Часть дневного времени дети проводят в закрытых помещениях. Известно, что воздух в помещениях с большим числом людей содержит огромное количество микроорганизмов и пылевых частиц. Все эти частицы, в виде пыли оседают на окружающих предметах и вдыхаются человеком.
На частицах пыли находится большое количество разнообразных микроорганизмов, в том числе и патогенных. Следовательно, чистота воздушной среды в закрытых помещениях очень важна для сохранения здоровья людей и предупреждения заболеваний.
Целью нашей работы явилосьопределить санитарно - бактериологическое состояние воздуха учебного кабинета № 303 СОШ № 15.
С этой целью были поставлены следующие задачи:
Определить общее микробное число (ОМЧ) воздуха учебного кабинета во время урока и после занятий;
Определить наличие или отсутствие санитарно-показательных микроорганизмов (бактерий группы кишечных палочек - БГКП);
Определить уровень содержания углекислого газа.
Материал и методы исследований
Эксперимент проводили в учебном кабинете №303 СОШ №15 и лаборатории микробиологии кафедры инфекционных болезней, зоогигиены и ветсанэкспертизы ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ. Обсемененность воздуха микроорганизмами и уровень углекислого газа проверяли в учебном кабинете во время урока и после предварительного проветривания в течение 10 минут по завершению занятий.
Исследования проводили по общепринятым методикам согласно ГОСТов 14698 ч.1 и ч.2. Для определения общего количества микроорганизмов применяли седиментационный метод Коха с использованием мясо-пептонного агара (далее МПА). Уровень санитарно-показательных микроорганизмов (СПМ) определяли на агаре Эндо на наличие или отсутствие бактерий группы кишечных палочек (БГКП). Чашки Петри с питательными средами выдерживали в течение 5 минут в учебном кабинете, затем помещали в термостат при температуре 370С на 48 часов. Подсчет интенсивности осаждения жизнеспособных частиц на поверхность питательных сред определяли по формуле Омелянского
,
где Х – количество бактерий в 1м3;
А - количество колоний на МПА в чашке Петри;
б – площадь чашки;
100, 5, 10 – экспериментально установленные Омелянским числовые показатели (на площади в 100 см2 за 5 мин оседают микробы из 10 л воздуха);
в – время, в течение которого взята проба воздуха;
1000 – пересчет на 1м3 воздуха.
Уровень биозагрязнения воздуха выражается числом жизнеспособных частиц в 1 м3 воздуха.
Чашки размещали в соответствии с МУ 42-51-4-93 (контроль микробной контаминации воздуха производственных помещений), в учебном кабинете помещали 2 чашки Петри по диагонали на уровне столов. Подсчет выросших микроорганизмов проводили на счетчике колоний СКМ-1 СПУ.
При оценке параметров микроклимата учебного класса особое внимание мы обратили на его газовый состав, а именно содержание углекислого газа. Определение углекислого газа проводили методом Гесса. Для проведения этого метода необходимы следующие приборы: круглая плоскодонная калиброванная колба емкостью 1 л с пробкой (резиновой, корковой или ватно-марлевой); химический стакан или колба ёмкостью 50 мл; две бюретки объёмом 25 – 50 мл и штатив или две пипетки объёмом 10 мл; шары Ричардсона, кожаные меха или насос (велосипедный, мотоциклетный, автомобильный) для отбора проб воздуха; термометр, барометр. Для постановки этого метода необходимы следующие реактивы: титрованный раствор едкого бария, 1 мл которого может связать 1 мг СО2; титрованный раствор щавелевой кислоты, 1 мл которого соответствует 1 мг СО2; индикатор – 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина, который с раствором щелочи дает интенсивный красный цвет; при малейшем же избытке кислоты красный цвет исчезает.
Результаты собственных исследований
После культивирования ч. Петри с МПА выдержанных во время урока (таблица 3) суммарно в обеих чашках выросло 494 колоний (в одной ч. Петри – 299 колоний, в другой – 195 колоний), после проветривания по окончанию всех занятий в ч. Петри суммарно выросло 220 колоний (в одной чашке Петри – 94 колоний, в другой – 126 колоний). Следовательно, во время урока микробов в воздухе находится больше на 274 колонии, чем после проветривания.
Таблица 3
Количество колоний выросших на МПА
Количество выросших колоний в чашках Петри |
Время проведения эксперимента |
|||
Во время урока |
После занятий |
|||
Номер чашки Петри |
1 |
2 |
1 |
2 |
Количество выросших колоний в каждой чашке Петри |
269 |
195 |
94 |
126 |
Суммарное количество колоний в обеих чашках Петри |
494 |
220 |
При определении общего микробного числа (ОМЧ) в 1 м3 воздуха мы обнаружили (таблица 4), что во время урока их уровень составил 62930 КОЕ/м3. После проветривания в течение 10 минут по завершению всех занятий количество микроорганизмов в 1 м3 воздуха учебного класса составило 28025 КОЕ/м3. что в 2,24 раза ниже по сравнению с показателями уровня микробов во время учебного процесса.
Таблица 4
Общее количество микроорганизмов и санитарно-показательные
микроорганизмы воздуха исследуемого помещения (КОЕ/м3)
Группы микроорганизмов |
Время проведения эксперимента |
|
Учебный кабинет № 303 |
||
Во время урока |
После занятий |
|
ОМЧ (КОЕ) |
62930 |
28025 |
БГКП |
Рост отсутствует |
Рост отсутствует |
Бактерии группы кишечных палочек (БГКП) не были зарегистрированы ни в один период исследований.
Определение уровня углекислого газа во время занятий проводили методом Гесса, при температуре воздуха учебного класса во время занятий 23°С. Титр раствора едкого бария равен 0,9. В результате связывания углекислого газа на титрование 10 мл едкого бария было израсходовано 7,5 мл щавелевой кислоты. Следовательно, в исследуемой пробе воздуха содержится 2,25 мг СО2. Объём углекислоты будет равен: 2,25 мг СО2 × 0,509 см3 = 1,14 см3. Затем объем взятой пробы воздуха в количестве 1110 мл приводим к нормальным условиям по формуле с учетом приложения А:
=
Процентное содержание углекислого газа рассчитаем по пропорции:
989,1 см3 – 100 % 1,14 см3 СО2 – Х |
Таким образом, к концу занятия уровень углекислого газа превышает нормативные показатели на 0,04-0,05% (норма 0,06-0,07%).
Определение уровня углекислого газа после проветривания в течении 10 минут по завершению занятий проводили методом Гесса, при температуре воздуха учебного класса после проветривания 18°С. Титр раствора едкого бария равен 0,9. В результате связывания углекислого газа на титрование 10 мл едкого бария было израсходовано 8,5 мл щавелевой кислоты. Следовательно, в исследуемой пробе воздуха содержится 1,35 мг СО2. Объём углекислоты будет равен: 1,35 мг СО2 × 0,509 см3 =0,68 см3 . Объем воздуха приведенного к нормальным условиям при температуре 180С составит 1006 мл.
Процентное содержание углекислого газа рассчитаем по пропорции:
1006 см3 – 100 % 0,68 см3 СО2 – Х |
Таким образом, после проветривания учебного класса уровень углекислого газа приблизился к нормативным показателям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив микрофлору воздуха учебного кабинета № 303 мы пришли к следующим выводам:
По результатам наших исследований видно, что воздух учебного класса после проветривания по завершению занятий является чистым, а во время урока количество микроорганизмов в воздухе увеличивается более, чем в 2 раза и относится к загрязненному в средней степени.
Бактерии группы кишечных палочек не дали роста ни в один период исследования, что свидетельствует о санитарном благополучии изучаемого объекта.
Уровень углекислого газа после проветривания учебного класса приблизился к нормативным показателям и составил 0,06%, а во время занятий, без проветривания превысил норму на 0,05%.
Увеличению ОМЧ во время занятий мы полагаем, способствует активное передвижение детей во время перемены, в результате которого осевшие на различные поверхности микроорганизмы вместе с частичками пыли поднимаются в воздух. Также от большего количества людей выделяется большее количество углекислого газа и аэрозоля с индивидуальной микрофлорой при разговоре, кашле, чихании, который оседает в помещении и переносится с воздушными потоками внутри здания.
В результате проведенных исследований мы предлагаем проветривать помещение после каждого урока и ежедневно проводить влажную уборку для поддержания чистоты помещения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М. : Стандартинформ, 2006 : Изд-во стандартов, 2004. – 52 с.
ГОСТ ИСО 14698-1-2005 Контроль биозагрязнений. Часть 1 : Общие принципы и методы [Текст]. – Введ. 2006-01-01.- М.: Стандартинформ, 2005. – 24 с.
ГОСТ ИСО 14698-2-2005 Контроль биозагрязнений. Часть 2 : Анализ данных о биозагрязнениях [Текст]. - Введ. 2006-01-01.- М.: Стандартинформ, 2005. – 8 с.
Контроль микробной контаминации воздуха производственных помещений. Методические указания [Текст]. : МУ 42-51-4-93. – Введ. 1993-02-08.
Микрофлора воздуха и борьба с нею [Электронный ресурс] // Гигиена : медицинский справочник. URL : http://www.medical-enc.ru/gigiena/mikroflora-vozduha.shtml.
Мудрецова-Висс К.А., Дедюхина В. П. Микробиология, санитария и гигиена. – М.: ИД «Форум» : ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
Химический состав воздуха и его гигиеническое значение [Электронный ресурс] // Гигиена : медицинский справочник. URL : http://www.medical-enc.ru/gigiena-o/himicheskii-sostav-vozduha.shtml.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Приведение воздуха к нормальной температуре и нормальному давлению
Т°С |
(1+t) |
Т°С |
(l+t) |
В |
В/760 |
В |
В/760 |
-20 |
0,9267 |
+8 |
1,0293 |
726 |
0,9553 |
754 |
0,9921 |
-19 |
0,9303 |
+9 |
1,0330 |
727 |
0,9566 |
755 |
0,9934 |
-18 |
0,9340 |
+10 |
1,0367 |
728 |
0,9579 |
756 |
0,9947 |
-17 |
0,9377 |
+11 |
1,0403 |
729 |
0,9592 |
757 |
0,9961 |
-16 |
0,9413 |
+12 |
1,0440 |
730 |
0,9605 |
758 |
0,9974 |
-15 |
0,9450 |
+13 |
1,0476 |
731 |
0,9618 |
759 |
0,9987 |
-14 |
0,9484 |
+14 |
1,0513 |
732 |
0,96322 |
760 |
1,0000 |
-13 |
0,9523 |
+15 |
1,0550 |
733 |
0,9645 |
761 |
1,0013 |
-12 |
0,9560 |
+16 |
1,0586 |
734 |
0,9658 |
762 |
1,0026 |
-11 |
0,9597 |
+ 17 |
1,0623 |
735 |
0,9671 |
763 |
1,0039 |
-10 |
0,9633 |
+18 |
1,0660 |
736 |
0,9684 |
764 |
1,0053 |
-9 |
0,9670 |
+19 |
1,0696 |
737 |
0,9697 |
765 |
1,0066 |
-8 |
0,9707 |
+20 |
1,0733 |
738 |
0,9710 |
766 |
1,0079 |
-7 |
0,9743 |
+21 |
1,0770 |
739 |
0,9724 |
767 |
1,0093 |
-6 |
0,9780 |
+22 |
1,0806 |
740 |
0,9737 |
768 |
1,0105 |
-5 |
0,9817 |
+23 |
1,0843 |
741 |
0,9750 |
769 |
1,0118 |
-4 |
0,9853 |
+24 |
1,0880 |
742 |
0,9763 |
770 |
1,0332 |
-3 |
0,9890 |
+25 |
1,0917 |
743 |
0,9776 |
771 |
1,0145 |
-2 |
0,9927 |
+26 |
1,0953 |
744 |
0,9789 |
772 |
1,0158 |
-1 |
0,9963 |
+27 |
1,0990 |
745 |
0,9803 |
773 |
1,0171 |
0 |
1,0000 |
+28 |
1,1027 |
746 |
0,9816 |
774 |
1,0184 |
+1 |
1,0037 |
+29 |
1,1063 |
747 |
0,9829 |
775 |
1,0197 |
+2 |
1,0073 |
+30 |
1,1100 |
748 |
0,9842 |
776 |
1,0211 |
+3 |
1,0110 |
+31 |
1,1137 |
749 |
0,9855 |
777 |
1,0224 |
+4 |
1,0147 |
+32 |
1,1173 |
750 |
0,9868 |
778 |
1,0227 |
+5 |
1,0183 |
+33 |
1,2110 |
751 |
0,9882 |
779 |
1,0250 |
+6 |
1,0220 |
+34 |
1,1247 |
752 |
0,9895 |
780 |
1,0253 |
+7 |
1,0257 |
+35 |
1,1282 |
753 |
0,9908 |
781 |
1,0276 |
7