ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТЯМ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Лукьянова А.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение литературы показало, что психологическая безопасность личности проявляется в её способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе, и с психотравмирующими воздействиями, а то, как личность взаимодействует с опасной средой, зависит от ее типа отношения к опасности.

В нашей работе будем придерживаться определения отношения к опасности, предложенного коллективом ученых под руководством В.Г.Маралова: отношение к опасности — способность индивида своевременно обнаруживать сигналы опасности (сензитивность к опасностям) и осуществлять выбор адекватных или неадекватных способов реагирования на угрозу (поведенческий компонент).

В большинстве современных работ, посвященных проблеме отношения к опасности, рассматриваются различные личностные характеристики, связанные с безопасностью человека в той или иной ситуации. При этом достаточно сложно выделить конкретный набор свойств и качеств личности, безусловно обеспечивающих защищенность человека в социуме.

Теоретический анализ проблемы особенностей отношения к опасностям старшеклассников позволил предположить, что возможно наличие взаимосвязи отношения к опасностям у старшеклассников с разными уровнями мотивации достижения и субъективного контроля. С этой целью мы предприняли попытку эмпирически констатировать у старшеклассников с разными уровнями мотивации достижения и субъективного контроля выраженность тех или иных особенностей отношения к опасностям.

Эмпирическое исследование проводилось в 2014-2015 г. на базе МБОУ «СОШ №21 с углубленным изучением предметов» г. Череповца. В качестве испытуемых выступили ученики 10-11 классов в количестве 72 человек.

В качестве гипотезы данного исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь интернального локуса контроля с адекватным типом отношения к опасности при наличии высокого уровня сензитивности к угрозам.

Первым этапом нашего эмпирического исследования стало выявление типов реагирования на опасности у старшеклассников. Для этого мы провели тест – опросник на выявление типа реагирования в ситуациях опасности, разработанный коллективом ученых под руководством В.Г. Маралова, среди старшеклассников. Полученные данные представлены в таблице 1, в которой указано количество старшеклассников с разными типами реагирования на опасности (в процентах).

Таблица 1

Количество старшеклассников

с разными типами реагирования на опасность (в процентах)

Тип реагирования на опасность

Количество старшеклассников

Адекватный

35

Тревожный

21

Игнорирующий

29

Неопределенный

15

Всего

100

По результатам диагностики для дальнейшего анализа было отобрано три группы старшеклассников: с адекватным типом реагирования на опасность (25 испытуемых), с тревожным типом реагирования на опасность (15 испытуемых) и с игнорирующим типом реагирования на опасность (21 испытуемый). Отметим, что испытуемые, показавшие неопределенный тип реагирования на опасность (11 испытуемых), исключались из общей выборки на начальном этапе.

Вторым этапом нашего эмпирического исследования была диагностика уровня сензитивности к опасностям старшеклассников. Для этого мы провели тест – опросник сензитивности к угрозам, разработанный коллективом ученых под руководством Маралова В.Г. Полученные данные представлены в таблице 2, в которой указано количество старшеклассников с разными типами реагирования на опасность с учетом уровня сензитивности к угрозам (в процентах).

По результатам диагностики, мы видим, что наиболее представленными оказались три группы испытуемых: адекватный с высокой сензитивностью тип отношения к опасности (11 испытуемых), тревожный со средней сензитивностью тип отношения к опасности (8 испытуемых) и игнорирующий с пониженной сензитивностью тип отношения к опасности (11 испытуемых).

Таблица 2

Количество старшеклассников с разными типами реагирования на опасность

с учетом уровня сензитивности к угрозам (в процентах)

Тип реагирования на опасность

Уровень сензитивности к опасности

Всего

Высокий

Средний

Низкий

Адекватный

44

40

16

100

Тревожный

33

53

13

100

Игнорирующий

33

14

52

100

Отметим, что во многих работах, посвященных выявлению различных типов отношения к опасности также как и в нашем исследовании наиболее представленными оказываются три типа отношения к опасности: адекватный – сензитивный тип, тревожный со средней сензитивностью тип и игнорирующий – с пониженной сензитивностью тип. В нашем исследовании данная закономерность подтверждается.

На следующем этапе эмпирического исследования нами был проведен корреляционный анализ (с помощью коэффициента корреляции Пирсона) данных, полученных при проведении методики диагностики личности на уровень субъективного контроля «УСК» (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.Б.), методики на выявление типа реагирования на опасность (Маралов В.Г.) и методики на выявление уровня сензитивности к опасностям (Маралов В.Г.). Полученные значимые корреляционные связи представлены на рисунках 1и 2.

Рис. 1. Взаимосвязь адекватного и игнорирующего типов реагирования на опасность с сензитивностью к угрозам

Рис. 2. Взаимосвязь тревожного типа реагирования на опасность с локусом контроля

По рисунку 1 мы видим, что старшеклассники с адекватным типом реагирования на опасность имеют высокий уровень сензитивности к угрозам, значит, они способны своевременно обнаружить опасность и принять адекватные меры по ее предотвращению. А у старшеклассников с игнорирующим типом реагирования на опасность выявился низкий уровень сензитивности к угрозам, значит, они такой способностью не обладают и не могут своевременно распознать угрозу и устранить ее.

Исходя из того, что высокий уровень сензитивности к угрозам взаимосвязан с высоким уровнем интернальности в различных сферах, мы можем говорить о наличии косвенной взаимосвязи адекватного типа реагирования на опасность у страшеклассников с высоким уровнем интернальности в таких областях как достижения, неудачи, семейные отношения и производственные отношения, что свидетельствует и о высоких показателях по шкале общей интернальности. Значит, для таких старшеклассников чаще свойственно принимать на себя ответственность за большинство своих поступков. А низкий уровень сензитивности старшеклассников с игнорирующим типом реагирования на опасность позволяет говорить, что они обладают и низким уровнем интернальности, следовательно, они не склонны брать на себя ответственность в большинстве жизненных ситуаций.

По рисунку 2 мы видим, что высокие отрицательные показатели по шкале интернальности в области неудач выявились у старшеклассников с тревожным типом реагирования на опасность, что свидетельствует о нежелании таких старшеклассников принимать на себя ответственность и за неудачи, которые у них случаются. Это также связано с низкими показателями по шкалам интернальности в семейных и производственных отношениях.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о наличии взаимосвязи интернального локуса контроля с адекватным типом отношения к опасности при наличии высокого уровня сензитивности к угрозам доказана.

Просмотров работы: 679