Путешествуя, человек познает мир, и этот индивидуальный опыт с помощью языка становится социальным, тем самым позволяя осуществлять коммуникацию. Именно язык является средством упорядочения индивидуального и социального опыта, с помощью средств языка фиксируется картина мира, формируется языковое сознание носителей языка. Таким образом, язык представляет собой инструмент обобщения индивидуального опыта и формирования общих понятий и в то же время непосредственно влияет на структуру системы понятий в конкретном обществе.
Система понятий и словарный состав языка очень тесно связаны, связь эта сложна, она осуществляется, прежде всего, через лексическое значение. Основой лексического значения слова является понятие, однако между ними нет абсолютного тождества. Связь лексического значения с понятием позволяет выделять тематические группы слов. Такое объединение слов возможно на основе общего в их лексических значениях и единого понятия, выражаемого этими словами. Слова тематической группы, принадлежащие одной части речи, называются лексико-семантической группой. Несколько тематических групп образуют семантическое поле.
Семантическим полем является обширное объединение слов, связанных по смыслу; оно отражает связи и зависимости между элементами действительности – объектами, процессами, свойствами, поэтому включает в себя слова знаменательных частей речи – имена существительные, прилагательные, глаголы. Каждое семантическое поле может быть представлено как относительно замкнутая и единая система, единство которой создается и поддерживается системными отношениями, свойственными лексической системе. Это могут быть синтагматические, парадигматические и ассоциативно-деривационные отношения.
Семантические поля могут иметь разную организацию и специфику, но это не противоречит принципиальной структуре каждого из них: любое семантическое поле имеет ядро, центр и периферию.
Предметом нашего анализа стала структура семантического поля «Путешествие», поскольку путешествие – это не просто пересечение пространства, перемещение людей в пространстве и времени, это еще и желание перемен, действия, движения, испытания новых ощущений, познания непознанного. Астраханцы любят путешествовать, о чем свидетельствует та активность, с которой они приняли участие в нашем эксперименте, призванном уточнить объем и содержание семантического поля «Путешествие» в языковом сознании жителей Астраханского региона.
Структура семантического поля включает в себя много компонентов, самым важным из которых является состав тематических групп. Именно этому аспекту было уделено особое внимание в ходе исследования.
Во время эксперимента были опрошены шестьдесят пять человек четырех возрастных групп: дети 10–14 лет, девушки и юноши 18–25 лет, женщины и мужчины 40 и 60 лет. Информантов просили написать как можно больше слов, которые, с их точки зрения, так или иначе относятся к понятию «Путешествие».
В результате анализа полученных данных была выявлена структура семантического поля «Путешествие». При ее построении использовалась только полученная от информантов лексика, существующие представления о том, какие лексические единицы должны войти в структуру данного семантического поля, не учитывались, поскольку особый интерес для нас представляли носители русского языка Астраханского региона. Таким образом, данное исследование не является исчерпывающим, оно, безусловно, рассчитано на перспективу, так как требует дополнения, анализа новых фактов и выводов.
Итак, ядром семантического поля является слово путешествие. В центре выделяются следующие тематические группы.
1 группа – «Природные объекты»: море, горы, пляж, (горячий) источник, лес, тропики, тайга, солнце, океан, песок, озера, водопады, природа (13 лексем).
2 группа – «Погода»: солнце, жара, ветер, снег, зима, климат, (чистый) воздух (7 лексем).
3 группа – «Место». Здесь выделяются четыре подгруппы:
А) страны, города, новые места, дорога, заграница, святые места, палатка, остановка, континенты, серпантин;
Б) кафе, вокзал, гостиница, отель, обменник, ресторан, магазин, таможня, консульство, аэропорт, станция, хостел;
В) Сочи, Южная Корея, Япония, Питер, Адлер, Казахстан, Челябинск, Чехия, Ливерпуль, Бавария, Англия, Нижний Новгород, Синай, Париж, Рим, Прага, Байкал, Сахалин, Альпы, Карачаево-Черкесия;
Г) концерт, музей, зоопарк, бассейн, аквапарк, храм, достопримечательности (51 лексема).
4 группа – «Время»: неделя, отпуск, лето, зима, каникулы, годы, ночь, закат, рассвет (9 лексем).
5 группа – «Виды транспорта»: поезд, плацкарта, самолёт, автобус, автомобиль, корабль, сигвей, рикша, параплан, лодка, лыжи, транспорт, машина (13 лексем).
6 группа – «Люди»: друзья, семья, родные, коллектив, чужеземцы, незнакомцы, иностранцы, люди, любимый/ая, гурман, гид, туристы, переводчик, «калики перехожие», паломник, попутчик, компания, путешественник, эмигрант (19 лексем).
7 группа – «Материальные объекты». В данной тематической группе выделяются следующие подгруппы:
А) зарплата, деньги, сувениры, статуи,
Б) еда, шашлык, кока-кола, выпивка, пиво, кальвадос, морепродукты, сухой паек,
В) чемодан, рюкзак, «сума заплечная», посох,
Г) книги, путеводитель, карта, фотографии, словарь, указатель, список, глобус,
Д) виза, загранпаспорт, билет, полис, страховка,
Е) фотоаппарат, камера, наушники, компас, навигатор,
Ж) удочки, ружьё, костёр, фейерверк,
З) одеяло, плед,
И) шуба, купальник,
К) кроссовки, сланцы,
Л) крем от загара, мозоли, афрокосы, шезлонг, солнечные очки (51 лексема).
8 группа – «Виды деятельности». Подгруппы:
А) отдых, рыбалка, охота, экскурсии, концерт, сон, общение,
Б) поездка, странствия, досмотр, морская прогулка, автостоп, вояж, проводы, командировка, прогулка,
В) экстрим, приключения, секс, песни у костра, развлечения, знакомства, песни, танцы, движение, подъем на канатной дороге,
Г) получение новой информации, обучение, паломничество, шопинг, научно-исследовательская экспедиция,
Д) сравнивать, анализировать, видеть, слышать, фотографировать (39 лексем).
9 группа – «Эмоции»: положительные эмоции, счастье, радость, легкая грусть, удовольствие, хорошее настроение, веселье, восхищение, удивление, воодушевление, оптимизм, вдохновение, восторг, чувство полета (17 лексем).
10 группа – «Абстрактные понятия»: неизвестность, впечатления, мечты, открытия, кругозор, знания, новое, путь, безумства, роскошь, жизнь, свобода, дружба, религии, обычаи, быт, музыка, загар, свадьба, традиции, болезни, новинки, затраты, граница, чужие земли, красивые пейзажи, пенсия, «все включено», чужбина, валюта, курс, разлука, роуминг, вай-фай, возвращение, мир, часовой пояс, маршрут, география, страноведение, связи, кредит, долги, чужие нравы, экзотика, свобода, лишний вес, новизна, эмоции, усталость, смех, веселье, ностальгия, страх, любовь (60 лексем).
11 группа – «Вид путешествия»: кругосветное, свадебное, пешее, конное, космическое, автобусное, ежегодное, коммерческое (8 лексем).
12 группа – «Животные»: дельфин, кабан, косуля, хищники, комары, вирусы (6 лексем).
13 группа – «Телепередачи»: «Орел и решка», «Вокруг света», «Поедем поедим».
Представленный материал дает основание сделать вывод о том, что наиболее значимыми составляющими структуры семантического поля «Путешествие» в языковом сознании жителей Астраханского региона являются группы «Место», «Материальные объекты» и «Абстрактные понятия» (55 % СП). Вероятно, это связано с тем, что именно люди считают очень важным в путешествии.
Особого внимания заслуживают, на наш взгляд, различия в ответах информантов, связанные с особенностями восприятия людей разного возраста. Так, опрошенные разных возрастных категорий, все без исключения, написали, что с путешествием у них ассоциируются море и горы. Астраханская область расположена на равнине, в области со степной природной зоной, здесь все привычно и знакомо, поэтому более привлекательным выглядит отдых там, где рельеф земной поверхности совсем другой, то есть на море и в горы.
Интересные различия в восприятии понятия «Путешествие» у людей разного возраста можно наблюдать в группе «Погода»: у детей погода имеет позитивную составляющую (солнце, жара), у молодежи – негативную (ветер, снег, зима), у взрослых – нейтральную (климат, чистый воздух). Возможно, подобные метаморфозы связаны с психологическими особенностями людей разных возрастов. Детям запоминается, в основном, только хорошее. Молодежь более эмоциональна, молодые люди опасаются плохой погоды и часто сверяются с прогнозами прежде, чем куда-то ехать. Взрослые люди привыкли мириться с неожиданностями в погодных условиях, поэтому их планы особо не зависят от капризов природы.
Места проведения отдыха названы тоже разные. Дети акцентируют внимание на местах общеизвестных и знакомых всем. Молодые люди перечисляют разные страны и города. Взрослые больше внимания уделяют не географическим названиям, а именно местам проведения отдыха – аквапаркам, зоопаркам, кафе и т.п. Кроме того, в их ответах появляются официальные составляющие любой поездки, то есть такие места, как консульство и таможня.
Слова в группе «Люди» у разных возрастных групп отличаются. Так дети называли семью, родных, друзей и незнакомцев, иностранцев. Это связано с восприятием детьми мира, в их возрасте свойственно делить мир на «своих» и «чужих», поэтому семье и друзьям дети противопоставляют иностранцев. У молодежи такого деления нет, поэтому среди людей они выделяют только близких, то, что для них наиболее важно. Взрослые (40 лет) же акцентируют внимание на людях, связанных с путешествием посредством участия в той или иной деятельности, то есть они называют туристов, эмигрантов, переводчиков и др. Пожилые люди в отличие от других возрастных групп не выделяют семью, возможно, потому что для них это что-то само собою разумеющееся, то есть они не отделяют себя от семьи и не мыслят путешествие без нее.
В группе «Материальные объекты» тоже есть расхождения: ассоциации молодежи наполнены экспрессией (пиво, машина, фейерверк, шашлык), у людей постарше (40 лет) набор материальных объектов напоминает список того, что нужно взять с собой в путешествие (сухой паек, крем от загара, навигатор), формальности также присутствуют (полис, страховка, билет). Взрослые люди 60-ти лет называли больше предметов, которые используются на охоте и рыбалке, это также связано с их родом деятельности.
В разделе «Эмоции» все опрошенные писали только о хороших впечатлениях, только у взрослых 40 лет появляются такие слова, как неизвестность, страх и усталость, а также мозоли и лишний вес, так как в этом возрасте люди уже задумываются о последствиях путешествия, его результатах.
Следует заметить, что среди ассоциаций многие выделяли телепередачи, связанные с путешествием: «Орел и решка», «Поедем поедим» и «Вокруг света».
В отличие от других возрастных групп у детей нет вообще видов транспорта, то есть они не задумываются об осуществлении самого путешествия, реализации планов. У взрослых (40 лет) появляются традиции, быт, религии в связи с расширением кругозора с возрастом. У молодежи видно, как отличается эмоциональная сфера, для них значимы роскошь, безумства, лёгкая грусть, ни в какой другой группе такого нет, так как только молодежь с «юношеским максимализмом» способна особенно остро прочувствовать дух путешествия.
Таким образом, эксперимент показал, какими лексемами представлено семантическое поле «Путешествие» в языковом сознании носителей русского языка Астраханского региона. Отметим, что результаты данного эксперимента не являются исчерпывающими, они представляют собой лишь часть более масштабного исследования, предметом которого будет структура семантического поля «Путешествие».
Литература.
1. Ерофеева, Е. В., Пепеляева, Е. А. Структура семантического поля «Человек» в сознании носителей русского языка / Е. В. Ерофеева, Е. А. Пепеляева // http://rfp.psu.ru/archive/1.2011/erofeeva.pdf
2. Гончарова, Л. М. Концепт «путешествие» и его межкультурная представленность в рекламной коммуникации сферы туризма / Л. М. Гончарова // http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1415039132_7737.pdf