МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Спиридонов Д.С. 1, Рыбин Д.А. 1, Авдонин В.А. 1, Волынкина Н.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА» им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремительно развивающееся в технологическом плане российское общество ставит перед армией задачу соответствовать по всем параметрам реалиям времени и поддерживать паритет с армиями наиболее сильных и развитых держав в области высоких военных технологий. Данное требование относится не только непосредственно к боевой и командно-информационной составляющей вооружённых сил, но и к военному образованию. Особое внимание должно уделяться переходу на современные, высокотехнологичные интенсивные методы обучения и переподготовки курсантов и офицеров.

Для организации учебного процесса в этой области на основе современных технологий, государство выделяет значительные финансовые и материальные ресурсы. Появившееся благодаря этому новое компьютерное и мультимедийное оборудование, а так же специальное программное обеспечение позволяет приступить к созданию или обновлению информационно-образовательной среды обучения курсантов и офицеров.

В свою очередь, обновление информационно-образовательной среды обучения современного курсанта военного вуза создает необходимые условия для разработки новых научных направлений в современной дидактике, появления новой области педагогического знания – интерактивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, базовым элементом которого является создание электронного учебника. Именно на его базе, на базе его мультимедийных возможностей изложения материала, контроля усвоения, контроля темпа обучения, автоматического тестирования и оценки знаний, хранения и анализа всей информации о каждом обучающемся, должна основывается современная высокотехнологичная система обучения курсанта военного вуза.

На кафедре иностранных языков ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) осуществляется комплексный подход к проектированию электронных учебных изданий различных форм и жанров по военным специальностям вуза на основе типовых компонентов виртуальной среды и составляющих их виртуальных учебных объектов на основе интерактивно-коммуникативного подхода. В этом направлении на кафедре поставлены задачи развития системы форм и жанров электронных учебных изданий; проектирования структуры, содержания и интерфейса электронных пособий различных форм и жанров; подготовки учебных пособий и дидактических материалов на полиграфической основе, поддерживающих самостоятельную работу курсантов в виртуальной среде обучения.

Мультимедийный учебник — основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой (В.Н.Агеев, 1997).

Для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная (О.В.Зимина, 2003).

Мультимедийный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Преимущества использования электронного учебника курсантами на практических занятиях по иностранному языку и, особенно, во время самостоятельной работы заключаются в том, что он:

  1. допускает адаптацию в соответствии с потребностями курсанта, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

  2. предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

  3. дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

  4. выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и т.д.

Содержание электронного учебника по специальности «Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения специальных сооружений и объектов авиации» построено на представлении лексико-грамматического материала в трех виртуальных средах: концептуальной, процессуальной и контекстуальной.

Проблема концептуальной составляющей заключается в полноте представления лексико-грамматического материала; его структурной организации на электронном носителе (уровней и способов систематизации, способов и приемов ее визуализации, моделирования гипертекстовой и гипермедиа архитектуры представления учебного материала и т.п.); качества способов представления содержания учебного материала с помощью различных учебных объектов (текстов, лексико-грамматических упражнений, виртуальных моделей, анимационных схем, рисунков и диаграмм, фотоснимков, видео, элементов «виртуальной реальности» и пр.).

Исследование проблем процессуальнойсоставляющей предполагает проектирование в виртуальной среде учебных объектов, предназначенных для освоения курсантами опыта интерактивной деятельности (создание ролевых ситуаций, моделей «виртуальной реальности»); анализ конечного продукта и т.д.

Контекстуальная виртуальная среда предполагает использование способов и приемов объективации опыта интерактивной деятельности по применению полученных знаний в контексте практических проблем повседневной жизни.

Описанная концепция мультимедийного учебника вызывает у курсантов интерес и стремление к познанию, активизирует молодых людей для участия в научно-практических конференциях. Курсанты, изучающие иностранный язык с использованием мультимедийного учебника, основанного на интерактивно-коммуникативном подходе, транслируют более глубокие знания, неординарный подход к проблеме. Реализация интерактивно-коммуникативного подхода к изучению иностранного языка на практических занятиях в военном вузе способствует повышению качества знаний курсантов. Констатирующий эксперимент определил, что показатель качества знаний курсантов повысился на 5% в течение учебного года.

Таким образом, применение новых мультимедийнеых учебников по иностранному языку на основе интерактивно-коммуникативного подхода позволяет курсантам не только эффективно усваивать лексико-грамматический материал, но и развивает умение учиться, раскрывая при этом творческие способности, а также мотивационную готовность к образовательной деятельности.

Литература

  1. Агеев В.Н. Электронная книга: Новое средство социальной коммуникации / В.Н. Агеев М.: Логос. - 1997. – 180 с.

  2. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В Зимина. - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 215 с.

Просмотров работы: 588