В воздухе помещений микробов значительно больше, чем в открытых воздушных бассейнах, особенно зимой, при недостаточном проветривании. Состав микрофлоры и количество микроорганизмов, обнаруживаемых в 1м3 воздуха (микробное число воздуха), зависят от санитарно-гигиенического режима, числа находящихся в помещении людей, состояния их здоровья и других условий. В воздух могут попадать патогенные микроорганизмы от больных животных и людей [1].
С самого рождения мы живем в окружении микроорганизмов. Споры плесени, бактерии, вирусы… Мы знаем, что многие их виды опасны и даже смертельны для живых существ. Почему же в большинстве случаев они не причиняют нам абсолютно никакого вреда? Микробы – древнейшие обитатели планеты, и эволюция позаботилась о том, чтобы люди, как биологический вид появившийся на Земле значительно позднее, научились жить в содружестве, или, как говорят биологи, в симбиозе с этими крохотными существами. Микрофлора организма – целый мир, особая экосистема, живущая по своим правилам и законам. Здесь можно встретить сотни видов бактерий, общая численность которых достигает триллионов.
Целью работы явилось изучить уровень микроорганизмов в воздухе учебного здания и провести их сравнительную характеристику. С этой целью были поставлены следующие задачи:
Исследовать воздух в учебной аудитории.
Исследовать воздух в коридоре здания (второй этаж).
Исследовать воздух в женском туалете.
Исследовать воздух в фойе учебного корпуса.
Исследования проводили в зимний период времени (декабрь) в дневное время, когда в учебном корпусе много студентов. Для исследования воздуха помещений использовали Седиментационный метод Коха.
1. Исследовали воздух в учебной аудитории 239/2 во время занятий. Готовые чашки Петри оставили открытыми в течение 20 минут. После, поместили в термостат на 48 часов при 37°C. Через 2 дня посчитали число колоний. В 1-ой чашке выросло 19 колоний, во 2-ой - 60. Среднее арифметическое 39,5 колоний (60+19/2). Площадь чашки Петри 78,5 (диаметр 10 см). Расчеты проводили по формуле Омелянского.
Исследование воздуха в коридоре. По такому же принципу, что и при исследовании воздуха в кабинете, мы исследовали воздух в коридоре. Через 48 часов провели подсчет выросших колоний. В 1-ой чашке выросло 17 колоний, во 2-ой – 218. Среднее арифметическое – 118 колоний.
Исследование воздуха в женском туалете. По вышеуказанному принципу, исследовали воздух в уборной (ж). Число колоний через 48 часов в 1-ой чашке составило 47, во 2-ой - 65. Среднее арифметическое – 56 колоний.
Исследование воздуха в фойе учебного корпуса. Число колоний через 48 часов в термостате составило: в 1-ой чашке – 17, во 2-й – 35 и в 3-й – 33. Среднее число колоний – 28,3. Чаши Петри в помещении держали в течение 30 минут.
Исследуемое помещение |
Количество микроорганизмов в 1 м3 (КОЕ) |
учебная аудитория 239/2 |
1258 |
коридор 2 этажа учебного корпуса |
3757,9 |
Туалет |
1783,4 |
Фойе 2 корпуса |
600,8 |
Таким образом, из таблицы видно, что наибольшее количество микроорганизмов находится в воздухе коридора и составляет 3757,9 КОЕм3. Это объясняется тем, что в коридоре всего одно окно, проветривание которым недостаточно для такого большого помещения и всегда много студентов, особенно в перерыв. Они активно передвигаются из аудитории в аудиторию и частички пыли с микроорганизмами всегда находятся в воздухе.
Несколько меньшее количество оказалось в туалете - 1783,4 КОЕм3. Объяснить это можно тем, что в туалете нет окон, а влажная уборка проводится только после занятий.
В учебной аудитории во время занятий мы выявили 1783,4 КОЕм3. Это объясняется большой скученностью студентов во время занятия, проветриванием только в перерыв после занятия.
Наименьшее количество микроорганизмов мы выявили в фойе учебного корпуса 600,8 КОЕм3. В фойе меньшее количество микробов можно объяснить тем, что здесь наиболее сильное движение воздушных потоков из улицы с минусовой температурой, которая неблагоприятна для микроорганизмов.
Для поддержания уровня микрофлоры в наименьшем количестве мы рекомендуем регулярное проветривание, влажную уборку, чистку вентиляций, и хорошо, если в окна часто заглядывает солнце, т.к. солнечные лучи обладают наибольшей бактерицидностью для микроорганизмов [1].
Библиографический список
Ильясова, З. З. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине С2.Б.11 Ветеринарная микробиология и микология, направление подготовки 111801 Ветеринария / З. З. Ильясова. – Уфа : Башкирский ГАУ, 2015. – 28 с.
Черновая, А. Исследование микрофлоры воздуха в помещении / А. Черновая, Н. В. Бровкина // режим доступа : http://static.livescience.ru/microflora