ОБРАЗ ЛАБИРИНТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБРАЗ ЛАБИРИНТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

Мирошниченко Д.В. 1, Ускова А.И. 1
1«Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» Воронеж, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль языка символов, зародившегося вместе с осознанием человеком собственного Я, всегда была важна. Каменные тотемы, наскальная живопись – все это свидетельствует о сакрализации бытия человека: начиная от рутинных дел, организации быта и до исполнения религиозных церемоний и ритуалов. С течением времени меняются формы символов, способы их воплощения и передачи. Однако сущность символа остается прежней. Символ представляет собой механизм памяти и культуры, который помогает осуществить связь с Создателем, проникнуть из обыденности и повседневности к чему-то совершенно иному, необычному.

Лабиринт – один из древнейших символов человеческой культуры, получивший в ХХ веке особую актуальность. Образ лабиринта с древних времен ассоциировался с круговоротом жизни, мотивами поиска пути и выбора, идеями вечного возвращения и непрерывного бытия. Лабиринт — это целый мир, вселенная, движение. Непрерывность линий лабиринта означает вечность, бессмертие и бесконечность. Лабиринт символизирует движение Солнца, его восход и закат, весеннее освобождение.

Лабиринт как символ Пути и Поиска выражает идею движения человека к истине, это то, что вынуждает человека двигаться, выводит из состояния инертности. Прохождение через лабиринт – это обновление, преображение, новое рождение.

Согласно современным толкованиям, лабиринт это «запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений, из которых посетителю трудно выбраться» [2]. Однако, представляет интерес и переносное значение слова лабиринт – «сложное, запутанное расположение, сочетание чего-нибудь» [2]. Таким образом, лабиринт, это система запутанных ходов с различными тупиковыми ответвлениями, имеющая один верный маршрут к выходу.

Необходимо обратить внимание на так называемый «канонический лабиринт», который имеет единственный вход и центр-выход. В древнегреческом мифе о критском лабиринте герой Тесей проходит через лабиринт, благодаря спасительной нити Ариадны. Добираясь до центра, он побеждает Минотавра. Путь к центру лабиринта означает метафору перерождения и изменения.

Рассмотрим это на примере кинофильмов:

Одним из самых оригинальных осмыслений лабиринта в его первоначальном значении следует признать канадский фильм «Куб» (1997). Группа людей совершенно случайно оказывается системе комнат, которые отличаются лишь окраской и наличием смертоносных сюрпризов. В данном кубе 17576 комнат, которые перемещаются относительно друг-друга, а направление возможно узнать только по табличкам с числами, установленными в межкомнатных люках.

В фильме Гильермо дель Торо «Лабиринт Фавна»(2006) лабиринт стал обиталищем не Минотавра, а фавна – жуткого создания, сторожащего проход в волшебную страну. Лабиринт, в данном случае, как и тысячи лет назад,-это путь из нашего мира в мир иной.

С.Н. Чумаков отмечает, что «мифологема Лабиринта, пространственно-геройная по своей природе, является благодатным художественным материалом, изна­чально наделенным глубокими философскими и моралистическими подтекстами. Как специфическая пространственная структура это строение издавна символизировало в литературе Страх, Смерть, Безысходность, экзистенциальный тупик. Соответствующий геройный комплекс (Минотавр, Тезей, Ариадна, косвенно – Минос, Пасифая, Дедал, Икар) позволял ставить темы Зла, Греха, Героики, Любви, Спасения. Вариации данной символики и тематики обеспечили дол­гую жизнь мифологемы в литературе, даже без учета многочисленных коннотативных значений типа «лабиринты любви, страсти, памяти» и т.п» [4].

В литературном образе лабиринтам предавался смысл некой тюрьмы для чудовищ, сокровищ или иных ценных предметов из каких либо побуждений. Авторы книг именуют ими, практически, все – от громоздких конструкций до сложных ситуаций, лишь бы название произведения звучало посолиднее. Лабиринты, по своей сути, очень просты и в тоже время весьма притягательны. В основном в качестве развлечений. Человеку присуще искать выход из запутанных ситуаций, но при этом ему крайне не нравиться теряться. Где-то по центру и располагается любовь и интерес читателя к лабиринту.

Рассматривая произведения современных англоязычных авторов в жанре фантастики, а также смежным с ним жанром фэнтези, можно выделить некоторые особенности передачи образа лабиринта. Например, на страницах рассказа Х. Эллисона “I have no mouth and I must scream” и романа К.Фишер “Incarceron” герои ищут выход из лабиринта-тюрьмы, в которую их по той или иной причине отправили в наказание. Интерпретировать образ лабиринта, как сложного, но преодолимого испытания можно в романе Д. Дашнера “Maze runner” или короткого рассказа Д.Киза “Flowers for Algernon”. Лабиринт как основа мироздания и поддержания жизни и порядка описан в цикле романов Р. Желязны “The Chronicles of Amber”.

В романе Д. Дашнера “Mazerunner” лабиринт представляет собой гигантских размеров сооружение, окружающее Глейд – место, где живет группа подростков. Вот как главный герой Томас описывает свою первую встречу с ним: “A maze? In front of him, through the East Door, he could make out passages leading to the left, to the right, and straight ahead. And the walls of the corridors were similar to those that surrounded the Glade, the ground made of the same massive stone blocks as in the courtyard. The ivy seemed even thicker out there. In the distance, more breaks in the walls led to other paths, and farther down, maybe a hundred yards or so away, the straight passage came to a dead end” [5].

За стенами находящегося в движении лабиринта находятся жуткие монстры, созданные для поддержания демографического баланса в Глейде. Задача героев найти выход, понять, где путь к спасению и главное причины их нахождения здесь. Лабиринт в данном произведении олицетворяет Эксперимент, одну из фаз Испытаний, созданную учеными для решения глейдерами. Также лабиринт это особый код, узнав который можно будет обнаружить выход.

Одним из наиболее известных произведений Р. Желязны в жанре фэнтези является цикл романов “TheChroniclesof Amber”. Автор делает Лабиринт центральной темой для своих работ. Лабиринт Амбера (он же «Огненный путь» или просто «Образ») – опора порядка во Вселенной, светящийся рисунок на полу пещеры –одна-единственная линия, свёрнутая в причудливый узор: “In a room the size of a ballroom the Pattern was laid. The floor was black and looked smooth as glass. And on the floor was the Pattern. It shimmered like the cold fire that it was, quivered, made the whole room seem somehow unsubstantial. It was an elaborate tracery of bright power, composed mainly of curves, though there were a few straight lines near its middle” [7]. Пройти по ней может лишь тот, в ком течёт королевская кровь Амбера, причём сделать это очень непросто, поскольку Лабиринт оказывает сильное сопротивление и убивает всякого, кто остановится или свернёт. Тот же, кто добрался до центра, получает способность перемещаться между реальностями-Тенями [Мир фантастики]. При этом между лабиринтом и королевской семьей существует неразрывная связь – королевская семья поддерживает существование лабиринта, а он, в свою очередь, наделяет их магической силой. Проход через лабиринт представляет очищение, инициацию, переосмысление жизни.

Немного иначе, но не менее оригинально эксплуатировался миф о Минатавре и отечественными писателями. Примером является произведение Виктора Пелевина « Шлем Ужаса», своеобразная интерпретация мифа о Тесее и Минотавре, в котором в роли лабиринта выступает интернет-чат, а точнее – некое пространство, в которм находится разделенная на части личность Минотавра.

Восемь персонажей знакомятся в одном весьма странном чате. Каждый из них попадает, совершенно неизвестно как, в комнату, в которой имеется лишь монитор и клавиатура. Каждый персонаж имеет за дверью лабиринт, предназначенный только для него. У Монстрадамуса – тупиковая ситуация и заряженный пистолет, у Изольды и Ромео – парк, в котором они пытаются встретиться, у Ариадны – спальня, у Слива – «холодильник синьки». Со временем они осознают, что из данного лабиринта выхода нет, а условия его существования сопоставимо наличием вовлеченных в него персонажей.

Лабиринт-виртуальная реальность, называемая С. Лукьяненко «глубина», предстаем перед читателем в романе «Лабиринт отражений». Мир виртуальных реальностей компьютерных сетей. Мир Глубины. Мир, в который легко окунуться. Мир, из которого трудно вынырнуть. Компьютерные корпорации создают в этом мире блистательный город Диптаун – дорога в него не заказана никому. Более того – ты можешь создать в Глубине собственный мир. В Глубину уходят в поисках свободы. И, обретя ее – или ее видимость – пытаются остаться там навсегда. «Отказников» выводят с Глубины профессиональные спасатели – «дайверы», для которых не существует никаких моральных запретов: виртуальные дуэли, свои обычаи и законы – порою забавные, а зачастую – жестокие.

Сравнивая прохождением лабиринта с погружением на большую глубину, автор описывает этот лабиринт следующим образом: «Её основное поле называется незатейливо – «Лабиринт Смерти». Это действительно лабиринт – пятьдесят уровней, часть из них расположена в зданиях и подземельях, часть – на улицах Сумеречного Города, этакого условного мегаполиса, который был захвачен инопланетной цивилизацией. Глубина в глубине, пространство в пространстве. Со своими законами и правилами» [3].Гланый герой дайвер Леонид успешно справляется с прохождением лабиринта, однако уйти неизменившимся оттуда не может никто.

Проанализировав особенности воплощения образа лабиринта в современной русско и англоязычной литературе в жанре фантастики, можно выделить ряд сходных черт. Лабиринт чаще всего олицетворяет магическое пространство, загадку, дверь перехода, а также средство трансформации героев. Лабиринт это полноценный персонаж произведения, с присущим ему характером, мотивами действий и даже чувствами.

Также в связи с представленными образами лабиринта интересна тема наблюдения «хозяев», т.е. существ или явлений высшего порядка, которые незримо присутствуют в каждом из вышеуказанных произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мир фантастики. В плену заблуждений: лабиринты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.mirf.ru/Articles/art3822.htm (дата обращения 3.11.15)

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986. 797 с.

  3. Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений». [Электронный ресурс]. – http://e-libra.ru/read/207174-labirint-otrazhenij.html(дата обращения 3.11.15)

  4. Чумаков С.Н. Освоение страха (к дидактике Лабиринта в литературах 20 в.) / Дидактика художественного текста: Сборник статей / Под ред. А.В. Татаринова - Перспективы образования, г. Краснодар, 2007, с. 154-166

  5. Dashner J. Maze runner. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://freenovelonline.com/243736-the-maze-runner.html (дата обращения 3.11.15)

  6. Ellison H. I have no mouth and I must scream. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb2.booksgid.com/content/35/harlan-ellison-i-have-no-mouth-and-i-must-scream/1.html (дата обращения 3.11.15)

  7. Wikipedia. [Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org (дата обращения 3.11.15)

  8. Zelazny R. Nine princes in Amber. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/6584633/Chronicles-of-Amber-1-Nine-Princes-in-Amber (дата обращения 3.11.15)

Просмотров работы: 1252