ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кудрова Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время особую актуальность приобретают работы, посвященные изучению психологических характеристик человека, обусловливающих его успешность и продуктивность. Многие авторы в качестве такого фактора называют мотивацию достижения (Д. Макклелланд, X. Хекхаузен, Т.О. Гордеева и др.).

Важным фактором поведения в ситуациях достижения выступают связанные с достижениями знания и представления человека, которые, в дальнейшем, складываются в его отношение к опасности.

Именно в старшем школьном возрасте должны оформиться базовые представления о жизни и о безопасности, способные выступить ориентиром для успешного решения задач обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Цель нашего исследования – изучить взаимосвязь типа отношения к опасности и мотивации достижения у старшеклассников.

Эмпирическое исследование проводилось в 2014-15 г. на базе МБОУ СОШ №25 и на базе МБОУ СОШ №7 в г. Череповец. В качестве испытуемых выступили ученики 10-х и 11-х классов в количестве 80 человек. Для получения эмпирических данных мы использовали следующие методики:

1. Тест-опросник на выявление типа реагирования в ситуациях опасности (Маралов В.Г.и др.);

2. Тест-опросник сензитивности к угрозам (Маралов В.Г.и др.);

3. Опросник на выявление потребностей в опасности и безопасности (Маралов В.Г.и др.);

4. Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан);

5. Готовность к риску (Шуберт);

6. Опросник «Потребность в достижении цели» (Ю.М. Орлов);

7.Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей (метод парных сравнений) (В.В. Скворцов).

Для обработки данных использовались критерий Крускала-Уоллиса и коэффициент корреляции Пирсона.

В ходе исследования вся выборка испытуемых была разделена на 6 групп. Наиболее представлены такие: испытуемые с адекватным типом реагирования и высоким уровнем сензитивности к угрозам, группа испытуемых с тревожным типом реагирования и пониженным уровнем сензитивности к угрозам, и испытуемые с игнорирующим типом реагирования и пониженным уровнем сензитивности к угрозам.

В исследовании мы предположили, что существует взаимосвязь между типом отношения к опасности и мотивацией достижения.

Из нашей общей гипотезы можно выделить 3 частные гипотезы.

Первая частная гипотеза: У старшеклассников с адекватным типом реагирования в ситуациях опасности и высоким уровнем сензитивности к угрозам чаще проявляется потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей, а также проявляется потребность в обеспечении безопасности.

Результаты проверки гипотезы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Статистические различия проявления мотивации достижения

у старшеклассников с различным типом отношения к опасности

 

Адекватный -сензитивный тип

Тревожный -

не сензитивный тип

Игнорирующий-

не сензитивный тип

Сумма рангов

802

531

705,5

Нэмпир

10,3

Примечание: Различия представлены на уровне р≤0,01

По результатам выявления статистических различий в проявлении мотивации достижения у старшеклассников с различным типом отношения к опасности, при помощи критерия Крускалла-Уоллиса, было выявлено, что у испытуемых с адекватным типом реагирования на опасности и высоким уровнем сензитивности к угрозам чаще проявляется мотивация достижения и стремление к успеху (R(сумма рангов)=802, при р≤0,01). Реже мотивация достижения и стремление к успеху проявляется у испытуемых с игнорирующим типом реагирования в ситуациях опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам (R=705,5, р≤0,01). И самый низкий результат был получен у испытуемых с тревожным типом реагирования в ситуациях опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам (R=531, р≤0,01).

При проверке взаимосвязи адекватного типа реагирования в ситуации опасности и особенностей мотивации достижений, при помощи коэффициента корреляции Пирсона, мы получили следующие результаты. Существует прямая связь между адекватным типом реагирования в ситуациях опасности и проявлением мотивации достижения и стремлением к успеху (r=0,43, при р≤0,01) Также взаимосвязь адекватного типа реагирования в ситуациях опасности установлена и с потребностью обеспечения в безопасности (r=0,26, при р≤0,05). Таким образом, наша первая частная гипотеза подтвердилась.

Вторая частная гипотеза: У старшеклассников с тревожным типом реагирования в ситуациях опасности и низким уровнем сензитивности к угрозам отсутствует потребность достигать каких-либо показателей в деятельности, но при этом проявляется потребность в обеспечении безопасности. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Статистические различия проявления потребности в обеспечение безопасности у старшеклассников с различным типом отношения к опасности

 

Адекватный -сензитивный тип

Тревожный -

не сензитивный тип

Игнорирующий-

не сензитивный тип

Сумма рангов

630,5

712

503

Нэмпир

13,45

Примечание: Различия представлены на уровне р≤0,01

У старшеклассников с тревожным типом реагирования в ситуациях опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам чаще проявляется потребность в обеспечении безопасности (R=712, при р≤0,01). У старшеклассников с адекватным типом реагирования в ситуациях опасности и высоким уровнем сензитивности к угрозам реже проявляется потребность в обеспечении безопасности (R=630,5, при р≤0,01). Наименьшая потребность в обеспечении безопасности проявляется у испытуемых с тревожным типом реагирования в ситуациях опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам (R=503, при р≤0,01).

Используя коэффициент корреляции Пирсона, при выявлении взаимосвязи тревожного типа реагирования в ситуациях опасности и мотивации достижения, мы получили следующие результаты. У старшеклассников с тревожным типом реагирования в ситуациях опасности низкая потребность в достижении цели (r=-0,36, при р≤0,01), и есть потребность в переживании чувства безопасности (r=0,28, при р≤0,01). Таким образом, наша вторая частная гипотеза подтвердилась.

Третья частная гипотеза: у старшеклассников с игнорирующим типом реагирования в ситуациях опасности и низким уровнем сензитивности к угрозам проявляется потребность избегания проблем, связанных с деятельностью, но при этом они готовы к риску.

Данные по проверке гипотезы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Статистические различия проявления готовности к риску

у старшеклассников с разным типом отношения к опасности

 

Адекватный -сензитивный тип

Тревожный -

не сензитивный тип

Игнорирующий-

не сензитивный тип

Сумма рангов

651,5

138

1126

Нэмпир

8,35

Примечание: Различия представлены на уровне р≤0,05

При выявлении статистических различий в проявлении готовности к риску у старшеклассников с разным типом отношения к опасности были получены такие результаты. У старшеклассников с игнорирующим типом реагирования на опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам чаще всех проявляется готовность к риску (R=1126, при р≤0,05). Старшеклассники с адекватным типом реагирования в ситуациях опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам меньше проявляют готовность к риску (R=651,5, при р≤0,05). И старшеклассники с тревожным типом реагирования в ситуациях опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам не готовы к риску, они очень осторожны (R=138, при р≤0,05).

При выявлении взаимосвязи игнорирующего типа реагирования в ситуациях опасности и мотивации достижения мы получили следующие результаты. Существует связь между игнорирующим типом реагирования в ситуациях опасности и потребностью в переживании чувства опасности (r=0,27, при р≤0,05). При этом старшеклассникам с игнорирующим типом реагирования в ситуациях опасности не свойственны потребность в переживании чувства безопасности (r=-0,24, при р≤0,05) и в особенности потребность в обеспечении безопасности (r=-0,46, при р≤0,01). Также у испытуемых с игнорирующим типом реагирования в ситуациях опасности проявляется потребность в достижении цели (r=0,26, при р≤0,05), но при этом они настроены на неудачу (r=-0,29, при р≤0,01). Таким образом, наша третья частная гипотеза подтвердилась.

Анализируя полученные результаты, мы можем составить характеристику мотивации достижения у старшеклассников с различным типом отношения к опасности.

Старшеклассники с адекватным-сензитивным типом отношения к опасности ответственны за свою жизнь, за своё психологическое и социальное благополучие, и за благополучие тех людей, которые в силу обязанностей или сложившихся обстоятельств попадают в сферу её влияния, а также такие старшеклассники не останавливаются на достигнутом и стремятся достичь большего, рассчитывая на успех. У них чаще проявляется потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в деятельности, а также проявляется потребность в чувстве обеспечения безопасности

Старшеклассники с тревожным реагирования в ситуациях опасности и пониженным уровнем сензитивности к угрозам склонны преувеличивать состояние опасной ситуации, поэтому они нуждаются в дополнительной защите, а также предполагают, что с поставленной целью им самим не справиться. При этом, преувеличивая значения опасной ситуации, старшеклассники данного типа стремятся создать благополучные и безопасные условия не только для самих себя, но и для других людей. Таким образом, высокий уровень потребности в обеспечении безопасности у этой группы старшеклассников сочетается с низкий уровнем потребности в достижении цели.

Старшеклассники с игнорирующим типом отношения к опасности редко проявляют желание достичь высоких результатов в деятельности, рассчитывая не на успех, а на неудачу. При этом они всегда готовы рискнуть, благодаря своей потребности в чувстве переживания опасности. Они не нуждаются в безопасных условиях и не считают нужным обеспечить такими условиями других людей.

В ходе проведенного исследования цели и задачи были решены, выдвинутые гипотезы подтверждены. Анализ исследования позволил нам разработать методические рекомендации в виде тренинга для старшеклассников по повышению уровня мотивации и формированию адекватного типа отношения к опасности.

Просмотров работы: 750