Сохранение и укрепление здоровья детей это существеная проблема, процесс в значительной мере зависит от влияния множества факторов, одним из которых является нормальная масса тела. Достаточно актуальным является вопрос: ребенок и ожирение. От укрепления здоровья детей зависит здоровье будущих поколений. Поэтому существует необходимость борьбы с ожирением и контроля за массой тела детей. В этом и заключается актуальность нашего исследования, которое имеет особый научно-практический интерес.
Проблема же заключается в поиске наиболее эффективных средств борьбы с ожирением детей. В данной работе предпринята попытка определить эффективность средств и методов физической реабилитации детей, страдающих ожирением начальной степени.
Объект исследования: процесс реабилитации детей с ожирением I степени.
Предмет исследования: средства и методы физической реабилитации детей с ожирением I степени
Цель: изучить влияние средств и методов АФК в процессе реабилитации детей школьного возраста с ожирением I степени.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Разработать программу физической реабилитации для детей с ожирением.
3. Оценить эффективность развития физических качеств.
Эксперимент проводился в течение 5 месяцев с сентября 2015 года по январь 2016 года и состоял из 3 этапов:
1этап – сентябрь 2015 года включал в себя подготовку к эксперименту. На данном этапе было получено разрешение на проведении эксперимента у директора общеобразовательного учреждения и родителей учащихся, проведен анализ научно-методической литературы, разработан и уточнен план работы, проанализированы медицинские карты. Также были сняты показатели, характеризующие функциональное состояние внешнего дыхания, дана первичная оценка функциональным возможностям респираторной системы. Начаты занятия адаптивной физической культурой.
2 этап – с 1октября - по 30 ноября 2015 года. На этом этапе нами было проведено промежуточное исследование показателей физического развития и физической работоспособности и была дана их оценка. Проведены беседы с медицинским персоналом учреждения, с родителями и их детьми.
3 этап – с декабря – по январь 2016 года нами было проведено заключительное исследование и дана оценка функциональным возможностям организма детей.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, анкетирование.
До нашего эксперимента нами было проведено тестирование детей с ожирением. Были выделены две группы: экспериментальная и контрольная. В каждой группе было по 5 детей, учеников 4-5 классов Шуйской школы-интерната VIII вида. В обеих группах были проведены измерения скоростных, силовых способностей, общей выносливости, гибкости и координации. Кроме того, был проведен опрос детей, в ходе которого выяснили, что дети ведут малоподвижный образ жизни.
В экспериментальной группе ,провели анкетирование по мотивации к занятиям физической культурой и правильному питанию. Также нами был проведен классный час с родителями детей, входящих в экспериментальную группу. На собрании мы объяснили родителям детей (с ожирением I,II степени) важность ЛФК, объяснили с чего правильно начинать и как часто проводить занятия.
На протяжении всего периода реабилитационных действий нами проводились упражнения на развитие физических качеств и двигательной активности. По результатам анкетирования, нам удалось выяснить, что дети не были сторонниками правильного питания. Они предпочитали сладкое, мучное, жаренное, овощи и фрукты в рацион не входили. Детей не интересовали подвижные игры и занятия спортом. Мы измерили рост, вес, объем талии, вычислили индекс массы тела по формуле ИМТ = вес/(рост)^2.
. В обеих группах были проведены измерения скоростных, силовых способностей, общей выносливости, гибкости Результат был не удовлетворительный. В экспериментальной и контрольной группе были дети с II - I степенью ожирения.
После физической реабилитации, мы еще раз провели анкетирование, результаты показали, что заметно поменялся рацион питания. Они стали употреблять больше фруктов и овощей, отказались от сладкого и мучного. В экспериментальной группе , по словам родителей, дети стали себя лучше чувствовать, увеличилась двигательная активность. Дети полюбили подвижные игры, стали более координированными, гибкими. Результаты отличались от первоначальных, показатели улучшились.
Кроме того наблюдалось улучшение самочувствия и повышение активности у детей (с ожирением I,II степени)
В реабилитации больных с ожирением применялись ЛФК и диета, направленные на решение следующих задач: улучшение и нормализацию обмена веществ, в частности, жирового обмена; уменьшение избыточной массы тела; восстановление адаптации организма к физическим нагрузкам; нормализация функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма, страдающих при ожирении; улучшение и нормализация двигательной сферы больного.
В лечебной физкультуре общая физическая нагрузка была индивидуализированной в соответствии с функциональными возможностями организма больного. Для достижения наибольшего эффекта различные формы лечебной физкультуры чередовались в течение дня. Продолжительность каждой процедуры лечебной гимнастики - от 5 до 45-60 мин. В лечебной гимнастике использовались предметы и снаряды: медицинболы (1-4 кг), гантели (1-3 кг), эспандеры и т. д.
Наибольший эффект снижения массы тела и улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой системы у больных с первой степенью оказывали упражнения на тренажерах (велотренажер, гребной велоэргометр, тредмил - беговая дорожка). Больным со II степенью ожирения, имеющим функциональные изменения сердечно сосудистой системы, ранее занимавшихся физической культурой или спортом, рекомендовали во время занятий на тренажерах физическую нагрузку, вызывающую прирост частоты сердечных сокращений на 75 % от исходной частоты сердечного ритма (в покое), при этом 5 минутные нагрузки чередовали с 3-минутными паузами для отдыха. Продолжительность одного занятия - от 30 до 90 мин, а курс состовлял 18-20 занятий.
Примерная схема занятий:
больные с ожирением ІІ - І степени с сопутствующими заболеваниями, но с удовлетворительным состоянием сердечно сосудистой системы: 2 раза в неделю - ЛГ, 2 раза - дозированная ходьба (ДХ), по одному разу дозированный бег (ДБ) и спортивные игры (СИ).
- больные с ожирением ІІ - І степени без сопутствующих заболеваний: 2 раза - ЛГ, 1 раз - ДХ, 2 раза - ДБ, 1 раз - СИ.
Плавание оказало разностороннее влияние на организм. Занятие плаванием состояло из 3 частей: вводной (10 - 15 мин) - занятие в зале ("сухое" плавание); основной (30 - 35 мин) - плавание умеренной интенсивности различными способами с паузами для отдыха и дыхательных упражнений (5 - 7 мин) и заключительной (5-7 мин) - упражнения у бортика для восстановления функций кровообращения и дыхания.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
На основании анализа научно-методической литературы выявлено, что наиболее эффективными средствами АФК, используемыми в комплексной программе лечения ожирения являются ЛФК, массаж, диетотерапия, плавание, фитбол.
Разработанная программа представляет собой сочетание теоретических и практических занятий под руководством инструктора-методиста по физической реабилитации, самостоятельных занятий дозированной ходьбой, занятий ЛФК.
Результаты проведенного экспериментального исследования подтвердили преимущества разработанной нами программы реабилитации. В экспериментальной группе улучшились показатели скоростных, силовых способностей, общей выносливости, гибкости и координации. Так же снизился вес, уменьшился объем талии. Изменился рацион питания. На основании этого можно сделать вывод, что разработанная программа является эффективной в реабилитации детей 10- 12 лет, страдающих ожирением I-II степени.
Список литературы:
1.Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.
2. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. (Высшее образование.).
3. Аверьянов А.П., ГОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Россия.
4. Старкова Н. Т., Бирюкова Е. В. Ожирение у подростков. В кн.: Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты. Под ред. И. И. Дедова, Г.А. Мельниченко. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. С. 332–349.
5. Актуальные вопросы оздоровления, реабилитации и спортивной медицины : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 10-летию фак. физ. культуры и спорта ЮуРГУ. - Челябинск, 2005. - 93 с.
6. О.К. Нетребенко ,Ожирение у детей: истоки проблемы и поиски решений.
ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Росздрава, Москва,2011.-12 с.
7. Клиорин А. И. Ожирение в детском возрасте. Л., «Медицина», 1978, 176 с.