Согласно проведенным исследованиям на дорогах мира каждые 2 мин погибает очередная жертва дорожно-транспортного происшествия (ДТП), каждые 5 мин кто-то становится инвалидом. Постепенно в современном мире и в Казахстане растет осознание серьезности этой проблемы общественного здравоохранения и понимание, что многие случаи дорожно-транспортного травматизма можно предотвратить, если воздействовать на ключевые факторы риска: несоблюдение и незнание правил дорожной безопасности всеми участниками дорожного движения; вождение в состоянии алкогольного опьянения; нарушение скоростного режима; неиспользование шлемов и ремней безопасности; не соответствующая безопасности конструкция дорог и дорожная инфраструктура; быстрый рост количества автотранспорта. При отсутствии надлежащих мер данная проблема может усугубиться, и по прогнозам к 2020 году случаи смерти в результате ДТП станут одной из основных причин смертности во многих странах. Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют комплексного подхода, а также финансовой и технической поддержки. За последние десять лет на дорогах Казахстана в ДТП погибли более 32 тыс. человек и свыше 166 тыс. человек получили ранения. Только в 2014 году на автомобильных дорогах страны зарегистрировано 12 019 ДТП, в которых 2 707 человек погибли и 14 000 человек получили увечья. Основным местом совершения ДТП являются дороги с высокой интенсивностью движения и плотностью транспортного потока. Так, на улично-дорожной сети населенных пунктов совершено 70,1 % или 8 421 ДТП, в которых погибли 1 041 и получили травмы 9 265 человек. Основной причиной ДТП является несоблюдение водителями транспортных средств установленного скоростного режима движения. По этой причине зарегистрировано каждое пятое ДТП (21,1 % или 2 530 ДТП), в результате которых погибли 813 человека и 2895 человек получили ранения. Заключение: Гибель людей в ДТП является невосполнимой потерей для экономического и социального развития современного общества. Решение проблемы дорожно-транспортного травматизма должно носить комплексный, межсекторальный характер, т.к. масштабы потерь определяются целым рядом факторов, которые можно объединить в 5 больших блоков: градостроительная политика, состояние транспортных средств, использование средств безопасности, состояние водителя, экстренная помощь в поставарийный период. Только выработка системы позитивных мер, в первую очередь, материальных стимулов, является в высокой степени приемлемой для водителей, поэтому формирование программ на основе подобного рода мер может привести к реальному снижению травматизма на дорогах.
Литература:
Михно В.А., Поройский С.В. Степень готовности водителей транспортных средств к оказанию первой помощи. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2014. № 2. С. 338-339.
Михно В.А., Поройский С.В. Система оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП Волгоградской области. Успехи современного естествознания. 2014. № 6. С. 92a.
Мурадян А.А., Булычева О.С., Садака Д.Ю. Структура и режимы функционирования травмоцентров Волгоградской области. Международный студенческий научный вестник. 2015. № 2-2. С. 180-181.
Семенова К.С., Чиганаева Ю.П., Полякова Д.Ю., Булычева О.С. Проблема безопасности пассажирских перевозок на территории Российской федерации. Успехи современного естествознания. 2013. № 9. С. 101a.
Министерство внутренних дел Республики Казахстан (2014 год).
2