Первое, с чего следует начать, по мнению А. И. Солженицына — это «нравственное очищение». Содержанием новой национальной идеи должно стать «духовное и телесное спасение нашего народа»: «Духовная жизнь - пишет Солженицын - важнее обхвата территорий или даже хозяйственного богатства страны». Таким образом, писатель хочет подчеркнуть, что прежде всего переворот должен осуществиться в сердцах людей, и уже только после внутреннего «очищения», с чистым сердцем и совестью, можно приступить к государственному строительству.
Далее Солженицын переходит к государственным вопросам и рассуждает о необходимости возрождения национальной экономики, в частности такой фундаментальной её основы, как сельское хозяйство: «...рыдает всё в нашем сельском хозяйстве и надо искать ему путь, без этого жить нельзя!». Первое, что предлагает сделать писатель - отдавать землю в частную собственность, поскольку «только при ней мы можем рассчитывать, что наше сельское хозяйство не будет уступать западному». «Но введение ее должно идти с осторожностью, - предостерегает Солженицын -уже при Столыпине были строгие ограничения, чтобы земля попадала именно в руки крестьян земледельцев, а не крупных спекулянтов или на подставные имена, через «акционерные общества».Рассуждая о приоритетной для России государственной форме правления, Солженицын отмечает, что новый строй должен основываться на таком важном нравственном принципе, как уважение к личности, остальное же вторично: «государственное устройство - второстепеннее самого воздуха человеческих отношений». Восстановление же государства должно начаться с провинции, которая «должна получить полную свободу хозяйственного и культурного дыхания.» А крепкая и большая семья должна стать залогом сильного государства. Подводя итог, хотелось бы отметить, что и сегодня в поисках путей совершенствования государственной и экономической системы, поднятые Солженицыным вопросы остаются насущными и актуальными.