиям. Не далее как в 1990 году, философия популярной музыки состояла из вариаций единственной темы. Философы защищали схожие гипотезы о том, что популярная музыка существенно отличается от «серьезной» или арт музыки, и что первая (популярная музыка) стоит эстетичеки ниже, чем последняя. В результате, большинство философов, которые занимались обсуждением популярной музыки, концентрировали внимание на выявлении эстетических недостатков свойственных такой музыке.

До конца XIX века большее значение для эстетического восприятия имели живые выступления, а звукозапись скорее была неким форматом фиксирования музыкальных идей наравне с партитурой произведения на нотном листе бумаги. Но уже тогда звукорежиссеры производившие звукозапись стали проявлять творческий подход именно к звукозаписи материала. И именно тогда появилась необходимость в специалисте, который сумеет получить в конечном итоге продукт, отвечающий эстетическому запросу, кем и явился музыкальный продюсер.

Академического музыковедения все более расширяет свои границы, привлекая в круг научных интересов новые, малоисследованные, но, потенциально богатые и диктуемые современным социумом сферы, одной из которых является музыкальная звукорежиссура. Действительно, режиссура звука в ее главных составляющих: запись звука, способы его трансляции, практика концертного звукоусиления, – явление новое, значимое и не исследованное по сравнению, например, с многовековой музыкально-исполнительской практикой, методологией анализа музыкального языка в его структурных компонентах. Смещение акцентов к новому виду текста, когда многочисленные фонограммы, а не нотный текст, становятся неотъемлемым материалом для музыковедческих научных исследований аналитического, исторического и типологического направлений, новый подход к композиторскому творчеству, создающему музыкальные произведения с использованием стереоэффектов и компьютерного звукового моделирования, наконец, влияние звукозаписи на все сферы человеческой деятельности ­– делают звукорежиссуру объектом не только инженерно-техническим, но музыкально-эстетическим.

В этой связи актуальным и своевременным становится подход к музыкальной звукорежиссуре как объекту научного исследования, поскольку звукорежиссура – та сфера музыкального творчества, специфика которой далеко не изучена музыковедением с научной точки зрения.

В заключении можно упомянуть о эстетических проблемах современной звукорежиссуры. Процесс развития музыкально-компьютерных технологий и тенденция к повышению доступности профессионального и качественного полупрофессионального звукового оборудования породило в последнее десятилетие огромное количество «продуктов» музыкальной и звукорежиссерской деятельности, которое посредством высокой информатизации сегодняшнего дня получило широкое распространение.

В профессиональной сфере звукорежиссуры это вызывает тревогу, так как огромный пласт музыкального материала, реализованный некомпетентными авторами, общедоступен и непроизвольно влияет на формирование вкуса и эстетики восприятия современных фонограмм. Безусловно, это откладывает отпечаток на формирование «вкусовых» тенденций, особенно в области массовой музыкальной культуры.

5

Просмотров работы: 681