Умение человека оценивать пространственные ориентиры развивается и при выполнении двигательных действий и упражнений, основанных на чувстве восприятия пространства, определения расстояния по звуку, разнообразным положением тела в пространстве, мышечно-суставном чувстве и т.д. Внимание учащихся обращают на наиболее выраженные моменты: фиксация внимания на направление приближенного мяча, на мышечное ощущение при правильной ловле мяча, заставляя неоднократно повторять движение с целью его закрепления. Являясь сложными комплексами, пространственные образы включают в себя не только сенсорные компоненты, но и в значительной степени логические. Особенно это начинает проявляться в школьном возрасте в связи с началом систематического обучения, формирования терминологии о пространстве, обозначающей общие признаки и отношения пространства и позволяющей обобщать разнородные чувственные знания.
При развитии балансировки своего тела в пространстве слепые и слабовидящие, так же, как и зрячие, ориентируются на чувство гравитации, хотя зрячим в этом оказывает значительную помощь визуализация в качестве контроля над координацией, соотношением своего тела и положением вещей.
Таким образом, для детей с нарушением зрения важнейшей задачей становится развитие координационных способностей(ориентация в пространстве, способность соразмерять физические усилия) и повышение уровня двигательной активности.
Актуальность работы состоит в том, что рациональное использование доступных для детей с патологией зрения упражнений и элементов голбола на координацию движений и ориентировку в пространстве на уроках физической культуры позволяет значительно улучшить координационные способности , умение находить себя в микро- и макропространстве данной категории детей.
Для оценивания определения расстояния в большом пространстве, определяется месторасположения предметов в пространстве, ориентировки относительно себя, а также определения условных точек зала, нами был проведен следующий тест:
Исследование пространственного восприятия
а)Оценка расстояния в большом пространстве (близко, далеко)
б) Определение взаимного расположения предметов в пространстве(на верху, внизу, справа, слева, в, перед, за, на, под, сзади, спереди).
в) Ориентировка относительно себя (твоя левая рука, правая нога, его левая рука, правая нога; перед тобой, сзади него).
г) условные точки зала (центр, середина, углы: верхний правый, верхний левый, задний правый, задний левый).
Анализ динамики пространственного восприятия
Для сравнения результатов анализа мы выбрали 1 класс и 4 класс. В 1 классе уровень выполнения задания (а) с самого начала на наблюдения был высоким и составлял 89%, что говорит о хорошей ориентации детей в определении расстояния (далеко-близко). Ребята неплохо определяли взаимное расположение предметов.
Начальный уровень в сентябре был достаточно высок (67%) и к марту достиг 89%. Ориентировка относительно себя (в) представляло достаточную сложность.
В начале наблюдения количество ребят, справлявшихся полностью с заданием, составляло 55%.
В результате коррекционных занятий количество ребят, справившихся с заданием на 3 уровне, увеличилось до 78%. Для слабовидящих детей это хороший результат. Особую трудность вызвало выполнение задания (г). Только 1 ребенок (11%) полностью выполнил его в начале наблюдений. К концу периода наблюдений таких ребят было четверо, что составило 44%.
Ребята 4 класса уже в начале наблюдений имели высокие результаты. Возможно, хорошие показатели обуславливаются и тем, что дети привыкают к обстановке, которая не менялась на протяжении их обучения.
Приходя во второй класс, дети уже знали примерно, где и какие находятся ориентиры в помещениях, и, исходя из прошлого, опыты умели быстро восстановить знания при повторении материала.
В ходе дальнейших занятий шла только небольшая коррекция навыков пространственной ориентации.
Таким образом, наивысший темп развития пространственной ориентировки наблюдается именно в школьном возрасте. Это самый благодатный период для занятий, поскольку функция совершенствуется наиболее быстро.
Изменения хорошо закрепляются и носят качественный характер. В дальнейшем происходит ее коррекция только при условии проведения усиленных систематических занятий, в которые могут быть внедрены элементы техники игры голбол.
Список литературы
1.Аветисов Э.С. Близорукость / Под общ.ред. Э.С. Аветисова. – 2-е изд., перераб.И доп. – М., 2002. – 2002. – 284с.
2.Евсеев СП., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001.
3. // Журнал "Адаптивная физическая культура" N 1-2, 2000; N 3-4, 2001.
4.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства. М.,1964.
5. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.,1989.
6. Главное управление школ Минпроса СССР НИИ Дефектологии АПН СССР. Программы 1-1 V классов специальной общеобразовательной школы для слепых детей. М. - 1986.
7. ДевятоваМ.В. Берегите спину. СПб., 1991.
8. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. М. 1990.
Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. СПб., 1996.
9. Денисова М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа (авторская) для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога //Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелой зрительной патологией. СПб., 1995.
10. Дефектология. Словарь-справочник. - Под редакцией Б.П. Пузанова. М.: "Новая школа". -1996.
11.Барсуковой И.Г. Всероссийское общество слепых. История ВОС в лицах,цифрах, фактах – М.: Тифлоинформ, 1995. – 95 с.
12.Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр.ВЛАДОС, 1998. – 480 с.: ил.
13.Ермаков В.П., Якунин ГА. Основы тифлопедагогики. Развитие,обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000