Многое зависит от окружения подростка, но именно семья оказывает наибольшее влияние на формирование мировоззрение и поведение ребёнка, поскольку воспитательный процесс охватывает все стороны его личности. Окружение ребёнка, это первичные агенты социализации, которые являются важным примером и основополагающим в оказании большого влияния на то, какие норма усвоит ребёнок и какие ценности будут для него ведущими на протяжении жизни. Именно в детстве вербально и невербально закладываются и формируются понятия нравственности, моральных ценностей, этических норм, которые определяют поведение, а также мотивы поступков в дальнейшей жизни [2, с.70].
В семье закладываются нормы социального поведения, в том числе отношение к алкоголю.
Семья – это социальный институт, одной из функций которого является первичная социализация.
Невыполнение семьей своих функций, неблагоприятная эмоциональная атмосфера, асоциальное или делинкветное поведение родителей, аморальный образ жизни – все эти факторы могут привести к возникновению алкогольной зависимости и другим отрицательным последствиям, ведь родители являются для подростка примером для подражания. Исследование, проведённое Жегусовым Ю.И. показало, что употребление алкоголя в семье влияет на опыт употребления подростками спиртосодержащей продукции.
Так, количество потребляющих алкоголь учащихся в 2,5 раза больше в тех семьях, где всегда выпивают в праздники, чем в семьях, где установлен «сухой закон» [3].
Е. Е. Терещенко отмечает в качестве причин зависимости глубокий психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье [4].
Для того чтобы выявить роль семьи в формировании моделей алкогольного поведения подростков, мы провели социологическое исследование. В качестве инструментария была использована авторская анкета «Проблемные ситуации в нашей жизни», с целью выявить данные об употреблении алкогольных напитков.
В исследовании приняли участие 50 респондентов в возрасте 12-13 лет, причём 7 «А» - дети со средней и высокой успеваемостью, а 7 «В» - дети зоны риска – дети из неблагополучных, неполных семей, с более низкой успеваемостью.
По вопросам употребления алкоголя мы получили следующие данные. 64% опрошенных подростков группы риска (7 «В» класс) пробовали алкоголь. В 7 «А» количество детей, которые пробовали алкоголь составляет 40% детей.
Высокие показатели по вопросам употребление алкоголя, можно связать со взаимоотношениями в семье. Процентное соотношение представлено на сравнительной диаграмме (рис.1)
Рис.1 Сравнительная диаграмма отношений в семье учеников 7 классов
У большинства опрошенных 7 «А» класса доверительные, близкие, дружеские отношения с семьей (60%). Роль семьи в воспитании ребёнка велика, что подтверждается трудами многих учёных. Близкие отношения с родителями помогают ребёнку пройти процесс социализации более успешно.
Но нейтральные взаимоотношения наблюдаются у 35% детей, значит родителям следует изменить эту ситуацию и, возможно, пересмотреть стиль воспитания, для достижения близких отношений с ребёнком. 5% учащихся отметили плохие отношения с родителями, это может привести к негативным последствиям. Среди опрошенных 7 «В» класса 48% имеют близкие, доверительные отношения в семье, нейтральные взаимоотношения у 40% , плохие 12%.
Таким образом, в 7 «В» классе выше число учащихся, пробовавших алкогольную продукцию. Также в 7 «В» классе больше подростков, которые отмечают плохие отношения с родителями, по сравнению с 7 «А». Можно сделать вывод, что неблагоприятная обстановка в семье является одной из причин, побуждающих подростка «протянуть руку к бутылке.»
Белова Ю.Ю. отмечает, что в некоторых университетах разработаны методические пособия по профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ, а также проводятся специальные мероприятия среди студентов [1].
Мы считаем, что такие профилактические меры, безусловно, способствуют формированию отрицательного отношения к алкоголю, но более пристальное внимание следует уделить мероприятиям среди подростков.
Таким образом, на основе данных проведенного нами исследование и выводов исследование Жегусова Ю.И. можно сделать вывод, что в семье закладываются шаблоны поведения в сфере потребления алкоголя. И даже так называемое «культурное» употребление алкоголя в семье становится значимым фактором риска для получения алкогольной зависимости. А это, в свою очередь, может привести к разрушительным последствия как для личности, так и для общества в целом. В заключение необходимо подчеркнуть, что проблема алкоголизма подростков – проблема комплексная и её решение может дать положительный результат только при условии, что её реализация будет осуществляться всеми субьектами деятельности – родителями, учителями, социальными педагогами.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Белова Ю. Ю. Профилактика употребления алкоголя студентами в образовательном пространстве высшего учебного заведения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Научно-теоретический и прикладной журнал. № 10 (48) 2014. Часть I. — С. 28–31
Дюльдина, Ж.Н., Морозова, К.В. К вопросу актуальности духовно-нравственного воспитания детей в условиях современного общества/Дюльдина Ж.Н., Морозова, К.В.// Социогуманитарные и медицинские аспекты развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции. – Прага, 2013. – 67-72с.
Жегусов Ю. И. Влияние семьи на употребление студентами СВФУ табака, алкоголя и наркотиков Ю. И. Жегусов, З. И. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 376-378.
Научно-издательский центр «Социосфера» [Электронный ресурс]// Проблема девиантного поведения и пути её решения решения. – Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/168/problema_deviantnogo_povedeniya_i_puti_ee_resheniya/