ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

Дубкова А.А. 1
1Стерлитамакский филиал "Башкирского Государственного Университета"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Математика проникает почти во все области деятельности человека, что положительно сказалось на темпе роста научно-технического прогресса. В связи с этим стало жизненно необходимым усовершенствовать математическую подготовку подрастающего поколения.

Как обучать детей нахождению способа решения задачи на движение? Этот вопрос – центральный в методике обучению решения задач. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными.

Рассмотрим основные вопросы методики обучения учащихся решению текстовых задач на движение.

В задачах на движение предлагается рассматривать движения двух видов:

  1. Когда движется один объект или разные объекты, но независимо друг от друга. (Один автомобиль проезжает расстояние между двумя городами за 3 часа, а другой за 6 часов. Каково расстояние между этими городами, если скорость второго автомобиля на 15 км/ч меньше скорости первого автомобиля?)

  2. Когда в движении участвуют два объекта, можно предложить следующие классификации:

  1. Характер движения – в одном направлении

А)

Б)

Ситуация на конец движения – встретились;

Ситуация на начало движения – выехали одновременно.

  1. Характер движения – навстречу

Ситуация на конец движения – не доехали друг до друга;

Ситуация на начало движения – выехали не одновременно.

  1. Характер движения – из одной точки в противоположных направлениях

Ситуация на конец движения – доехали и переехали;

Ситуация на начало движения – выехали не одновременно.

  1. Характер движения – из разных точек расходятся

Ситуация на конец движения – доехали и переехали;

Ситуация на начало движения – выехали не одновременно.

На основе проведенного анализа методической литературы, нами были выделены базовые умения, которыми должны овладеть учащиеся:

  1. Знать зависимость S=V·t и уметь находить одну из неизвестных величин, зная две другие.

  2. Пояснять, что означает скорость.

Например:

V=5 км/ч.

1) Это означает, что за 1час велосипед проезжает 5 км.

2) Это означает, что расстояние изменится на 5 км.

  1. Знать особенности каждого вида движения

  1. Вид движения – по воде

- по течению

Vпо теч =Vсоб +Vтеч

- против течения

V пр теч =Vсоб – Vтеч

  1. Вид движения – навстречу

V сближения =V1 +V2

  1. Вид движения – в одном направлении (вдогонку)

    V1

     

 

V2

 

Vудаления = Vбольшее –Vменьшее

  1. Вид движения – догоняют друг друга

Vсближения = Vбольшее –Vменьшее

  1. Вид движения – удаляются в противоположных направлениях

 

V2

V1

 

Vудаления = V1 +V2

  1. Уметь делать выводы о времени движения каждого в ситуации если:

    • Вышли одновременно и встретились через ___ часов

Какой вывод мы сделаем о времени движения каждого?

  • Один вышел на ___часов раньше (позже) другого и они встретились через __ часов после выхода первого (второго).

 

Что известно?

Что можно сказать о времени движения 1-го?

Кроме того ученики должны овладеть общими умениямирешать задачи:

  1. Понимать условие задачи

  • Понимать процесс, который происходит по условию задачи;

  • Определить, какие данные и как, характеризуют движение того или иного объекта.

  1. Находить способ решения

  • Владеть 2 методами поиска способа решения: анализом и синтезом. Уметь отвечать на эти вопросы.

(Для отработки этого нужно решать задачи с избытком, с недостатком…)

  • Составлять план решения задачи.

- план решения задачи составляем в краткой записи;

- ставим номера действий в таблице (иллюстрируем по предложенной таблице);

- составляем схему поиска способа решения;

- план решения отражаем в самом решении.

  • Находить разные способы решения.

  • Видеть возможность разных ситуаций, если в условии задачи нет однозначности.

Для более эффективного усвоения и изучения задач на движение, необходимо изучение различных видов движения; задачи с недостающими, лишними и противоречивыми данными; задачи, где требуется поставить вопрос; где нужно восстановить условие по предложенному решению или по краткой записи.

Список литературы

1. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. – М., 2003.

3. Глейзер Г.И. История математики в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

4. Кожабаев К.Б. О воспитательной направленности обучения математике в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

5. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. (Материал для классных и внеклассных занятий). – М.: Просвещение, 2004.

6. Крутецкий Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 2002.

7. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения (составитель А.Н. Алексюк, Г.Г. Савенок). – М.: Педагогика, 2005.

Просмотров работы: 891