УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В МОЛОДЕЖНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА КВН) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УЧАСТИЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В МОЛОДЕЖНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА КВН)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы, связанные с личностным развитием студентов, постоянно находятся в центре внимания. В настоящее время эти вопросы особо актуальны в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества. В связи с этим проблема личностного самоопределения - осознание человеком своего места в обществе и в жизни в целом - обретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. В настоящее время остро актуальным становится именно вопрос самоопределения современного молодого человека самостоятельного выбора им ценностных ориентиров, построения модели своей собственной жизни, обретения им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе. Решение многочисленных практических проблем, связанных с личностным самоопределением студента, затрудняется недостаточной теоретической и экспериментальной базой по данному направлению исследования.

Объект исследования – личностное самоопределение студентов технического университета.

Предмет исследования – процесс формирования личностного самоопределения студентов университета на примере специфики их вовлеченности в молодежные студенческие объединения.

Цель исследования – определить, теоретически обосновать и проверить на практике организационно-педагогические условия формирования личностного самоопределения студентов университета на примере изучения (студенческий клуб КВН).

Гипотеза исследования – процесс формирования личностного самоопределения студентов технического университета будет эффективным с учетом:

1. создания культурно-воспитательного пространства университета, способствующего личностному самоопределению студента;

2. разработки и реализации модели развития личностного самоопределения студента университета;

3. процесса личностного самоопределения студента университета будет проходить наиболее эффективно при реализации комплекса мероприятий, направленных на увеличение количества молодежи, вовлеченной в студенческие объединения (на примере Чемпионата МГТУ по КВН, представляющего собой серию игр)

Задачи исследования:

  1. определить возможности университета для формирования личностного самоопределения студентов;

  2. определить сущность и содержание деятельности современных студенческих объединений в университете;

  3. разработать и проверить на практике теоретическую модель формирования личностного самоопределения студентов университета;

  4. выявить критерии и уровни сформированности личностного самоопределения студентов университета;

  5. выявить состояние разработанности проблемы личностного самоопределения студентов университета в процессе деятельности студенческих объединений в психолого-педагогической литературе.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретической модели формирования личностного самоопределения студентов в социокультурной среде университета, а также организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования личностного самоопределения.

Практическая значимость исследованиязаключается в разработке организационно-педагогичских и культурно-массовых мероприятий, направленных на увеличение количества молодежи, вовлеченной в культурно-воспитательное пространство университета (на примере студенческого клуба КВН).

Методологической основой исследования явились философские, психологические и педагогические концепции и теории развития личности:

- психологическая теория развития личности в деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров и др.);

- концепция развития социального образования и воспитания в новых социально-экономических условиях в России и за рубежом (В.Г.Бочарова, Р.А.Валеева, Р.Х.Гильмеева, Л.И.Гурье, В.И. Жуков, Н.Д.Никандров, М.В.Кларин, Л.Ю. Сироткин, Ю.Г.Татур, Т.М. Трегубова, В.А.Фокин);

- культурологический подход (Л.А. Волович, М.К.Мамардашвили, В.Ш. Масленникова, Г.Г.Коломиец, Ю.Ю. Рыбасова, П.П. Терехов, В.В. Туев, H.H. Ярошенко и др.).

В решении данного исследования нами были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: анализ социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, методы статистической обработки результатов исследования.

Эмпирические: наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, ранжирование, педагогический эксперимент, моделирование.

Таким образом, рассмотрев основу теоретико-методологической базы исследования, представленной во водной части, перейдем к анализу сущности, структуры, функций и прикладной части данного исследования. Одним из центральных понятий нашего исследования является понятие самоопределения, под которым А.Н. Леонтьев понимает глубокое индивидуальное преломление норм и ценностей окружающей действительности, основное следствие которого – избирательное отношение к миру, выбор тех деятельностей, которые личность делает своими [7].

В.Ф. Сафин рассматривал самоопределение как усвоение, принятие определенного мировоззрения, нахождение баланса между осознанием своих субъективных качеств и общественных требований. В своих работах он характеризует процесс становления и развития процесса личностного самоопределения, выделяет выбор в качестве механизма данного процесса [15].

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность [

Виды самоопределения (классификация по А.К. Марковой):

- жизненное самоопределение;

- профессиональное самоопределение;

- социальное самоопределение;

- личностное самоопределение [11].

Остановимся подробнее на рассмотрении феномена личностного самоопределения студентов университета. Мы понимаем личностное самоопределение как такое ключевое интегративное качество личности, включающее в себя нормативный, когнитивный, прогностический, рефлексивно-оценочный, мотивационный, деятельностный компоненты и предполагающее осознание студентом технического университета индивидуальной позиции и выработку у него таких поведенческих стратегий, которые позволяют ему формировать духовную самоценность, расширять границы собственных возможностей, а так же устанавливать ограничения на собственную деятельность.

Анализ научных работ по теме данного исследования показал, что личностное самоопределение студентов представляет собой систему определенных действий.

Рассмотрим подробнее эти действия, являющиеся структурными элементами самоопределения студентов университета в процессе деятельности студенческих объединений.

Алгоритм формирования личностного самоопределения студентов университета включает в себя следующие этапы:

Первый этап самоопределения в процессе участия студентов в студенческих объединениях заключается в потреблении, когда студент университета выступает в качестве зрителя.

Данному этапу должна предшествовать предварительная подготовка. На этапе подготовки студент должен овладеть информацией о видах деятельности студенческих объединений, используемых в данном университете.

И здесь очень важно, чтобы студент имел возможность получить все сведения о методах, способах организации, планировании деятельности студенческих объединений в университете. Этому способствует активная пропаганда этих сведений, которая заключается в рекламе кружковой, клубной и т.д. деятельности, а также отдельных культурно-досуговых мероприятиях. Такая информатизация позволяет студенту университета очертить ту область деятельности, в которой он испытывает недостаток и в изучении которой он наиболее заинтересован. Конечно, студент может отвергнуть тот или иной вид деятельности как не соответствующий его интересам, особенно если в числе его досуговых интересов преобладает асоциальная деятельность.

Кроме того, в связи с недостаточной проработанностью организационных и содержательных аспектов деятельности студенческих объединений молодой человек при потреблении может получить негативную установку как к данному виду, так и ко всей деятельности объединения.

Только при соответствующей запросам студентов организации деятельности студенческих объединений у них может возникнуть сильная мотивация к этой деятельности и ее отдельным видам. Деятельность современных студенческих объединений обладает широчайшим спектром видов занятий.

Это позволяет объективно осуществить выбор одного из них в соответствии с запросами личности. В этом и заключается личностное самоопределение, т.е. выбор студентом университета вида деятельности соответственно своим личным потребностям.

Личностному самоопределению студентов и выбору ими соответствующего их потребностям вида деятельности может послужить «Отдел по воспитательной работе», созданный на базе студенческих объединений, главной целью работы которого является создание условий для самоопределения студентов университета в процессе деятельности современных студенческих объединений.

Задача самоопределения студентов в деятельности современных студенческих объединений решается также путем использования наглядных средств. Наглядными могут являться стэнд, фото- и видеоматериалы с мероприятий, стенгазета, в которой рассказывается о проведенных в университете мероприятиях и планах отдела по воспитательной работе.

Вышеперечисленные аспекты способствуют формированию у каждого студента университета личного отношения к тому или иному студенческому объединению.

Второй этап личностного самоопределения студентов университета заключается в выборе вида деятельности и выборе студентом объединения, соответствующего актуализации его интересов.

Этап самоопределения продолжается до тех пор, пока не будет осуществлен выбор. Затем культурно-досуговая деятельность студентов постепенно переходит на уровень — самовыражения. Самовыражению студентов в культурно-досуговой деятельности служат действия, направленные на выполнение того или иного вида этой деятельности, например, в форме участия в культурно-досуговом мероприятии Самовыражение отличается от самоопределения тем, что самоопределение способствует росту и развитию личности, в то время как самовыражение представляет собой процесс демонстрации сформировавшегося сознания. Самовыражение - способность раскрывать свою душу во внешнем мире.

Суть творчества состоит в выдвижении новых идей, в выполнении работы выстроенной по-другому, в обдумывании альтернативных подходов. Творчество дает толчок любому начинанию, это основа любого социального прогресса. Как известно, творчество студентов университета скорее процесс, чем результат, поэтому работа отдела по воспитательной работе должна реализовываться при тех условиях, которые повышают эффективность данного процесса.

Для эффективности процесса формирования личностного самоопределения необходимо рассмотреть модель формирования личностного самоопределения студентов университета, остановимся на ней более подробно.

Модель формирования личностного самоопределения студентов университета:

 

Социальная значимость

Процесс демократизации общества

 

 

Культурно-воспитательное пространство университета

 

 

Личностное самоопределение студента технического университета

 

 

Деятельностный

Мотивационный

Рефлексивно-оценочный

Прогностический

Нормативный

Когнитивный

 

знание норм и законодательных основ в сфере молодежной политики:

-ФЗ 273 «Об образовании»;

-Указ Президента МС КВН «О защите авторских прав»;

- Гражданский Кодекс Российской Федерации;

- Положение о Совете Обучающихся МГТУ;

-Положение о проведении игр КВН;

-Кодекс КВН МГТУ.-

-увеличение объема своих знаний;

-закономерность процесса мышления, проявляющееся в мыслительных действиях объекта через анализ, синтез обобщение, понимание, усвоение, запоминание и т.д.;

-направленность внимания и восприятия аудитории, стремление ее к самостоятельной работе, развитие потребностей в систематическом обращении к источникам информации.

- способность и стремление осуществлять самопроецирование в будущее;

- построение на основе знаний и навыков своей деятельности;

- корректирование собственной деятельности.

-формирование интеллектуальных, волевых и коммуникативных навыков и привычек;

-повышение самооценки, уверенности в себе;

-способность контролировать выход эмоций;

-формирование у личности студентов рефлексивной позиции, проявляющейся в социально и личностно-значимых качествах: рефлексии, саморефлексии, эмпатии, поддержки и т.д.-формирование интеллектуальных, волевых и коммуникативных навыков и привычек;

-повышение самооценки, уверенности в себе;

-способность контролировать выход эмоций;

-формирование у личности студентов рефлексивной позиции, проявляющейся в социально и личностно-значимых качествах: рефлексии, саморефлексии, эмпатии, поддержки и т.д.

желание добиться успеха в выбранной деятельности;

-умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения;

-расширение жизненного опыта, осмысление собственных и чужих социально-культурных и личностных характеристик;

-развитие творческих способностей студентов;

-реализация потребности в коммуникациях с обучающей целью;

-способность самореализации на индивидуальном и командном уровнях;

-формирование и реализация коммуникации в глобальном коммуникационном пространстве.

-формирование у студентов соответствующих поведенческих тактик, направленных на повышение уровня личностного самоопределения студентов;

- на развитие гибкости межличностного общения и усиления коммуникабельности;

-включает студентов в информационно-коммуникационное пространство КВН-движения; ние у студентов гибкости, раскованности, снимает эмоциональное напряжение и устраняет

-формирова барьеры общения.

 

Функции личностного самоопределения студентов

 

 

Психологическая

Социальная

 

 

Социокультурная

Рекреативная

 

 

Коммуникативная

 

Рассмотрев феноменологические принципы процесса личностного самоопределения студентов университета, обратимся к экспериментальным данным исследования.

В результате методов простой группировки и классификации были получены следующие данные нашего исследования:

В первом анкетировании участвовало 96 человек: 46 участников КВН-движения из разных городов (контрольная группа) и 50 человек студентов младших курсов, задействованных в выездном мероприятии (экспериментальная группа). Целью данного анкетирования было выявление уровня мотивационной активности студентов ВУЗа к участию в студенческих проектах (на примере Лиг КВН регионального и межрегионального значения).

В анкетировании приняло участие 50 человек (студентов экспериментальной группы) и (46 человек студентов контрольной группы), среди них: 76 – юношей и 20 девушек в возрасте от 18 до 28 лет.

Приведем результаты анкетирования студентов экспериментальной группы.

Из них: студенты ВПО и СПО – 26 человек;

выпускники ВУЗов – 11 человек;

магистранты и аспиранты – 12 человек;

другие - 1 (рабочий).

На вопрос анкеты №3 «Как давно вы играете в КВН?» вариант «а» (около года) выбрали 15 человек, вариант «б» (больше 2х лет) выбрали 23 человека и 11 человек выбрали вариант «в» (больше 5 лет).

На вопрос анкеты №4 о том, членом какой команды вы являетесь, ответы распределились следующим образом:

  1. «На личном отлично»-4;

  2. «Наполеон динамит»-5;

  3. «Лучшие друзья»-4;

  4. «Лак»-5;

Также в состав участников КВН-лиг вошли «Сборная таджикистана» (2 человека), «Творог» (3человека), «Танго и кэш»(2 человека), «комната №8»(1 человек), «Жим Керри» (2 человека) и т.д.

На вопрос анкеты №5 «Что послужило основополагающим фактором для Вашего занятия КВН-движением?» вариант «а» выбрали 11 человек, вариант «б»- 25 человек, вариант «в» выбрали 13 человек, вариант «г» – 8 человек, вариант «д» – 6 человек, вариант «е» – 5 человек.

На вопрос анкеты №6 о том, удовлетворены ли Вы на сегодняшний день своим статусом участника КВН-движения, 27 человек ответили, что полностью удовлетворены, 14 - удовлетворены, но им хотелось бы большего, частично удовлетворены 8 человек и 1 человек абсолютно неудовлетворен.

На вопрос анкеты №7 вопрос « Как вы оцениваете состояние КВН-творчества в России на сегодняшний день (по пятибалльной шкале)» 37 человек ответили, что оценивают на 5 баллов, 11 человек - на 4 балла и 2 - человека на 3 балла.

На вопрос анкеты №8 о том, чего, на Ваш взгляд, не хватает современному студенческому КВН-движению, 24 человека ответили, что финансирования, 12 человек считают, что % охвата студенческой молодежи, 13 человек - поддержки социальных институтов и 7 человек думают, что не хватает личной мотивации студентов и руководителей КВН-клубов.

На последний вопрос анкеты «Использованием каких мер, на Ваш взгляд, возможно, увеличить количество студентов, вовлекаемых в российское КВН-движение» вариант «а» (денежным стимулированием) выбрали 23 человека, вариант «б» (пропагандой КВН-движения через PR и рекламу) выбрали 24 человека и вариант «в» (разработкой и реализацией программ студенческих грантов, посвященных КВН-движению в России) выбрали 7 человек.

Таблица 1 - Анализ анкетирования студентов, вовлеченных в КВН-движение, по результатам 1 этапа исследования.

 

А

б

в

г

д

е

1 вопрос

           

2 вопрос

           

3 вопрос

15

23

11

     

4 вопрос

           

5 вопрос

11

25

13

8

6

5

6 вопрос

27

14

8

1

   

7 вопрос

           

8 вопрос

24

12

13

7

   

9 вопрос

23

24

7

     

Данные экспериметального исследования свидетельствуют о том, что уровень личностного самоопределения студентов университета в процессе их вовлеченности в студенческое КВН-движение средний с тенденцией к низкому, что определяет необходимость внедрения в культурно-воспитательное пространство университета методики (Чемпионат МГТУ по КВН), способствующей повышению уровня личностного самоопределения студентов университета.

Целью данной методики является повышение уровня эстетического и культурного воспитания студентов, а также выявление талантливых студентов и приглашение их в сборную команду КВН МГТУ.

Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:

  • создание условий для раскрытия творческих способностей студентов;

  • организация продуктивного досуга студентов;

  • развитие у студентов личностных качеств, необходимых в будущем (смелость, коммуникабельность, ответственность, артистизм и пр.);

  • вовлечение студентов в общественную и культурную жизнь МГТУ.

Чемпионат МГТУ по КВН представляет собой серию игр КВН на протяжении учебного года. Команды в четвертьфинале делятся на два дивизиона, в полуфинал выходит по 6 команд из каждого дивизиона. В финал выходят 6 команд.

Стадии Чемпионата МГТУ по КВН:

- 1/4 финала Чемпионата МГТУ по КВН;

- 1/2 финала Чемпионата МГТУ по КВН;

- Финал Чемпионата МГТУ по КВН.

На каждом этапе Чемпионата МГТУ с командами работает редакторский состав, который занимается подготовкой и корректировкой выступлений команд.

Все команды перед выступлением проходят обязательный редакторский просмотр, который включает в себя четыре этапа:

  1. Работу со сценарием выступления команды проводит редакторская группа не позднее чем за 10 дней до мероприятия;

  2. Отсмотр выступления на сцене с музыкальным сопровождением проводит редактор не позднее трех дней до мероприятия. Назначается очередность выступления команд на игре;

  3. Отсмотр выступления на сцене, с музыкальным сопровождением, со всем используемым реквизитом и в костюмах проводит и редактор за один день до игры;

  4. В день выступления, на сцене БАЗа МГТУ, проходит генеральный прогон игры. На генеральном прогоне команды обязаны выступать в сценических костюмах и с реквизитом, который планируется использовать на игре.

На каждом этапе осуществляется контроль за качеством выступлений команд путем: проведения отсмотров, семинаров, мастер классов. С каждой командой и участниками отдельно проводятся беседы и консультации, в ходе которых участники получают рекомендации по сценической культуре, ораторскому искусству, актерскому мастерству и др.

Таким образом, данный аспект изучения формирования личностного самоопределения студентов технического университета позволил нам решить поставленные задачи: определить возможности университета для формирования личностного самоопределения студентов, определить сущность и содержание деятельности современных студенческих объединений в университете, выявить состояние разработанности проблемы личностного самоопределения студентов университета в процессе деятельности студенческих объединений в психологической и педагогической литературе, разработать и реализовать теоретическую модель формирования личностного самоопределения студентов университета, а также провести экспериментальный анализ данных мониторинг студенческой молодежи, который представляет собой несомненную ценность прикладного характера, по нуждающемуся в дальнейшей корректировке и апробации.

Список использованных источников

1.Абульханова-Славская, А.К. Стратегия жизни [Текст]/ А.К. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 230с.

2.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст]/ Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.

3.Божович, Л.И. Динамика развития личности в онтогенезе [Текст]/ Л.И. Божович. Хрестоматия по возр. Психолгии. – М.: Ин-т практ. психол., 1996. – 213с.

4.Брушлинский, А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики [Текст]// Психол. журн. 2000. № 6. С. 6-11.

5.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/ Е.А. Климов. – Р-нД.: Финист, 1996. -205с.

6.Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]/ И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 254с.

7.Леонтьев, Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст]// Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-65.

8.Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]/ А.К. Маркова. – М.: «Знание», 1996. – 308с.

9.Маслоу, А. Новые измерения человеческой природы [Текст]/ А. Маслоу. – СПб.: Речь, 2001. – 417с.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2000.

12. П. Г. Щедровицкий, Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1990.

13.Митина, Л.М. Личностно и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст]// Вопросы психологии. 1997. №4. С. 28-38.

14.Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст]/ Н.С. Пряжников. – М.:Инс-т практ.психол., 1997. – 304с.

15. В. Ф. СафинСмирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. - М, 2002.

Просмотров работы: 976