Решение задачи начинается с чтения условия, что опирается на умения: выделять в тексте условие (данные величины) и основной вопрос (неизвестные); выделять в тексте отдельные ключевые слова и понимать ситуацию в целом; анализировать наименования указанных в условии величин; отделять существенное от несущественного; разбивать текст на логически законченные части, чтобы переводить их на язык математики. Поиск решения задачи и дальнейшее осуществление найденного плана решения так же требует владения устной и письменной математической речью. Приведем примеры заданий для учащихся, направленные на развитие математической речи. Задание. Найдите ошибку в рассуждении, объясните причину и приведите правильное решение. «Ученик при решении задачи рассуждал так: Задача: У Андрюши 123 почтовые марки, а у Алеши в 3 раза меньше. На сколько марок у Андрюши больше, чем у Алеши? Решение: 1) 123 – 3 = 120 (марок у Алеши); 2) 123 – 120 = 3 (марки). Ответ: у Андрюши на три марки больше, чем у Алеши».
Литература
1. Демисенова С.В., Шебанова Л.П. Использование педагогических технологий обучения во внеклассной работе // Наука и образование в XXI веке: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 31-32.
2. Шебанова Л.П. Задачи для повторения при изучении элементарной математики и методики ее изучения // задачи в обучении математике: теория, опыт, инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию чл. Корр. АПН СССР П.А. Ларичева. Вологда, 2007. С. 235-238.