ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Кремнева А.Ю. 1, Акимочкина Т.А. 1
1ФБГОУ ВПО "Алтайский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Идея человеческого капитала уходит своими корнями в 18 век, когда экономист У.Петти впервые попытался количественно оценить роль человека, его производственных способностей с точки зрения их роли в создании богатства. В своих трудах он утверждает, что ценность основной массы людей равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят. Далее свое развитие идея получила в трудах Смитта, Мак-Куллоха, Маршалла. Но в их трудах человеческому капиталу все же не уделялось достаточного внимания.

В современном своем виде теория человеческого капитала появилась в 50-60-х годах прошлого столетия, она была представлена американским ученым Т.Шульцем, который в этот период опубликовал ряд статей, посвященных этой теме. Практически одновременно с Щульцем работу над теорией ведет Г.Беккер, выпустивший сначала статью, а затем и книгу о человеческом капитале, в которой разработал базовую теоретическую модель данной теории.

Что же мы понимаем под словосочетанием «человеческий капитал»? В настоящее время существует множество трактовок данного понятия, нет единого взгляда на его определение. Мы же будем понимать человеческий капитал как сформированный путём инвестирования, накопленный, капитализированный запас персональных качеств, реализация которых приводит к получению как экономического, так и внеэкономического дохода в производственной и непроизводственной сферах жизнедеятельности человека [9]

Естественно, что с развитием теории человеческого капитала все острее становился вопрос об источниках его формирования. И одним из наиболее важных и используемых источников являются инвестиции.Под инвестициями в человеческий капитал понимаем целенаправленное вложение средств в отрасли и сферы, обеспечивающие улучшение качественных параметров человека, в первую очередь его рабочей силы (уровня образованности, развития интеллекта, творческого потенциала, физического и психического здоровья, системы мотивации, ценностных установок) [11].

Таким образом, актуальность инвестирования в человеческий капитал с годами только все более и более нарастает, причем не только для экономистов-теоретиков, но и для конкретных фирм и государств. Так в передовых зарубежных странах человеческий капитал стал неотъемлемой частью социально-экономического развития общества, становления новой формы экономики, где инновации, интеллектуальный труд, наука и новые технологии играют первостепенную роль, инновации и человеческие ресурсы стали основными факторами экономического успеха в бизнесе.

Бюджет на обучение и профессиональный рост сотрудников в крупных западных компаниях ежегодно составляет от 2 до 5% общего бюджета организации. [13] Что касается российского опыта, то в отношении процентов мы отстаем ненамного. В ходе исследования, выяснилось, что российские компании тратят на обучение персонала чуть более 2% от ФОТ. Так в Канаде на обучение одного работника организациями выделяется более 500 долл. в год. В США – 263 долл. Данные по российским компаниям сильно варьируют. НК "ЮКОС" на повышение квалификации и профессиональную переподготовку сотрудников затратил в течение 4-х лет (2001-2005 годах) около 4 млн. долл. При этом прошли подготовку 194 специалиста. Бюджет обучения для российского офиса "Сити-банка" в 2002 году составил около 600 тыс. долл., т.е. по 2400 долл. на каждого из 250 сотрудников. Для сравнения, издержки предприятий машиностроительного концерна (г. Санкт-Петербург) на обучение одного работника в 2002 году составили около 35 долл. [7]

При вложении своего капитала инвестор справедливо ожидает получить в ближайшем будущем долгосрочный прогнозируемый социально-экономический эффект. В полном объеме на такой эффект можно рассчитывать лишь в случае сведения к минимуму важнейшей проблемы инвестирования в человеческий капитал, а именно высокой степени риска.

На результативность подобного инвестирования весьма значительное влияние будет оказывать вероятность возникновения тех или иных составляющих риска:

1) частичная или полная потеря возможности получения в будущем прогнозируемой отдачи - ее наступление характерно, в первую очередь, для случая, когда невозможно через любые причины применить на практике знания и навыки, которые должны быть сформированы при профессиональном развитии работника;

2) частичная или полная потеря объема средств - возникновение такого ущерба может быть вызвано, в первую очередь, увольнением работника непосредственно во время прохождения им процесса профессионального развития или сразу по его окончании;

3) необходимость повторного инвестирования предприятием средств для обеспечения количественной и качественной кадровой укомплектованности штата, которое может сопровождаться даже большими по объему инвестиционными затратами - причинами, в первую очередь, могут быть сложности, возникшие в процессе закрытия вакансий.

Следующей не менее серьезной и важной проблемой является проблема сложности определения эффективности вложений, так на сегодняшний день существуют различные подходы к оценке эффективности вложений в человеческий капитал.

Фитц-енц Я., при проведении исследования использовал простейший подсчет окупаемости инвестиций в человеческий капитал, делил доход на число сотрудников. Это был первый показатель, появившийся в Докладе об эффективности человеческих ресурсов в 1985 г.

Еще одним показателем экономической эффективности человеческого капитала является уровень интеллектуальности производства (или квалификационной емкости производства). Он исчисляется как отношение фонда образования (интеллектуального капитала) к валовому национальному продукту и показывает, сколько денежных единиц, аккумулированных в образовательном фонде, приходится на каждую стоимостную единицу произведенной продукции:

Так же для определения эффективности человеческого капитала экономисты обращаются к технике анализа «издержки - выгоды». Этот анализ делится на три этапа:

  • идентификация выгод и их стоимостная оценка с учетом фактора времени;

  • идентификация затрат и их стоимостная оценка также с учетом фактора времени;

  • сравнение приведенных к одному моменту времени величин затрат и выгод.

Как известно, инвестирование в человеческий капитал может происходить не только со стороны фирм и организаций, но и со стороны государства. Роль подобных инвестиций не должна недооцениваться, так как именно они обеспечивают поддержку отдельным социальным группам, не имеющим возможности позаботиться о себе (пенсионерам, инвалидам, безработным и др.); именно они помогают регулировать на должном уровне инвестиции в человеческий капитал всех остальных групп населения. Об этом свидетельствует анализ социализации экономики в развитых странах, таких как Германия, Япония. Основные социальные индикаторы регулирует и устанавливает государство, как бы развита не была экономика. Ведь именно потому, что государство социально ориентирует экономику в этих странах и наблюдается высокий уровень её развития и обеспечивается стабильность экономического роста. Об этом свидетельствуют расчёт сопоставимых индексных показателей, характеризующих различные стороны экономической и социальной жизни стран мира за ряд лет, и определение интегрального «индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП)». Его значение варьируется от 0 до 1. Значение ИРЧП отражает степень развития человеческого потенциала и чем ближе оно к 1, тем выше развитие.

Рейтинг стран по уровню развития человеческого потенциала меняется по годам, однако, высокоразвитые страны закономерно находятся в первой «двадцатке». Лидирующее положение в этом рейтинге занимала в 2014 году Норвегия (0,944). Россия занимает 50 место в списке с ИРЧП=0,798 и находится в середине списка высокоразвитых, по оценке ПРООН, государств. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 69,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 11,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 14 461 в год. Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 г. Россия занимала 52 место, в 1995 г. – 114, , в 2005 г. – 62 с индексом 0,795, в 2006 г. – 65 с индексом 0,797, в 2007 г. – 71 место с индексом 0,817, в 2011 г. – 66 с индексом 0,755, в 2013 г.- 55 с индексом 0,788 [6].

Но отражает ли данный индекс истинное положение вещей? В России, например, валовый национальный доход формируется в основном за счет продажи сырья, а именно нефти и газа. В таком случае могут ли здесь быть применены понятия «человеческий потенциал» и «человеческое развитие»? Ведь формирование такого ВНД заслуга, в основном, не человека, это особенности территории, на которой проживает население страны, богатство ее природы. Тогда, возможно, для более точного определения индекса человеческого развития нужно все же обращать внимание на структуру валового национального дохода стран. И лидирующее положение отдавать государствам, ВНД которых большей частью составляет не продажа собственных ресурсов, где человек никак не может себя проявить и реализовать, а те отрасли и сферы экономики, в которых непосредственно может проявить себя человек.

В индексе развития человеческого потенциала так же отражен показатель продолжительности получения образования. Что касается его, то можно сказать, что все большую популярность набирает непрерывное образование. Непрерывное образование – это процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [12]. То есть в таком случае общие и профессиональные знания населения не потеряют своей актуальности, знания всегда будут отвечать современным требованиям. Это повысит показатель продолжительности получения образования и, возможно, позволит подняться нашей стране в рейтинге по индексу человеческого развития.

Таким образом, актуальность инвестирования в человеческий капитал только нарастает, следовательно, и проблемы, сопутствующие ей встают все более остро. Но общество находит пути и методы борьбы с ними, поэтому такое инвестирование остается популярным.

К тому же благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому необходима продуманная и последовательная политика в области развития человеческих ресурсов и сбалансированных инвестиций в человеческий капитал, как на уровне отдельной фирмы, так и в целом на уровне государства.

Список литературы:

  1. Акимочкина Т.А. Человеческий капитал организации: система диагностики: монография/ Т.А. Акимочкина.- Барнаул,2007. – 127с.

  2. Инвестирование в человеческий капитал: учебное пособие/ М.-2004

  3. Костицын И. «Организация издержек на корпоративное обучение» [Электронный ресурс], - www.top-personal.ru - статья в интернете

  4. Лысков А. «Проблема инвестирования в человеческий капитал» [Электронный ресурс], -www.dis.ru - статья в интернете

  5. Миронов Д., Цапенко И. «Человеческий капитал и инновационные факторы его развития» [Электронный ресурс], - www.pandia.ru - статья в интернете

  6. Информационно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий». «ООН опубликовала индекс человеческого развития в странах Мира 2013 года» [Электронный ресурс], - www.gtmarket.ru – статья в интернете

  7. Эффективность корпоративного обучения [Электронный ресурс], - www.hr.portal.ru - статья в интернете

  8. Лукашевич В. «Эффективность инвестиций в человеческий капитал» [Электронный ресурс], - www.masters.donntu.edu.ua - статья в интернете

  9. Эрфурт К. «Особенности инвестирования в человеческий капитал и их отражение в кадровой политике предприятия» [Электронный ресурс], - www.dis.ru - статья в интернете

  10. Кирьянов А. «Виды инвестиций в человеческий капитал и их эффективность» [Электронный ресурс],- www.dis.ru - статья в интернете

  11. Экономический словарь [Электронный ресурс],- www.abc.informbureau.com

  12. Педагогический словарь [Электронный ресурс],- www.pedagogical_dictionary.academic.ru

Просмотров работы: 2219