Актуальность данной темы заключается в том, что валютный курс оказывает существенное действие на внешнюю торговлю страны, поскольку от его уровня в значимой степени зависит конкурентоспособность её продуктов на глобальных рынках. Валютный курс нужен для обмена валют при торговле продуктами и услугами, движении капиталов и кредитов; для сравнения цен на глобальных товарных рынках, а также стоимостных характеристик различных государств; для периодической переоценки счетов в иностранной валюте компаний, банков, правительств и физических лиц.
Одной из функций государства является определение на конкретный период времени целей и задач налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Эта функция осуществляется в пределах географической территории (экономического пространства), находящейся под юрисдикцией правительства данной страны, где могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Составной частью денежно-кредитной является валютная политика, осуществляемая посредством валютного регулирования и последующего контроля за соблюдением установленного порядка совершения операций.
Денежно-кредитная политика представляет собой часть государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния российских граждан. Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, и его приоритетом является обеспечение ценовой стабильности, то есть достижение стабильно низкой инфляции. С учетом структурных особенностей российской экономики установлена цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году и сохранению ее вблизи данного уровня в среднесрочной перспективе. Денежно-кредитная политика воздействует на экономику через процентные ставки, основным ее параметром является ключевая ставка Банка России. Ввиду распределенного во времени характера действия денежно-кредитной политики на экономику Банк России при принятии решений исходит из прогноза развития экономики и оценки рисков для достижения цели по инфляции на среднесрочном временном горизонте, а также учитывает возможные риски для устойчивости экономического роста и для финансовой стабильности.Банк России проводит активную информационную политику, разъясняя причины и ожидаемые результаты своих решений в области денежно-кредитной политики, понимание которых широкой общественностью имеет большое значение для повышения действенности мер Банка России.
Государственное регулирование – это одна из форм управления обществом. Само управление осуществляется с помощью совокупности имеющихся в арсенале данного государства мер с целью создания определенного правопорядка.
Валютное регулирование представляет собой совокупность осуществляемых государственными органами мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на:
создание и обеспечение функционирования государственных органов валютного регулирования и валютного контроля;
установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;
установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;
регламентацию международных расчетов;
поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
Объектом регулирования являются порядок и условия проведения:
операций в валютах;
операций и сделок с другими валютными ценностями;
торговых и других экономических отношений с нерезидентами.
Субъектами регулирования, являются:
резиденты (юридические и/или физические лица);
нерезиденты (юридические и/ или физические лица);
эмиссионные (центральные) банки;
правительства (исполнительные органы) – по вопросам возможности и объемам кредитования иностранными государствами или Центральным банком;
девизные (уполномоченные) банки;
экспортеры и импортеры;
инвесторы (резиденты и/ или нерезиденты).
Одним из методов валютного регулирования является установление и изменение соотношения спроса и предложения на рынке.
В качестве предмета регулирования могут выступать следующие операции:
покупка — продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны;
расчеты между резидентами и нерезидентами в национальной валюте;
расчеты между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте;
трансфертные перемещения реальных и финансовых ресурсов;
сроки расчетов по текущим операциям;
обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке или Центральному банку;
количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических лиц – резидентов;
размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют;
количество и виды перемещаемых через границу товаров;
размер импортных и (или) экспортных пошлин;
размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами и на экономической территории страны — нерезидента;
возможность, виды и размеры сделок с драгоценными металлами и камнями;
размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты Центрального банка);
бюджетный дефицит;
значение обменного курса валют.
Способы воздействия на валютное регулирование делятся на следующие виды:
В сфере текущих операций применяются следующие виды ограничений:
блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров на территории страны либо ограничение возможности распоряжаться полученными средствами;
обязательная продажа всей или части валютной выручки экспортеров-резидентов центральному или уполномоченным банкам, имеющим соответствующую лицензию, либо на обычных или торговых сессиях одной или нескольких специализированных государственных или коммерческих валютных бирж.
установление ограничения на продажу иностранной валюты импортерам-резидентам (только при наличии соответствующего разрешения валютного контроля). В некоторых странах импортер обязан внести определенный депозит в национальной валюте на счет в уполномоченном банке для получения импортной лицензии.
ограничение права импортеров-резидентов на совершение форвардных, фьючерсных и (или) опционных операций по приобретению иностранной валюты;
запрещение продажи отечественных товаров за рубежом за национальную валюту;
запрещение оплаты отдельных категорий импортных товаров в иностранной валюте (с принудительным проведением расчетов через клиринговые счета).
регулирование сроков платежей по экспортным и импортным операциям в связи с широким распространением в условиях дестабилизации курсов операций типа «leadsandlags» («опережения и отставания»), заключающихся в ускорении или затягивании производства расчетов по внешнеторговым операциям в зависимости от ожидаемых изменений валютных курсов.
установление прямых либо косвенных ограничений на продажу иностранной валюты резидентам на внутреннем рынке.
множественность валютных курсов, представляющая собой дифференциацию курсовых соотношений валют по различным видам операций, товарным группам, регионам.
К валютным ограничениям, действующим в настоящий момент в РФ, относятся: Запрет совершения каких-либо действий, например, общий запрет валютных операций между резидентами, за некоторыми исключениями (ст. 9), запрет купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации, минуя уполномоченные банки (ч. 1 ст. 11 ФЗ № 173-ФЗ). Установление определенного лимитирования каких-либо действий. Например, в соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 173-ФЗ переводы физическим лицом резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, возможны в сумме, не превышающей в течение одного операционного дня 5 тыс. долл. США;
В заключении еще раз хочется отметить, что бегство капиталов из России влечет негативные экономические и политические последствия. Отток капитала является одной из причин отказа зарубежных стран предоставить внешние валютные займы России, не позволяет финансовой системе государства аккумулировать достаточные инвестиционные ресурсы для модернизации экономики в целом. Поэтому создание эффективного механизма контроля за репатриацией выручки от экспортных услуг имеет решающее значение. Он должен быть направлен на то, чтобы заработанные валютные средства экономически выгоднее было бы вкладывать в развитие российской экономики. Данную задачу возможно решить только путем комплексных мер экономического и политического характера, необходимы серьезные изменения в законодательстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Струченкова Т.В. Валютные риски: анализ и управление. – М.: Кнорус, 2010 г. – 216 с.
Хаменушко. И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.: 60x90 1/16.
Домащенко Д. В., Финогенова Ю. Ю. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности- М.: Магистр, ИНФРА-М Издательский Дом, 2015. - 240 с.: 60x90 1/16
Котелкин. С.В. Международные финансы- М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 688 с.: 60x90 1/16
Любецкий. В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 350 с.: 60x90 1/16