Пешеходный туризм (как и все перечисленные виды туризма) имеет целевую функцию – спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересеченной местности, а также совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа. Преодоление естественных препятствий на маршруте спортивного туристского похода продиктовано самой сущностью спортивного туризма и является важнейшим мотивом, побуждающим людей заниматься данным видом деятельности
Процесс обучения в спортивном туризме, как правило, направлен па подготовку инструкторов спортивного туризма, основными формами проведения учебных мероприятий являются школы, семинары, сборы, очно-заочные мероприятия, которые, как правило, проводится непосредственно в местах проведения соревнований. Каких-либо методических разработок, направленных на обучение технике преодоления естественных и искусственных препятствий нами не обнаружено.
Цель исследования: провести анализ особенностей преодоления естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме и разработать методику обучения преодолению отдельных естественных и искусственных препятствий в пешеходном виде спортивного туризма.
Результаты исследования и их обсуждение.
Анализ специальной литературы выявил, что преодоление естественных препятствий составляет суть спортивного туризма и является важнейшим мотивом, побуждающим людей заниматься данным видом деятельности. Основным содержанием спортивно-туристской деятельности является преодоление естественных препятствий природного рельефа местности. Эти препятствия отличаются большим многообразием: скалы, снег, лед, водные преграды и многие другие типы, виды и формы естественных препятствий макро и микрорельефа местности.
Многообразны и условия преодоления препятствий: климатические, метеорологические, высокогорные и другие. При преодолении естественных препятствий используются различная техника и тактика, различные средства передвижения и обеспечения безопасности
Преодоление естественных препятствий требует различной по времени и интенсивности работы туриста-спортсмена. Туристская работа в данном случае – это совокупность физических и технических действий туриста-спортсмена. Она имеет определенное сходство с физическими упражнениями, принятыми за первооснову в теории и методике физического воспитания, но значительно шире по своему содержанию.
Процесс обучения в спортивном туризме, как правило, направлен на подготовку инструкторов спортивного туризма, основными формами проведения учебных мероприятий являются школы, семинары, сборы, очно-заочные мероприятия. Этот процесс скоротечен, в результате чего, зачастую, не хватает времени, чтобы в полной мере пройти курс обучения, это оставляется, как правило, на самостоятельное обучение. Данная система подготовки носит общий характер, не отражает особенностей подготовки туристов по видам спортивного туризма.
Ряд авторов, отмечают, что для занятий спортивным туризмом необходимо использовать специально оборудованные площадки (полигоны). Проведенный нами анализ научной и методической литературы показывает на отсутствие научно обоснованных методик обучения техники преодоления препятствий в условиях учебно-тренировочных полигонов, а также их содержания и структуры.
Вывод. Подготовка в спортивном туризме является обширным процессом, основными блоками которой являются: общетуристская, специальная, физическая, техническая, тактическая, психологическая и интегральная виды подготовки. Техническая подготовка является основой в процессе обучения технике преодоления естественных и искусственных препятствий, и реализуется в основном в условиях учебно-тренировочных походов.