ВЛИЯНИЕ ПРОВЕТРИВАНИЯ НА МИКРОФЛОРУ ВОЗДУХА И УРОВЕНЬ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ ПРОВЕТРИВАНИЯ НА МИКРОФЛОРУ ВОЗДУХА И УРОВЕНЬ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Часть дневного времени дети проводят в закрытых помещениях. Известно, что воздух в помещениях с большим числом людей содержит огромное количество микроорганизмов и пылевых частиц. Все эти частицы, в виде пыли оседают на окружающих предметах и вдыхаются человеком. 

На частицах пыли находится большое количество разнообразных микроорганизмов, в том числе и патогенных. Следовательно, чистота воздушной среды в закрытых помещениях очень важна для сохранения здоровья людей и предупреждения заболеваний.

Целью нашей работы явилосьопределить санитарно - бактериологическое состояние воздуха учебного кабинета № 303 СОШ № 15.

С этой целью были поставлены следующие задачи:

  1. Определить общее микробное число (ОМЧ) воздуха учебного кабинета во время урока и после занятий;

  2. Определить наличие или отсутствие санитарно-показательных микроорганизмов (бактерий группы кишечных палочек - БГКП);

  3. Определить уровень содержания углекислого газа.

Материал и методы исследований

Эксперимент проводили в учебном кабинете №303 СОШ №15 и лаборатории микробиологии кафедры инфекционных болезней, зоогигиены и ветсанэкспертизы ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ. Обсемененность воздуха микроорганизмами и уровень углекислого газа проверяли в учебном кабинете во время урока и после предварительного проветривания в течение 10 минут по завершению занятий.

Исследования проводили по общепринятым методикам согласно ГОСТов 14698 ч.1 и ч.2. Для определения общего количества микроорганизмов применяли седиментационный метод Коха с использованием мясо-пептонного агара (далее МПА). Уровень санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ) определяли на агаре Эндо на наличие или отсутствие бактерий группы кишечных палочек (БГКП). Чашки Петри с питательными средами выдерживали в течение 5 минут в учебном кабинете, затем помещали в термостат при температуре 370С на 48 часов. Подсчет интенсивности осаждения жизнеспособных частиц на поверхность питательных сред определяли по формуле Омелянского

,

где Х – количество бактерий в 1м3;

А - количество колоний на МПА в чашке Петри;

б – площадь чашки;

100, 5, 10 – экспериментально установленные Омелянским числовые показатели (на площади в 100 см2 за 5 мин оседают микробы из 10 л воздуха);

в – время, в течение которого взята проба воздуха;

1000 – пересчет на 1м3 воздуха.

Уровень биозагрязнения воздуха выражается числом жизнеспособных частиц в 1 м3 воздуха.

Чашки размещали в соответствии с МУ 42-51-4-93 (контроль микробной контаминации воздуха производственных помещений), в учебном кабинете помещали 2 чашки Петри по диагонали на уровне столов. Подсчет выросших микроорганизмов проводили на счетчике колоний СКМ-1 СПУ.

При оценке параметров микроклимата учебного класса особое внимание мы обратили на его газовый состав, а именно содержание углекислого газа. Определение углекислого газа проводили методом Гесса. Для проведения этого метода необходимы следующие приборы: круглая плоскодонная калиброванная колба емкостью 1 л с пробкой (резиновой, корковой или ватно-марлевой); химический стакан или колба ёмкостью 50 мл; две бюретки объёмом 25 – 50 мл и штатив или две пипетки объёмом 10 мл; шары Ричардсона, кожаные меха или насос (велосипедный, мотоциклетный, автомобильный) для отбора проб воздуха; термометр, барометр. Для постановки этого метода необходимы следующие реактивы: титрованный раствор едкого бария, 1 мл которого может связать 1 мг СО2; титрованный раствор щавелевой кислоты, 1 мл которого соответствует 1 мг СО2; индикатор – 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина, который с раствором щелочи дает интенсивный красный цвет; при малейшем же избытке кислоты красный цвет исчезает.

Результаты собственных исследований

После культивирования ч. Петри с МПА выдержанных во время урока (таблица 3) суммарно в обеих чашках выросло 494 колоний (в одной ч. Петри – 299 колоний, в другой – 195 колоний), после проветривания по окончанию всех занятий в ч. Петри суммарно выросло 220 колоний (в одной чашке Петри – 94 колоний, в другой – 126 колоний). Следовательно, во время урока микробов в воздухе находится больше на 274 колонии, чем после проветривания.

Таблица 3

Количество колоний выросших на МПА

Количество выросших

колоний в чашках Петри

Время проведения эксперимента

Во время урока

После занятий

Номер чашки Петри

1

2

1

2

Количество выросших колоний в каждой чашке Петри

269

195

94

126

Суммарное количество колоний в обеих чашках Петри

494

220

При определении общего микробного числа (ОМЧ) в 1 м3 воздуха мы обнаружили (таблица 4), что во время урока их уровень составил 62930 КОЕ/м3. После проветривания в течение 10 минут по завершению всех занятий количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха учебного класса составило 28025 КОЕ/м3. что в 2,24 раза ниже по сравнению с показателями уровня микробов во время учебного процесса.

Таблица 4

Общее количество микроорганизмов и санитарно-показательные

микроорганизмы воздуха исследуемого помещения (КОЕ/м3)

Группы

микроорганизмов

Время проведения эксперимента

Учебный кабинет № 303

 

Во время урока

После занятий

ОМЧ (КОЕ)

62930

28025

БГКП

Рост отсутствует

Рост отсутствует

Бактерии группы кишечных палочек (БГКП) не были зарегистрированы ни в один период исследований.

Определение уровня углекислого газа во время занятий проводили методом Гесса, при температуре воздуха учебного класса во время занятий 23°С. Титр раствора едкого бария равен 0,9. В результате связывания углекислого газа на титрование 10 мл едкого бария было израсходовано 7,5 мл щавелевой кислоты. Следовательно, в исследуемой пробе воздуха содержится 2,25 мг СО2. Объём углекислоты будет равен: 2,25 мг СО2 × 0,509 см3 = 1,14 см3. Затем объем взятой пробы воздуха в количестве 1110 мл приводим к нормальным условиям по формуле с учетом приложения А:

=

Процентное содержание углекислого газа рассчитаем по пропорции:

989,1 см3 – 100 %

1,14 см3 СО2 – Х

 

Таким образом, к концу занятия уровень углекислого газа превышает нормативные показатели на 0,04-0,05% (норма 0,06-0,07%).

Определение уровня углекислого газа после проветривания в течении 10 минут по завершению занятий проводили методом Гесса, при температуре воздуха учебного класса после проветривания 18°С. Титр раствора едкого бария равен 0,9. В результате связывания углекислого газа на титрование 10 мл едкого бария было израсходовано 8,5 мл щавелевой кислоты. Следовательно, в исследуемой пробе воздуха содержится 1,35 мг СО2. Объём углекислоты будет равен: 1,35 мг СО2 × 0,509 см3 =0,68 см3 . Объем воздуха приведенного к нормальным условиям при температуре 180С составит 1006 мл.

Процентное содержание углекислого газа рассчитаем по пропорции:

1006 см3 – 100 %

0,68 см3 СО2 – Х

 

Таким образом, после проветривания учебного класса уровень углекислого газа приблизился к нормативным показателям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив микрофлору воздуха учебного кабинета № 303 мы пришли к следующим выводам:

  1. По результатам наших исследований видно, что воздух учебного класса после проветривания по завершению занятий является чистым, а во время урока количество микроорганизмов в воздухе увеличивается более, чем в 2 раза и относится к загрязненному в средней степени.

  2. Бактерии группы кишечных палочек не дали роста ни в один период исследования, что свидетельствует о санитарном благополучии изучаемого объекта.

  3. Уровень углекислого газа после проветривания учебного класса приблизился к нормативным показателям и составил 0,06%, а во время занятий, без проветривания превысил норму на 0,05%.

Увеличению ОМЧ во время занятий мы полагаем, способствует активное передвижение детей во время перемены, в результате которого осевшие на различные поверхности микроорганизмы вместе с частичками пыли поднимаются в воздух. Также от большего количества людей выделяется большее количество углекислого газа и аэрозоля с индивидуальной микрофлорой при разговоре, кашле, чихании, который оседает в помещении и переносится с воздушными потоками внутри здания.

В результате проведенных исследований мы предлагаем проветривать помещение после каждого урока и ежедневно проводить влажную уборку для поддержания чистоты помещения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М. : Стандартинформ, 2006 : Изд-во стандартов, 2004. – 52 с.

  2. ГОСТ ИСО 14698-1-2005 Контроль биозагрязнений. Часть 1 : Общие принципы и методы [Текст]. – Введ. 2006-01-01.- М.: Стандартинформ, 2005. – 24 с.

  3. ГОСТ ИСО 14698-2-2005 Контроль биозагрязнений. Часть 2 : Анализ данных о биозагрязнениях [Текст]. - Введ. 2006-01-01.- М.: Стандартинформ, 2005. – 8 с.

  4. Контроль микробной контаминации воздуха производственных помещений. Методические указания [Текст]. : МУ 42-51-4-93. – Введ. 1993-02-08.

  5. Микрофлора воздуха и борьба с нею [Электронный ресурс] // Гигиена : медицинский справочник. URL : http://www.medical-enc.ru/gigiena/mikroflora-vozduha.shtml.

  6. Мудрецова-Висс К.А., Дедюхина В. П. Микробиология, санитария и гигиена. – М.: ИД «Форум» : ИНФРА-М, 2008. – 400 с.

  7. Химический состав воздуха и его гигиеническое значение [Электронный ресурс] // Гигиена : медицинский справочник. URL : http://www.medical-enc.ru/gigiena-o/himicheskii-sostav-vozduha.shtml.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Приведение воздуха к нормальной температуре и нормальному давлению

Т°С

(1+t)

Т°С

(l+t)

В

В/760

В

В/760

-20

0,9267

+8

1,0293

726

0,9553

754

0,9921

-19

0,9303

+9

1,0330

727

0,9566

755

0,9934

-18

0,9340

+10

1,0367

728

0,9579

756

0,9947

-17

0,9377

+11

1,0403

729

0,9592

757

0,9961

-16

0,9413

+12

1,0440

730

0,9605

758

0,9974

-15

0,9450

+13

1,0476

731

0,9618

759

0,9987

-14

0,9484

+14

1,0513

732

0,96322

760

1,0000

-13

0,9523

+15

1,0550

733

0,9645

761

1,0013

-12

0,9560

+16

1,0586

734

0,9658

762

1,0026

-11

0,9597

+ 17

1,0623

735

0,9671

763

1,0039

-10

0,9633

+18

1,0660

736

0,9684

764

1,0053

-9

0,9670

+19

1,0696

737

0,9697

765

1,0066

-8

0,9707

+20

1,0733

738

0,9710

766

1,0079

-7

0,9743

+21

1,0770

739

0,9724

767

1,0093

-6

0,9780

+22

1,0806

740

0,9737

768

1,0105

-5

0,9817

+23

1,0843

741

0,9750

769

1,0118

-4

0,9853

+24

1,0880

742

0,9763

770

1,0332

-3

0,9890

+25

1,0917

743

0,9776

771

1,0145

-2

0,9927

+26

1,0953

744

0,9789

772

1,0158

-1

0,9963

+27

1,0990

745

0,9803

773

1,0171

0

1,0000

+28

1,1027

746

0,9816

774

1,0184

+1

1,0037

+29

1,1063

747

0,9829

775

1,0197

+2

1,0073

+30

1,1100

748

0,9842

776

1,0211

+3

1,0110

+31

1,1137

749

0,9855

777

1,0224

+4

1,0147

+32

1,1173

750

0,9868

778

1,0227

+5

1,0183

+33

1,2110

751

0,9882

779

1,0250

+6

1,0220

+34

1,1247

752

0,9895

780

1,0253

+7

1,0257

+35

1,1282

753

0,9908

781

1,0276

 

7

 

Просмотров работы: 1422